Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения между консультантами и клиентами




 

Отношения между консультантами и клиентами можно разделить на универсаль­ные и на специфические отношения, которые устанавливаются в процессе работы с конкретными клиентами. Одним из видов поведения, связанного с универсальными отношениями, является попытка наладить сотрудничество всегда, когда это возможно. Мультимодальные консультанты стараются работать вместе с клиентами. Существует еще одно правило, которого следует придерживаться при налаживании универсальных отношений: недопустимо задевать чувство достоинства клиента как человека, хотя его неадекватное поведение можно резко критиковать.

«"Выбор отношений" не менее важен при проведении психотерапии, чем "выбор техники"» (Lazarus, 1993a, р. 404). Большинству клиентов отношения с консультантом обеспечивают «почву, позволяющую техникам пустить корни» (Dryden, 1991, р. 17). В отличие от Роджерса, который обычно предлагает «тщательно культивируемую сер­дечность, искренность и эмпатию всем своим клиентам» (Dryden, 1991, р. 18), Лазарус пытается «подогнать» отношения к характеру конкретных клиентов, а также к потреб­ностям, которые преобладают у клиента в различные моменты консультирования. Не­которым клиентам оказывается достаточно внимательного выслушивания. Однако мно­гим клиентам требуется, чтобы консультанты выбирали и использовали определенные техники, которые помогли бы клиентам развивать навыки, позволяющие справляться с решением проблем, указанных в их профилях модальности. Таким образом, консуль­тантам нужно предлагать отношения, выходящие за рамки внимательного выслушива­ния.

Лазарус говорит о важности гибкости и многосторонности и использует метафору «подлинный хамелеон» (Kwee, Lazarus, 1986; Dryden, 1991; Lazarus, 1993a), чтобы под­черкнуть, что мультимодальные консультанты изменяют стиль отношений с целью обеспечения высокого качества в сочетании с соответствием ожиданиям, личности, проблемам и целям клиентов. Лазарус описывает четыре различных, но имеющих об­щие черты, способа изменения отношений с клиентами.

Применение континуума отношений. О взглядах мультимодальных консуль­тантов на оказывающие помощь отношения можно получить представление, рассмот­рев используемый консультантами континуум от «очень тесной связи и зависимости на одном конце до довольно формальной, практичной причастности — на другом» (Kwee, Lazarus, 1986, p. 333). В ходе консультирования отношения следует гибко изме­нять, чтобы они соответствовали ожиданиям и предпочтительным модальностям каж­дого клиента. Например, некоторые люди плохо реагируют на сердечность и эмпатию консультанта и предпочитают более деловой подход.

Использование стилей, позволяющих консультанту соответствовать инте­ресам клиентов. При изменении стиля консультирования с целью достижения мак­симального соответствия конкретным клиентам возникают следующие вопросы: «Надо ли быть холодным, надо ли быть сердечным, надо ли быть умеренным, и если надо, то когда; надо ли вступать в конфронтацию, и если надо, то когда; надо ли быть "своим парнем", дружелюбным, легкомысленным, неофициальным, а не "профессиональным", и если надо, то когда; когда самораскрываться или оставаться загадочным; когда быть тонко чувствующим, добрым и мягким, а когда действовать подобно жесткому армейскому сержанту; когда и как использовать свои способности оказывать поддержку и давать указания?» (Lazarus, 1993a, р. 405).

Измерение способности оказывать поддержку и давать указания. В ходе консультирования мультимодальные консультанты постоянно спрашивают себя, на­сколько оказывающими поддержку и директивными они должны быть с клиентами. Существуют четыре возможности: высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, низкая степень директивности — низкий уровень поддержки, низкая сте­пень директивности — высокий уровень поддержки и высокая степень директивности •— низкий уровень поддержки. Эффективно работающие консультанты переключаются с одного способа на другой, пользуясь поочередно всеми четырьмя «в духе хамелеона» (Dryden, 1991, р. 19). Лазарус использует, главным образом, способ высокая степень директивности — высокий уровень поддержки, так как он рассматривает консультиро­вание как образовательный процесс, в котором главная роль консультанта — это роль клинического учителя. Кроме того, клиенты гораздо быстрее изменяются, если они го­товы к высокому уровню директивности и к высокой степени поддержки.

Использование отношений, в основе которых лежат различные выбранные техники. Лазарус использует техники, которые сходны с техниками, применявшими­ся Фрейдом, Роджерсом, Перлсом, Эллисом, Адлером, Хейли и бихевиористами. С це­лью приспособления воздействий к потребностям каждого конкретного клиента Лаза­рус также проявляет гибкость, используя отношения, которые подразумеваются дан­ными техниками (Lazarus, 1989с). Например, Лазарус может применять роджерианское отражение, гештальтистскую психодраму, техники, основанные на использова­нии воображения, поведенческий тренинг ассертивности и, соответственно, может из­менять характер отношений, которые он предлагает.

На выбор стиля отношений Лазарусом больше всего влияют его восприятие готов­ности клиентов к изменению и уровень их сопротивления. Выбор отношений в наи­большей степени зависит от текущих взаимодействий консультанта с клиентами. На­пример, Лазарус выбрал чрезвычайно мягкую манеру общения с очень робкой и застен­чивой молодой клиенткой, которая бурно протестовала против необходимости иметь дело с «шумными, назойливыми, неприятными людьми»; он разговаривал с этой жен­щиной почти шепотом (Lazarus, 1993a, р. 406). В результате клиентка, у которой не сложились отношения с двумя предыдущими консультантами, стала эффективно со­трудничать с Лазарусом.

 

Наведение мостов

 

Наведение мостов — техника улучшения взаимопонимания, иллюстрирующая гиб­кость мультимодальных консультантов. При наведении мостов консультанты настраи­ваются на предпочтительные модальности клиентов, а затем мягко направляют клиен­тов к модальностям, которые могут оказаться более продуктивными (Lazarus, 1989a, 1992). Клиенты с большей вероятностью почувствуют, что консультанты их понима­ют, если консультанты сначала будут реагировать в рамках системы представлений, которые являются предпочтительными для клиентов. Другими словами, консультанты сначала «разговаривают на языке своих клиентов» или «начинают продвижение с того места, где находятся клиенты», и только затем переходят к менее предпочитаемым модальностям. Преимущество такой тактики заключается в том, что в дальнейшем кли­енты будут меньше сопротивляться работе в этих других модальностях.

Лазарус приводит следующий пример. Один консультант спросил своего клиента: «Что вы почувствовали, когда узнали, что ваш отец решил уйти из дома?», клиент отве­тил: «Мой отец был склонен выдвигать на первый план свои потребности и никогда не учитывал интересов моей матери и моих интересов» (Lazarus, 1992, р. 247). Вместо того чтобы оказывать на клиента давление в рамках эмоциональной модальности, муль-тимодальный консультант сначала присоединился к нему в когнитивной модальности. Затем, примерно через пять минут, консультант смог перекинуть мостик в менее опас­ную (в представлении клиента) модальность, чем эмоциональная. С этой целью он за­дал такой вопрос: «Между прочим, можете ли вы сосредоточиться на ощущениях, ис­ходящих из какой-либо области вашего тела?». Затем, после обсуждения ощущений, консультант смог перекинуть мост в эмоциональную модальность, Для этого он задал клиенту следующий вопрос: «Я еще раз хочу вас спросить, что вы чувствуете в связи с уходом из семьи вашего отца» (Lazarus 1992, р. 248). К этому моменту клиент должен уже гораздо слабее сопротивляться раскрытию чувств.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...