Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мультимодальное исследование




 

Первичные интервью

 

Первые несколько сессий проводятся не на основе жесткого сценария. Консультанты могут встречаться с отдельными людьми, парами или семьями. Они могут начинать с легкой светской беседы и со сбора основной информации (например, с уточнения адре­са и номера телефона) и только потом переходить к более детальному исследованию. Вот два главных вопроса, которые консультанты задают клиентам, когда те предъявля­ют свои жалобы: «Что привело к возникновению данной ситуации?», «Кто или что спо­собствует сохранению ситуации в этом состоянии?» (Lazarus, 1989с, 1992). Кроме того, консультанты ищут признаки психоза, органических нарушений и депрессии. С самого начала консультанты стараются определить, к каким именно модальностям BASIC I.D. относятся жалобы их клиентов. Помимо этого, консультанты стараются оценить ожи­дания клиентов относительно результатов консультирования и выбрать наиболее под­ходящий стиль отношений. К тому же они определяют сильные стороны и положитель­ные качества клиентов. Довольно часто во время начальных интервью консультанты используют определенные воздействия, например когнитивный диспут. В конце перво­го интервью консультанты просят большинство взрослых клиентов заполнить 15-стра-ничную Мультимодальную анкету истории жизни (Lazarus, Lazarus, 1991a). В этой анкете содержится множество вопросов, касающихся происшедших ранее событий и факторов сохранения, причем ответы подразделяются на категории BASIC I.D.

Важным является следующий принцип мультимодального консультирования: «Знай собственные ограничения и сильные стороны других специалистов» (Dryden, 1991, р. 30). Следует обращаться за помощью и советом к другим консультантам, если они имеют необходимые навыки или личный стиль, более подходящий для работы с кон­кретным клиентом (если соответствующими навыками не обладает основной консультант). Лазарус считает, что ему не особенно хорошо удается работать с людьми, имею­щими серьезные нарушения, например с шизофрениками и людьми, которые злоупот­ребляют различными веществами, вызывающими зависимость, а также с подростка­ми. Он разыскивает более опытных или одаренных консультантов для таких клиентов. Направить клиента к другому консультанту лучше до установления связи между этим клиентом и первоначальным консультантом. Лазарус также направляет клиентов в группы самопомощи, такие как общества Анонимных алкоголиков, Анонимных обжор, Родителей-одиночек.

 

Профиль модальностей

 

Лазарус (Lazarus, 1992) пишет: «Опорой мультимодального анализа являются Профи­ли модальностей и Структурные профили» (р. 246). Профиль модальностей — это таб­лица BASIC I.D., в которой перечисляются проблемы, возникающие в пределах каждой модальности, и рекомендуемые воздействия. Лазарус составляет такие профили толь­ко тогда, когда при консультировании прогресс достигается недостаточно быстро и воз­никают непредвиденные проблемы. Примерно к началу третьего занятия консультан­ты обычно получают достаточное количество информации из собеседований и анкеты истории жизни и приступают к составлению плана предварительного Профиля модаль­ности для клиента (как правило, на это уходит 15-20 минут). Иногда клиентов просят набросать собственные Профили модальностей самостоятельно, а затем клиент и кон­сультант сравнивают записи (Lazarus, 1989с). Мультимодальные консультанты отно­сятся к профилям модальностей клиентов как к набору гипотез. Консультанты показы­вают профили модальностей клиентам и обсуждают с ними эти профили.

Табл. 14.1 представляет собой пример Профиля модальностей, который консуль­тант составил для 37-летнего человека, обратившегося к нему в связи генерализованной тревогой (Lazarus, 1992, р. 242).

 

Структурный профиль

 

Структурный профиль появляется в конце Мультимодальной анкеты истории жизни. Здесь клиентов просят оценить себя по каждой из модальностей BASIC I.D., используя 7-балльную шкалу; в этой шкале 1 балл соответствует самой низкой оценке, а 7 баллов — самой высокой оценке. Описания каждой модальности были даны в начале этой главы при знакомстве с семью модальностями BASIC I.D. Структурный профиль обеспечива­ет получение полезной и для консультанта, и для клиента дополнительной информа­ции о том, как клиент взаимодействует с миром. Это взаимодействие легко предста­вить в виде диаграммы.

В дополнение к включающей семь вопросов Мультимодальной анкете истории жиз­ни Лазарус составил стандартизированную Структурно-профильную анкету (SPI), которая содержит 35 пунктов и образует Приложение 4 в книге Лазаруса (Lazarus, 1989с). SPI оказалась очень полезной при консультировании супружеских пар. Про­фили позволяют точно установить причины отсутствия взаимопонимания и делают возможными плодотворное обсуждение и принятие оптимального решения. Иногда про­фили показывают, что консультирование по проблемам развода — более реалистичес­кая перспектива, чем консультирование по проблемам брака, например, если один парт­нер в наибольшей степени ценит выражение эмоций и межличностную близость, а его отношение к поведению и когнициям характеризуется нижней отметкой, в то время как другой партнер имеет «противоположный» профиль.

 

 

Отслеживание

 

Клиенты имеют довольно устойчивые модели (или распределение модальностей), от­ражающие порождение отрицательных эмоций, хотя при определенных обстоятель­ствах эти модели могут изменяться. Отслеживание подразумевает осторожную оцен­ку «порядка запуска», распределения цепи реакций различных модальностей. Напри­мер, клиент может генерировать отрицательные эмоции, сфокусировав свое внимание на ощущениях (S) (например, на сильном сердцебиении), «запускающих» когниции (С) (например, «Должно быть, я серьезно болен или умираю»), «запускающих» аверсивные образы (I) (например, картины фатальной болезни), которые «запускают» неаде­кватное поведение (В) (например, уход в себя) (Lazarus, 1989a). У другого клиента вме­сто порядка запуска SCIB, обрисованного выше, может наблюдаться модель CISB (ког­ниции — образы — ощущения — поведение).

Отслеживание, в частности, позволяет консультантам помочь клиентам понять механизм именно тех процессов, с помощью которых они порождают отрицательные эмоции; таким образом клиенты получают возможность произвести соответствующее вмешательство. Кроме того, отслеживание помогает консультантам выбрать и распо­ложить в соответствии с приоритетностью техники лечения. Лазарус (1989а) приво­дит следующий пример. Женщина, страдавшая от агорафобии, проследила у себя поря­док запуска CISA. Показательной была следующая когниция (С): «Что, если я упаду в обморок?», за ней следовали мысленные образы (I) (представление, как она глубоко дышит и теряет сознание), запускавшие ощущения (S) (ощущения головокружения и потных ладоней), которые запускали чувства (А) (чувства напряженности и тревоги).

В соответствии с порядком запуска консультант сначала провел с клиенткой тре­нинг навыков самоинструктирования (Meichenbaum, 1977) по противодействию соб­ственным пагубным когнициям. Затем консультант научил клиентку вызывать у себя образы, позволяющие справиться с ситуацией; женщина стала в деталях воображать, что она сохраняет спокойствие и контролирует себя в вызывающих у нее страх ситуаци­ях (например, при посещении универсама). В рамках сенсорной модальности консуль­тант обучил клиентку медленному диафрагмальному дыханию и дифференцированной мышечной релаксации. Клиентку научили применять тренинг в реальной жизни. Кон­сультант порекомендовал женщине при произведении покупок в супермаркете придер­живаться следующей последовательности: использовать положительные самоинструк­ции (С), затем добавлять образы, позволяющие справиться с ситуацией (I), после чего применять технику диафрагмального дыхания, осознанно расслабляя мышцы, которые в данный момент не задействованы (S). Если бы у клиентки был определен иной поря­док запуска, консультант научил бы ее применять другую последовательность и реко­мендовал бы ей использовать эту другую последовательность в реальной жизни.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...