Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год
Стр 1 из 12Следующая ⇒ Всероссийская олимпиада школьников по истории 2008-09 учебный год Третий (региональный) этап Задания с распределением баллов и ответами 9 класс. I тур 1. 4 балла. Определите, по какому признаку образованы ряды: а) С. П. Трубецкой, А. И. Якубович, А. М. Булатов, Е. П. Оболенский _____________________________________________________________
б) Н. И. Панин, Ф. Ц. Лагарп, М. И. Ламздорф, В. А. Жуковский _____________________________________________________________
в) Н. М. Карамзин, А. С. Шишков, С. С. Уваров, К. П. Победоносцев, М. Н. Катков _____________________________________________________________
г) «Телескоп» (Н. Надеждин), «Московский телеграф» (Н. Полевой), «Европеец» (И. Киреевский), «Русский сборник» (В. Одоевский и А. Краевский) _____________________________________________________________
2. 3 балла. Перед вами исторические понятия. Используя ВСЕ приведенные слова и словосочетания, составьте определения этих понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Вы можете изменять слова по падежам (они даны в именительном падеже) и пр. Первые слова помогут вам понять, о чем идет речь.
а) это – знак различия… (нитяная, толстая, в, вид, металлический, шнур, с, наконечник, оплетка, и) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) это – условие для допущения… (то есть, тот или иной, участие, государственный, право, выбор, к, в, участие, служба, люди, получение) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) это – административная единица… (губернатор, в 1719-1775 гг., состав, в, управляемый, воевода, или, губернии) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. 3 балла. Кем, когда и в связи с чем (о чем) было сказано? Впишите правильный ответ. 1. «Подошло, братья, время битвы нашей». _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. «Тут рассевание французской заразы: отвращение от начальства; автор - мартинист, он бунтовщик хуже Пугачева». ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. «Этого я желаю, требую, повелеваю. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства». ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. 2 балла. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином. 1. Положение бывших помещичьих крестьян, освобожденных от крепостной зависимости, но не переведенных на выкуп, было особенно незавидным. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Недруги с удовольствием отмечали в его деятельности произвольность решений, игнорировавших реальные условия и возможности. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. 6 баллов. Расшифруйте устоявшиеся в российской истории выражения а) «Семеновская история»_________________________________________ ________________________________________________________________ б) «Триада Уварова»______________________________________________ ________________________________________________________________ в) «Преданный без лести»_________________________________________ ________________________________________________________________ г) «Звезда российской бюрократии»_________________________________ ________________________________________________________________ д) «Тверская история» ____________________________________________ ________________________________________________________________ е) «Нищенский (сиротский) надел»__________________________________
________________________________________________________________ 6. 4 балла. Ученику случайно попал в руки отрывок из документа: «Приказ… а в нем сидит диак, да подъячих с 10 человек… В тот Приказ бояре и думные люди не входят и дел не ведают, кроме самого царя… А устроен тот Приказ при нынешнем царе, для того чтоб его царская мысль и дела исполнялися все по его хотению, а бояре б и думные люди о том не ведали». Смысл прочитанного он понял не до конца. Помогите ему, ответив на вопросы. 1. Как называется приказ, о котором говорится в документе? 2. Назовите имя и даты правления царя, при котором он был создан. 3. Кто такой диак? 4. Чем необычен диак, упомянутый в документе? 1. _________________________________________________________________ 2. ____________________________________________________________ 3. _________________________________________________________________4. ________________________________________________________________________________________________________________________________
7. 3 балла. Ученик попросил одноклассника проверить его работу, подчеркнуть все допущенные ошибки и пронумеровать их. Одноклассник оказался не на высоте. Вместо ТРЕХ ошибок, которые были в работе на самом деле, он обнаружил шесть. Ваша задача: написав рядом с соответствующей цифрой «да» (если это правильное утверждение) или «нет» (если оно ошибочное), исправить те утверждения, которые вы считаете ошибочными. В начале XVIII в. (1) была основана Славяно-греко-латинская академия, первое в России учебное заведение, открытое для людей всякого чина, сана и возраста(2). Тогда же появился и первый русский печатный букварь (3); в создании учебников в правление Петра I принимали участие Ф. Прокопович, Л. Поликарпов, М. Ломоносов (4). В «Арифметике» Л. Магницкого традиционное для Руси буквенное обозначение цифр было заменено современными (так называемыми арабскими) цифрами (5). Большое значение имело создание цифирных школ, в которых дети получали начальное образование (6). 1. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 4. ___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. ___________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. ___________________________________________________________________________________________________________________________________
8. 4 балла. Познакомьтесь с таблицей, раскрывающей связь между материальным положением и динамикой возвращения на службу вышедших в отставку дворян. Какие можно сделать предположения о мотивах, побуждающих отставников вернуться на службу? Удельный вес различных имущественных групп отставных офицеров, вернувшихся на службу к 1771 г.
Имущественные категории дворянства: беспоместные и мелкопоместные дворяне – до 100 крестьян; средние помещики – 101- 500 крестьян; крупные помещики – более 500 крестьян. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________
9. 4 балла. Перед вами плакат времен Великой Отечественной войны. Какие изменения, происшедшие в официальной идеологии в начале Великой Отечественной войны, отразились в нем? Кто изображен на плакате?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|