Восприятие → Обработка → Адаптация.
Восприятие → Обработка → Адаптация. Эти три момента зависят от системы восприятия, системы обработки (центральной нервной системы) и системы исполнительных органов, т. е. реакции. Центральная нервная система не связана на прямую с внешним миром, откуда она получает информацию через систему органов восприятия. Последняя располагает органами проприорецептивного и сенсорного восприятия. Если речь идет о проприорецептивных органах, то следует заметить, что они информируют нас о состоянии тела. Их функции по даваемой информации можно разделить на:
Из сенсорных органов для нас огромное значение имеет зрительный анализатор. Он позволяет проводить репродукцию влияния внешнего мира. Особое значение для нашего исследования имеет изучение поля зрения.
3. 2. 1 – Поле зрения одного глаза и двух глаз. Монокулярное поле зрения соответствует картине внешнего мира, который человек может увидеть при помощи одного глаза. Репродукция графика поля зрения одного глаза возможна. Рис. 24. Приблизительное монокулярное поле зрения правого глаза.
Круг на рисунке 24 дает нам гипотетическое представление 180 градусов (которые ограничивают кости черепа, в которых находится глазница). В действительности же монокулярный вид – это вид внутреннего глаза, исключающий на рисунке заштрихованную область. Бинокулярное поле зрения получится тогда, когда наложить друг на друга монокулярные поля зрения левого и правого глаз. Это показано на рисунке 25 и соответствует пространству зрения, которое ограничено пунктирной линией. Бинокулярное зрение обладает разверткой в длину около 110 градусов, и разверткой по фронту 120 градусов.
Рис. 25. Поле зрения двух глаз.
Зоны по бокам от ограниченного пунктирной линией «круга» являются частями зон монокулярного поля зрения и тоже являются активными. Разница между монокулярным и бинокулярным зрением. Мозг воспринимает изображение, начиная с двухмерного, от глаза он получает трехмерное изображение. Бинокулярное зрение позволяет точное приближение к монокулярному зрению, особенно в отношении стереоскопического зрения. У футболистов есть такая тенденция, пользоваться только бинокулярным зрением и игнорировать монокулярное зрение. Это соответствует уменьшению использования максимальной ширины поля зрения: от возможных 180 градусов остается только 120 градусов. Поэтому должна быть такая цель, чтобы научить игроков использовать информацию из монокулярного поля зрения; что более или менее является помощью в улучшении видения игры. В практике необходимо вводить тактические игровые формы, где необходимо, чтобы игроками принималась во внимание информация, как из центрального сектора поля зрения, так и из боковых секторов. Мы предпочитаем одно упражнение (рис. 26), которое служит нам платформой для создания других упражнений по данной теме. Рис. 26.
Два игрока, стоящие по фронту друг к другу тренируют свою игру головой. Одновременно с этим еще два игрока стоят по углам. Они стоят так, чтобы находиться в зоне за пределами 120 градусов для игрока А, и подают сигналы. Если они, например, поднимают левую руку, то игрок А должен оставаться на месте, если поднимают правую руку, то он должен бежать вперед, а если поднимают обе руки, то он должен развернуться и бежать назад.
3. 2. 2. – Система обработки данных.
Данные постоянно вводятся в персептивную систему. Для получения ответов они скапливаются в эфферентной системе. В то время как отношения между «входом» и «выходом» информации Input → Output, на основе дедукции или экспериментальных исследований, более или менее известны, то система обработки данных, в большей части своих функций, неизвестна. Поэтому её называют «черный ящик». В любом случае, мы попытаемся предложить кибернетическую модель обработки данных, которая должна послужить в достижении нашей цели. Наши наблюдения будут также направлены и на то, чтобы, по-возможности, осветить внутренне содержание «черного ящика», и не забыть про уже исследованную его внешнюю сторону (Input и Output). Обратим наше внимание на некоторые основополагающие аспекты центральной нервной системы.
3. 2. 2. 1. – Иерархии в центральной нервной системе. В центральной нервной системе различают 3 иерархические плоскости: 1. Кортикальная плоскость (кора головного мозга). 2. Субкортикальная плоскость. 3. Спинальная плоскость (спинномозговая).
Каждый из этих органов, даже если его дополняют другие, обрабатывает информацию автономно. Эта обработка по её структуре настолько развита, насколько позволяет обрабатывающий орган по своему положению в иерархии. Важные признаки обработки информации. В первую очередь органы показывают на высоком уровне объем памяти, куда запоминается информация, чтобы можно было обрабатывать большое количество информации. По этой причине центры высшей плоскости медленнее перерабатывают информацию. И напротив, субкортикальный центр, и спинномозговой центр обладают большими аккумулирующими способностями. Это обусловливает то, что эти центры, в сравнении с центрами коры головного мозга, обладают более ограниченной областью действия, поэтому число их ответных реакций ограниченно. Но субкортикальный и спинальный центры реагируют быстрее, чем кора головного мозга. Что касается функций этой иерархической плоскости, ограничимся приведением обобщающей информации.
- В области спинного мозга происходит регулировка простых спинальных рефлексов. - Субкортикальные центры «поставляют» стереотипичные примеры действий и контролируют несознательные комплексные движения: автоматизмы. - Кора головного мозга является решающим и самым развитым центром координации и контроля. От неё зависит изучение движений.
3. 2. 2. 2. – Связь между центрами центральной нервной системой. Связи между различными нервными центрами варьируются по моторным требованиям, которые устанавливают более или менее автоматизированное выполнение функций. В связи с этим следует учесть, что с одной стороны механизмы (которые были заучены) на высоком уровне обслуживают себя как автоматизмы, с другой стороны механизмы, которые на первый взгляд работают полностью автоматически, подчиняются так называемому «диспетчерскому центру мозга». По этой причине появляется возможность осознанного вмешательства отдельных автоматизмов. Это дает нам повод поверить, что тренировка содержит в себе намного больше возможностей влияния, чем мы себе представляли.
3. 2. 2. 3. – Канал мощности. Создание плана деятельности связано с основополагающей концепцией кибернетических исследований: каналом мощности. Под каналом мощности понимают количество информации, которую в состоянии обработать центральная нервная система за определенный промежуток времени. Теоретическое рассмотрение данной концепции позволяет дать ответы на вопросы такого плана: «Существуют ли ограничения в количестве информации? », «Возможно ли одновременно делать два осознанных дела, управляемых корой головного мозга? ». Канал мощности направлен на представление того, что осознанная внимательность может быть направлена только на один какой-то аргумент, но не более, как показали многие эксперименты. Между тем, существует определенная величина нагрузки, которую есть возможность с особым вниманием развивать, т. е. увеличивать.
Теперь перенесем канал мощности в футбольный контекст. Во время игры, конечно же, есть ситуации, в которых величина информационной нагрузки может быть преодолена. Это явление способствует возникновению негативных влияний в области обработки информации, появляется неуверенность и страх. Центральная нервная система не может в таких ситуациях логически упорядочить информацию, рассортировать её и точно определить цели. Это должно учитываться, что опытному атлету, в противоположность неопытному, тяжелее преодолеть канал мощности, потому что центральная нервная система экспериментирует со стратегиями решения задач и разрабатывает эти решения, которые способствуют достижению цели интеллектуальными средствами, не преодолевая рамки канала мощности.
3. 2. 3. – Рассмотрение решений выхода из проблемных ситуаций в футболе. Обобщим имеющиеся у нас проверенные данные и попытаемся их связать в одно целое. Выше мы рассматривали, что неисчислимое множество тактических элементов взаимосвязаны с моторными альтернативами. Хочется еще добавить, время, которое нужно для обработки, минимально. Следует учесть то, что развитие игры никогда невозможно полностью предвидеть: ритм и ситуации постоянно меняются. Из этого следует, что время обработки может быть разным по продолжительности. Может случиться, что у игроков в определенном игровом контексте может быть достаточно или даже предостаточно времени для обработки. Обобщенно можно констатировать, исследуя футбол, что динамика игры высока в «ключевых сценах», где повышаются и рамки риска, и воли к победе, и времени, необходимого для обработки данных, становится мало. Это позволяет нам понять одно из основополагающих качеств футбола: необходимость за короткий промежуток времени принимать и обрабатывать очень много информации. Спонтанно встает вопрос: «Как реагирует в таком контексте центральная нервная система? » Ответим, что есть как минимум две стратегии решения:
Итак, для того чтобы лучше объяснить две последние концепции, и потом в них углубиться, мы сочли необходимым, отталкиваться от примеров.
Сравним нервную систему с воинским подразделением. Они состоят из: Отделение управления = кортекс. Командование подразделениями = субкортикальные органы. Войска = спинной мозг.
Представим себе, что нашим войскам нужно вступить в бой с противником, у которого в распоряжении имеется достаточно времени для оповещения своего командования. Последнее составит план, а командиры подразделений вовремя проинформируют об этом личный состав. Контратака будет настолько эффективна, насколько в глобальном смысле слова будут обдуманы все основные пункты. Будем исходить из того, наши войска наступают ночью, когда противник, за исключением часовых, «находится в пижамах». В данном случае у командования не будет времени на оценивание обстановки и информировать об этом личный состав. В таком контексте командование не сможет организовать контратаку. Здесь уже все зависит от того, как будут действовать командиры подразделений и личный состав на местах. Итак, что же сможет сделать армия, которой приходится вести войну с партизанами и постоянными засадами? У неё, как мы уже рассматривали немного выше, есть две возможности:
Таким способом есть возможность проводить контратаку. Но это, конечно же, будет уже не то, когда подразделения действуют слаженно.
которое должно разработать план действий для данной ситуации. Применение этого способа выхода из ситуации, как мы уже говорили, связано с большим недостатком времени, имеющимся в распоряжении войск. Как справиться с этим препятствием? В этом случае командование должно: а) Предугадать направление передвижения противника. b) Составить план действий. Командиры подразделений отдадут личному составу приказ, и армия будет действовать согласно этому приказу. с) Ускорить процесс передачи информации между подразделениями. Командование должно разработать систему, благодаря которой будет происходить скорейшая передача информации о происходящих действиях на все посты. d) Командование должно быть в состоянии влиять на автономные действия командиров подразделений. Мы еще раз приводим пример с партизанами, который нужно связать с футбольной тренировкой. Вы согласны с тем, что в футболистах нужно воспитывать и тренировать применение инстинктивных действий по построению противодействий (как в примере с партизанами)? Или Вы придерживаетесь мнения, что нужно за короткий промежуток времени разработать план и придерживаться его? Я надеюсь, что Вы, без сомнения, выберете второе. Оно накладывается на путь человека в его эволюции.
3. 2. 4. – Кибернетическая модель футболиста. Выше мы рассмотрели целенаправленные нейрофизиологические качества и представили свою точку зрения на основные концепции. Теперь хотелось бы немного углубиться в некоторые из этих тем. Обратная связь. Этот термин был введен в кибернетической науке и его применение оказывается полезным инструментом для исследований и развития. Обратная связь – это знак, отражающий ответное сообщение и делающий возможным улучшение или усовершенствование выходного сигнала. Другими словами, он соответствует обратной связи входа и выхода, и позволяет контролировать и регулировать нейрофизиологические процессы. На основе характеристики у центральной нервной системы появляется возможность подстраиваться под окружающую среду. Для обратной связи мы предлагаем две системы классификации. На основе критерия, который относится к контексту игры, мы получаем: 1) Обратную связь в новой ситуации. 2) Обратную связь адаптации к новым условиям. Хотим обратить Ваше внимание на следующий пример. Если мы с игроками по окончании игры посмотрим фильм об этой же игре, то мы используем обратную связь в новой ситуации. Таким образом, мы настроим свой выход так, чтобы быть в состоянии модифицировать вход: И наоборот, если произойдет следующая ситуация: во время игры я делаю скрещивание с партнером по команде, у которого мяч, и вижу, что этим я ему мешаю, то я импровизированно могу поменять направление движения и бежать уже вслед за ним. Это становится возможным благодаря обратной связи адаптации к новым условиям, которая позволяет мне действовать на основе выхода и соответственно приспосабливаться. В обратной связи различают позитивные и негативные ответные сообщения. Они являются позитивными, если усиливают первоначальное моторное поведение; и негативными, если наоборот ослабляют. Например, если игрок задумал нанести удар по воротам противника в ближний угол, но в последний момент замечает, что вратарь оставляет открытым дальний угол, то его первоначальное намерение резко меняется. Вследствие чего ему в данной ситуации может удастся ударить в дальний угол, по его новому плану, или, все же, он будет с неполной уверенностью быть в ближний угол, а может произойти вообще неожиданное: он ударит по центру ворот. Возьмем того же игрока в ситуации, когда он хочет нанести удар в ближний угол ворот, а вратарь противника, наоборот, концентрируется на дальнем, то здесь будет иметь место позитивная обратная связь, и он, ни в чем не сомневаясь, ударит в ближний угол. В этом последнем случае легко понять, что шансы на успех намного выше, чем в предыдущем примере. Обобщим данную модель синтетически:
Если это касается футбола, который, как и все остальные виды спорта, зависящие от ситуации, является открытой системой, то считаем удобным использование следующей схемы:
В первичных кибернетических процессах не говорят об одной обработке, а говорят о первичной обработке и, следующей за ней, серии обработки обработок. 1-я обработка: Оценка исходной ситуации. Такая оценка не является чистым действием восприятия, речь идет больше об обработке в прямом смысле слова (рис. 27).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|