Проблемы взимания и перспективы развития налогообложения физических лиц
2.1 Проблемы связанные с налогообложением физических лиц и дальнейшие перспективы.
Налог на доходы физических лиц получил широкое распространение во всех странах мировой системы. Это вызвано рядом факторов, определяющих особую роль подоходного налога с населения в общей системе налогообложения. Важнейшим определяющим моментом является, прежде всего то, что объектом обложения данным налогом служит именно доход, реально полученный налогоплательщиком. Преимущество этого налога заключается также в том, что его плательщиками является практически все трудоспособное население страны, вследствие чего его поступления могут без перераспределения зачисляться в любой бюджет: от поселкового до федерального. К тому же этот налог достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов, благодаря чему он в основном зачисляется в бюджеты муниципальных образований, из которых финансируются основные расходы, связанные с жизнеобеспечением населения. Подоходный налог, пожалуй, самый перспективный в смысле его продуктивности. При прочих равных условиях он легче других налогов контролируется налоговыми органами, от его уплаты сложнее уклониться недобросовестным налогоплательщикам. Одновременно с этим именно в подоходном налоге с физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налогового бремени. Указанные особенности подоходного налога накладывают на законодательные и исполнительные органы любой страны огромную экономическую и социальную ответственность за построение шкалы этого налога, установление размера налогооблагаемого минимума, налоговых льгот и вычетов.
Вместе с тем в сегодняшних российских условиях подоходный налог с физических лиц не стал доминирующим в налоговой системе страны. Несмотря на то, что его отчисления увеличились в общей сумме всех доходов бюджета по сравнению с централизованной экономикой и по объему поступлений в бюджет, он занимает лишь третье место, уступая налогам на добавленную стоимость и налогу на прибыль, все же его доля в доходах консолидированного бюджета – чуть более 12% - явно недостаточна. В бюджетах экономически развитых стран поступления налога с доходов физических лиц занимают доминирующее положение, достигая, например в США 60% всех налоговых поступлений. И это положение имеет место на фоне российских налоговых ставок, практически не менее либеральных, а с 2001 г. Значительно более либеральных, чем ставки налога в других странах. Недостаточная роль подоходного налога с физических лиц в формировании доходной базы российского бюджета объясняется следующими причинами: · низким по сравнению с экономически разными странами уровнем доходов подавляющего большинства населения России, в связи с чем подоходный налог уплачивался в последнее время в основном по минимальной шкале; · имеющими место задержками выплат заработной платы значительной части работников как сферы материального производства, так и работающих в организациях, состоящих в бюджете; · неразвитостью рыночных отношений, незначительным количеством частных предприятий и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица; · получившей широкое распространение чисто российской практикой массового укрывательства от налогообложения лиц с высокими доходами, в связи с чем в бюджет поступает не более половины всех положенных сумм этого налога. Вместе с тем, как это не парадоксально, основную долю этого налога обеспечивают в бюджете Российской Федерации поступления от доходов низкообеспеченной части населения, поскольку здесь наиболее низкий процент укрывательства от налогов.
Одной из основных проблем, которую стремится разрешить российское правительство, является достижение справедливого налогообложения, заключающегося в том, что каждый гражданин страны должен платить в бюджет налоги соразмерно получаемым доходам. И на решение данной проблемы направлены значительные усилия правительства. Казалось бы, концентрация усилий на одной цели гарантирует успех. Однако особых успехов достигнуто не было. Справедливость российского налогообложения может быть достигнута только в результате реформирования налоговой системы. С этим полностью согласны многие экономисты, утверждая, что «Действующая в России налоговая система изымает чрезмерно высокую долю учтенного дохода у производителей. Она не обеспечивает выполнение государством всех его функций, но практически не затрагивает высоких доходов «новых русских», которые утаивают их в теневом обороте и концентрируют в зарубежных банках. Назрела необходимость проведения кардинальной налоговой реформы, о характере и деталях которой идут дискуссии». Правительство России уже давно ведет борьбу с недобросовестными налогоплательщиками за равномерное распределение налогового бремени между всеми гражданами страны, то есть за достижение принципа справедливости, но, правда, без особых успехов. Неспособность органов исполнительной власти России вовлечь в процесс сбора налогов всех налогоплательщиков и достичь соблюдения принципа справедливости при взимании подоходного налога с физических лиц свидетельствует о невозможности добиться этого при сохранении действующего порядка обложения доходов граждан в существующем виде. Сбор налогов с физических лиц осуществляется успешно лишь в форме подоходного налога с бюджетников, где он взимается автоматически независимо от желания налогоплательщика. Действенной мерой по вовлечению в налоговые отношения доходов всех граждан страны через изменение самого порядка обложения доходов должен был стать дополнительный инструмент взимания обязательных платежей с дохода — налога с продаж, заключающийся во включении в цену каждой покупки определенной доли налога.
Если подходить к сущности процесса изъятия части дохода граждан в государственный бюджет, то для экономики страны не должен стать вопросом большой важности выбор — посредством какого налога осуществлять данный процесс: подоходного налога или налога с продаж. А главным критерием в выборе между двумя этими налогами должна стать оценка эффективности в выполнении возложенных на них задач. С помощью подоходного налога с физических лиц вряд ли удастся изменить ситуацию со сбором налогов в ближайшее время, тогда как обеспечить полноту и своевременность уплаты налога с продаж (как косвенного налога) не составит особого труда. Принимая во внимание, что любые доходы населения страны будут потрачены на оплату товаров (работ, услуг), не будет иметь большого значения то, когда налогоплательщик уплатит налог со своих доходов — при получении либо при использовании. По данной схеме уплаты налога с доходов граждан в налоговый процесс будут уже вовлечены недобросовестные налогоплательщики, а увеличение доли косвенных налогов в российской налоговой системе окажет благоприятное воздействие на государственные финансы. Налог с доходов физических лиц, безусловно, должен реализовывать свою распределительную функцию. Если же рассматривать проблемы налогообложения физических лиц со стороны налоговых ставок можно выделить следующее: единая ставка налога задачу распределительной функции не выполняет, так как не учитывает наличие у определенного контингента граждан крупных доходов и не способствует повышенному налоговому изъятию с высоких личных доходов и их перераспределению. По данным Госкомстата России, в 2003 г. почти половина денежных доходов населения концентрировалась у группы населения с наиболее высокими доходами. Резкое снижение ставки подоходного налога для этой группы населения еще более усиливает расслоение населения по уровню обеспеченности. Единая пониженная ставка налога введена с целью ликвидации стимулов укрывательства от налогообложения огромных денежных доходов наиболее богатой частью общества.
Пониженную ставку подоходного налога в размере 13% следовало бы установить только по тем видам деятельности, где действительно скрываются огромные доходы из-за высоких ставок налогообложения. В частности, ставка в размере 13% могла бы быть установлена для доходов от сдачи гражданам в наем жилых и нежилых помещений, для автоперевозчиков, для преподавателей, занимающихся подготовкой абитуриентов, и для другой индивидуальной трудовой деятельности. Перечень видов такой деятельности следовало бы установить в законе. Тем более, что именно в этих сферах деятельности существуют реальные сложности налогового контроля за доходами. Налоги, уплачиваемые с доходов от такой деятельности, следовало бы оставить полностью в распоряжении бюджетов органов местного самоуправления. Большинству граждан было бы спокойнее заплатить налог с доходов от этих видов деятельности по ставке 13%, чем укрывать их. Для всех других видов доходов, т.е. для основных групп населения, следовало бы сохранить прогрессивную шкалу ставок налога, уменьшив нижнюю ставку налога до 7-8% для лиц, получающих заработную плату и другие совокупные доходы в пределах средней заработной платы по стране, но оставить ставку 30% для категорий, которые получают действительно значительные доходы, сопоставимые с доходами, облагаемыми в других странах по максимальной ставке. Необходимо при этом подчеркнуть, что практически нигде в мире на существует плоской шкалы подоходного налога. При этом прогрессия в большинстве стран достигает больших величин. В США, например, максимальная ставка 31%, во Франции – 54%, в Дании – 63%. Внедрение прогрессивной шкалы подоходного налогообложения неизбежно. Другое дело, что это уже не будет та примитивная шкала, с которой мы жили последние годы, когда под прогрессивное налогообложение попадали граждане, получающие чуть ли не среднюю заработною плату, а по максимальной шкале в 30-45% взимались налоги с доходов, которые даже отдаленно не напоминали доходы человека среднего достатка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|