Основные направления изменения налоговой политики в 2008-2010 годах.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В Госдуму внесен очередной законопроект, предлагающий введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Примечательно, что это уже третья инициатива депутатов Госдумы по введению прогрессивной шкалы подоходного налога. Минфин считает необходимым в перспективе увеличить налогообложение имущества физических лиц и рассмотреть возможность введения при этом прогрессивных ставок. Кроме того, Минфин РФ ожидает существенного роста налогооблагаемой базы от введения нового налога на имущество физлиц. В настоящее время, сказал он, поступления этого налога являются крайне небольшими в составе доходной базы местных бюджетов и составляют около 3 млрд. рублей. Законопроект предлагает заменить «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на прогрессивную. В этом случае от НДФЛ освобождаются доходы до 60 тыс. рублей в год. Доходы от 60 тыс. рублей до 120 тыс. рублей планируется облагать налогом по ставке 10%, доходы от 120 тыс. рублей до 1 млн. 200 тыс. рублей в год – по текущей ставке 13%. По ставке 20% будут облагаться доходы от 1 млн. 200 тыс. рублей до 3 млн. 600 тыс. рублей в год. А те, кто зарабатывает в год более 3 млн. 600 тыс. рублей, будут платить 30% налога. Авторы законопроекта уверены, что такая схема облегчит налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличит поступления в федеральный бюджет. В России прогрессивная шкала налогообложения применялась до 2001 года. Потом в целях ослабления налоговой нагрузки она была заменена единой ставкой налога на доходы физических лиц в размере 13%. Но после этого вопрос о возвращении прогрессивной шкалы НДФЛ неоднократно обсуждался депутатами. Но против возвращения этой схемы высказывался Минфин. Прогрессивная шкала так и не была введена.
Прогрессивная шкала налогообложения будет возвращена, но не ранее 2010 года, так как плоская ставка налога оправдала себя. В частности, единая ставка послужила мотивацией для перехода из серой экономики в легальную. По высказыванию министерства экономического развития торговли что рано или поздно ставка станет прогрессивной, однако прогнозов об изменении ставки налога не прозвучало, в планах правительства до 2010 года такой задачи нет. РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БРАТСКА Проведя анализ поступления налогов в консолидированный бюджет за период с 2005 по 2007 год можно сделать вывод, что количество поступлений налогов в бюджет увеличивается, о чем свидетельствует данные таблицы 3.1. Таблица 3.1 Доходы бюджета города Братска за 2005-2007гг.
В данной таблице был рассчитан базисный индекс, показывающий процент увеличения доходов бюджета (налоговых и неналоговых) за период с 2005 по 2007 год. Как видно из данных таблицы значительное увеличение поступлений в бюджет произошло в период с 2005 по 2006 год, соответственно и увеличение базисного индекса на 0,1%. Данные 2007 года – это прогнозируемые доходы бюджета города. Если сравнить их с данными 2006 г., то значительной разницы мы не увидим, произойдет лишь незначительное увеличение поступлений. Помимо этого, из данных таблицы можно судить о значимости налоговых поступлений в бюджете г. Братска. Они и составляют основную часть дохода бюджета, неналоговые, же, доходы незначительно влияют на формирование бюджета города. Изменение базисного индекса за период с 2005 по 2007г. Можно наглядно проследить в диаграмме (см. рисунок 1)
Рисунок 1 Изменение базисного индекса за период 2005-2007г.
Далее подробно рассмотрим влияние налоговых и неналоговых доходов на консолидированный бюджет отдельно по каждому виду дохода. Данные представлены в таблице 3.2. Таблица 3.2 Формирование бюджета по каждому виду доходов налогов за период 2005-2007 гг.
Налоговые доходы | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги прибыль, доходы: | 380 047 | 640 000 | 771 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог на доходы физических лиц | 380 047 | 640 000 | 771 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги на совокупный доход | 102036 | 175 500 | 211 900 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | - | 54 000 | 80 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 102 036 | 121 500 | 130 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Единый сельскохозяйственный налог | - | - | 900 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налоги на имущество | 408 447 | 403 000 | 406 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Налог на имущество физических лиц | 15 964 | 16 000 | 18 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Транспортный налог | - | - | 38 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Земельный налог | 392 483 | 387 000 | 350 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственная пошлина | 15 515 | 17 000 | 21 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | - 3 106 | 2 000 | 15 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Окончание таблицы 3.2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Показатели | Аналитические данные, тыс. руб. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2005г. | 2006г. | 2007г.(план.) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 324 237 | 311 500 | 260 182 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 120 312 | 293 000 | 238 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 120 412 | 124 000 | 85 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления | 142 917 | 169 000 | 153 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей | 4 072 | 2 000 | 5 500 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности | 6 559 | 17 500 | 16 682 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 141 915 | 185 170 | 184 331 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сборы за выдачу органами местного самоуправления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, зачисляемые в бюджеты городских округов | 1 256 | 2 800 | 1 000 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочие доходы бюджетов городских округов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства | 140 659 | 182 370 | 183 331 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 19 168 | 18 000 | 22 050 |
Далее более подробно рассмотрим влияние налогов на доходы и имущество физических лиц в сравнении и с другими налоговыми доходами в формировании бюджета города. Данные приведены в таблице 3.3.
|
|
Таблица 3.3
Доля налоговых поступлений в бюджет города Братска (%)
Показатели | Аналитические данные | ||
2005г. | 2006г. | 2007г.(план.) | |
Налоговые доходы | |||
Налоги прибыль, доходы: | 41.9 % | 51.8% | 54.7% |
Налог на доходы физических лиц | 41.9% | 51.8% | 54.7% |
Налоги на совокупный доход: | 11.3% | 14.2% | 15% |
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения | - | 4.3% | 5.7% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности | 11.3% | 9.8% | 9.2% |
Единый сельскохозяйственный налог | - | - | 0.06% |
Налоги на имущество: | 45% | 32.6% | 28.8% |
Налог на имущество физических лиц | 1.7% | 1.2% | 1.3% |
Транспортный налог | - | - | 2.7% |
Земельный налог | 43.3% | 31.3% | 24.8% |
Государственная пошлина | 1.7% | 1.4% | 1.5% |
По данным таблицы 3.3 можно заметить, что из всех налоговых поступлений в бюджет города, максимальный процент составляет налог на доходы и налог на имущество физических лиц. Из этого следует, что на уровне консолидированного бюджета налог на доходы физических лиц является основным из всех взимаемых налогов, и формирует основную часть бюджета.
Сравнив данные по каждому году отдельно можно отметить, что в 2005 году налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц в процентном соотношении идет практически наравне (41,9% и 45% соответственно). Можно отметить, что в сумме эти два налога составляют 86,9% бюджета, это значит – его основную часть из рассматриваемых в таблице 3.3 налогов. Рассматривая 2006 г. и 2007 (плановый) г., можем сказать о том, что доля поступлений увеличивается, и также налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц также остается основным из всех налоговых поступлений, но уровень поступлений налога на имущество физических лиц снижается за год с 2005 по 2006 г. на 12,4%. Рассматривая прогнозируемое поступление налога на имущество физических лиц в 2007 г. произойдет уменьшение еще на 3.8%.
|
|
Далее рассмотрим, какой из налогов с физических лиц, самый «доходный». Данные для анализа приведены в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Доля налога на доходы физических лиц в бюджете.
Показатели | Аналитические данные | ||
2005г. | 2006г. | 2007г.(план.) | |
Налоги прибыль, доходы: | 48.4% | 61.4% | 65.5% |
Налог на доходы физических лиц | 48.4% | 61.3% | 65.5% |
Налоги на имущество: | 52.5% | 38.6% | 34.5% |
Налог на имущество физических лиц | 2.05% | 1.5% | 1.5% |
Транспортный налог | - | - | 3.2% |
Земельный налог | 50.4% | 37.1% | 29.7% |
Анализируя данные таблицы 3.4, отметим, что в 2005 г. налог на имущество физических лиц превысил поступления от налога на доходы физических лиц на 4,1%. В сущности же, рассматривая данные за три года, оба налога находятся практически в одинаковых позициях. Отчетливее же разницу можно заметить в 2006 и 2007гг., где налог на доходы физических лиц в процентном соотношении превышает налог на имущество физических лиц на 23% и 31%. Также можно отметить, что немалую часть в бюджете занимает земельный налог.
Подведя итог, важно отметить, что на уровне консолидированного бюджета, в отличие от федерального, налог на доходы физических лиц занимает лидирующие позиции, и поступления от этих доходов формируют основную часть бюджета из рассмотренных выше налогов.
Заключение
В результате проведенной работы можно выделить – налогообложение физических лиц, играет немаловажную роль в формировании доходов бюджета. Тем не менее, не самую главную. В отличие от западных стран, где налог на доходы физических лиц, играет, можно сказать, решающую роль в формировании бюджета, в России же, при всей своей актуальности, занимает скромное третье место в доходах консолидированного бюджета.
В данной курсовой работе был произведен анализ действующей системы налогообложения физических лиц. Также в работе была показана его роль в формировании доходов государства и в перераспределении доходов населения. Особое внимание было уделено объекту обложения и особенностям формирования налоговой базы. Наиболее подробно были исследованы многочисленные льготы по данному налогу, освещены соответствующие вычеты из совокупных доходов налогоплательщика.
Помимо налогообложения доходов физических лиц, в отдельной главе курсовой работы мною был подробно рассмотрен налог на имущество физических лиц, его основные особенности, порядок, способы взимания и уплаты.
|
|
Без внимания также не остались проблемы современного налогообложения физических лиц и его дальнейшие перспективы. В работе были рассмотрены как положительные моменты действующей системы налогообложения физических лиц, так и множество ее недостатков, предложены варианты изменения в организации налогообложения физических лиц. Также в работе, были представлены основные направления налоговой политики в разрезе налогообложения физических лиц на период с 2008 по 2010 год.
В последней главе курсовой работы был произведен анализ поступлений налогов с доходов физических лиц в консолидированный бюджет за период с 2005 по 2007 год. Отражено влияние данного вида налога на бюджет, произведено сравнение его доли с другими налоговыми и неналоговыми доходами бюджета.
В целом, цель курсовой работы считаю достигнутой, поставленные задачи выполненными.
список использованной литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2007 г. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 704 с. – (Кодексы и законы России).
2. Воронина Е. Исчисление налога на доходы физических лиц / Е. Воронина // Финансовая газета. 2003. №42. С.8
3. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №1. С. 77-81.
4. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №2. С. 68-73.
5. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №3. С. 36-41.
6. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №4. С. 40-45.
7. Вылкова Е.С. Налогообложение организаций и физических лиц / Е.С. Вылкова // Сентябрь. 2001. С. 218.
8. Лермонтов Ю.М. Представление налоговыми агентами сведений о суммах НДФЛ / Ю.М. Лермонтов // Аудитор. 2007. №2. С.28 - 37
9. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учеб. Пособие / Н.Г. Иванова [и др]. – Питер., 2001. – 304 с.
10. Муравьева Н.И. О налоге на доходы физических лиц / Н.И. Муравьева, Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2006. №12. С. 64-67.
11. Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Назарова // Налоговый вестник. 2006. №1. С. 75 – 85.
12. Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Назарова // Налоговый вестник. 2006. №3. С. 57 – 60.
13. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.
14. Смирнова Е.Е. Налоговы вычеты по налогу на доходы физических лиц / Е.Е. Смирнова // Финансы. 2006. №3. С. 71-72.
15. Тарараев С.Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России / С.Е. Тарараев // Государство и право. 2003. №9. С. 61 – 69.
16. Черник Д.Г. Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев // Финансы. 2007. №1. С. 33 – 37.
17. Черкашина О.А. Льготы по налогу на доходы физических лиц / О.А. Черкашина // Финансовое право. 2006. №12. С. 16 – 23.
18. Ялбулганов А.А. Налог на доходы физических лиц: Налоговые вычеты / А.А. Ялбулганов, Е.А. Шаманова // Аудитор. 2006. №9. С. 28 – 34.
[1] Согласно ст. 232 гл. 23 НК РФ.
[2] На основании решений органов законодательной или исполнительной власти, органов местного самоуправления.
[3] Осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.
[4] Это положение не распространяется на доходы от источников в Российской Федерации этих физических лиц в указанных представительствах.
[5] Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник/В.Г. Пансков.-М.:Финансы и Статистика, 2007. – с. 297
[6] В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
|
|