Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные направления изменения налоговой политики в 2008-2010 годах.




В Госдуму внесен очередной законопроект, предлагающий введение прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц. Примечательно, что это уже третья инициатива депутатов Госдумы по введению прогрессивной шкалы подоходного налога.

Минфин считает необходимым в перспективе увеличить налогообложение имущества физических лиц и рассмотреть возможность введения при этом прогрессивных ставок. Кроме того, Минфин РФ ожидает существенного роста налогооблагаемой базы от введения нового налога на имущество физлиц. В настоящее время, сказал он, поступления этого налога являются крайне небольшими в составе доходной базы местных бюджетов и составляют около 3 млрд. рублей.

Законопроект предлагает заменить «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц (НДФЛ) на прогрессивную. В этом случае от НДФЛ освобождаются доходы до 60 тыс. рублей в год.

Доходы от 60 тыс. рублей до 120 тыс. рублей планируется облагать налогом по ставке 10%, доходы от 120 тыс. рублей до 1 млн. 200 тыс. рублей в год – по текущей ставке 13%.

По ставке 20% будут облагаться доходы от 1 млн. 200 тыс. рублей до 3 млн. 600 тыс. рублей в год. А те, кто зарабатывает в год более 3 млн. 600 тыс. рублей, будут платить 30% налога.

Авторы законопроекта уверены, что такая схема облегчит налоговое бремя беднейших слоев населения и увеличит поступления в федеральный бюджет.

В России прогрессивная шкала налогообложения применялась до 2001 года. Потом в целях ослабления налоговой нагрузки она была заменена единой ставкой налога на доходы физических лиц в размере 13%. Но после этого вопрос о возвращении прогрессивной шкалы НДФЛ неоднократно обсуждался депутатами. Но против возвращения этой схемы высказывался Минфин. Прогрессивная шкала так и не была введена.

Прогрессивная шкала налогообложения будет возвращена, но не ранее 2010 года, так как плоская ставка налога оправдала себя. В частности, единая ставка послужила мотивацией для перехода из серой экономики в легальную. По высказыванию министерства экономического развития торговли что рано или поздно ставка станет прогрессивной, однако прогнозов об изменении ставки налога не прозвучало, в планах правительства до 2010 года такой задачи нет.


РОЛЬ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ФОРМИРОВАНИИ БЮДЖЕТА ГОРОДА БРАТСКА

Проведя анализ поступления налогов в консолидированный бюджет за период с 2005 по 2007 год можно сделать вывод, что количество поступлений налогов в бюджет увеличивается, о чем свидетельствует данные таблицы 3.1.

Таблица 3.1

Доходы бюджета города Братска за 2005-2007гг.

Показатели

Аналитические данные (тыс. руб)

2005 2006 2007(план.)

Доходы

Абсолютное значение 1 282 806 1 769 801 1 928 883
Базисный индекс 0,25 0,35 0,38
В т.ч. налоговые   1 246 344 1 752 170 1 892 463
В т.ч. неналоговые   36 462 17 631 36 420

 

В данной таблице был рассчитан базисный индекс, показывающий процент увеличения доходов бюджета (налоговых и неналоговых) за период с 2005 по 2007 год. Как видно из данных таблицы значительное увеличение поступлений в бюджет произошло в период с 2005 по 2006 год, соответственно и увеличение базисного индекса на 0,1%. Данные 2007 года – это прогнозируемые доходы бюджета города. Если сравнить их с данными 2006 г., то значительной разницы мы не увидим, произойдет лишь незначительное увеличение поступлений. Помимо этого, из данных таблицы можно судить о значимости налоговых поступлений в бюджете г. Братска. Они и составляют основную часть дохода бюджета, неналоговые, же, доходы незначительно влияют на формирование бюджета города.

Изменение базисного индекса за период с 2005 по 2007г. Можно наглядно проследить в диаграмме (см. рисунок 1)

 

Рисунок 1

Изменение базисного индекса за период 2005-2007г.

 

Далее подробно рассмотрим влияние налоговых и неналоговых доходов на консолидированный бюджет отдельно по каждому виду дохода. Данные представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Формирование бюджета по каждому виду доходов налогов за период 2005-2007 гг.

Показатели

Аналитические данные, тыс. руб.

2005г. 2006г. 2007г.(план.)

Налоговые доходы

Налоги прибыль, доходы: 380 047 640 000 771 500
Налог на доходы физических лиц 380 047 640 000 771 500
Налоги на совокупный доход 102036 175 500 211 900
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 54 000 80 500
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 102 036 121 500 130 500
Единый сельскохозяйственный налог - - 900
Налоги на имущество 408 447 403 000 406 000
Налог на имущество физических лиц 15 964 16 000 18 000
Транспортный налог - - 38 000
Земельный налог 392 483 387 000 350 000
Государственная пошлина 15 515 17 000 21 500
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам - 3 106 2 000 15 000

Окончание таблицы 3.2

Показатели

Аналитические данные, тыс. руб.

2005г. 2006г. 2007г.(план.)
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 324 237 311 500 260 182
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 120 312 293 000 238 000
Арендная плата за земли, находящиеся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и поступления от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 120 412 124 000 85 000
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов местного самоуправления 142 917 169 000 153 000
Доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей 4 072 2 000 5 500
Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности 6 559 17 500 16 682
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 141 915 185 170 184 331
Сборы за выдачу органами местного самоуправления лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, зачисляемые в бюджеты городских округов 1 256 2 800 1 000
Прочие доходы бюджетов городских округов от оказания платных услуг и компенсаций затрат государства 140 659 182 370 183 331
Штрафы, санкции, возмещение ущерба 19 168 18 000 22 050

Далее более подробно рассмотрим влияние налогов на доходы и имущество физических лиц в сравнении и с другими налоговыми доходами в формировании бюджета города. Данные приведены в таблице 3.3.

 

 

Таблица 3.3

Доля налоговых поступлений в бюджет города Братска (%)

Показатели

Аналитические данные

2005г. 2006г. 2007г.(план.)

Налоговые доходы

Налоги прибыль, доходы: 41.9 % 51.8% 54.7%
Налог на доходы физических лиц 41.9% 51.8% 54.7%
Налоги на совокупный доход: 11.3% 14.2% 15%
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 4.3% 5.7%
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 11.3% 9.8% 9.2%
Единый сельскохозяйственный налог - - 0.06%
Налоги на имущество: 45% 32.6% 28.8%
Налог на имущество физических лиц 1.7% 1.2% 1.3%
Транспортный налог - - 2.7%
Земельный налог 43.3% 31.3% 24.8%
Государственная пошлина 1.7% 1.4% 1.5%

По данным таблицы 3.3 можно заметить, что из всех налоговых поступлений в бюджет города, максимальный процент составляет налог на доходы и налог на имущество физических лиц. Из этого следует, что на уровне консолидированного бюджета налог на доходы физических лиц является основным из всех взимаемых налогов, и формирует основную часть бюджета.
Сравнив данные по каждому году отдельно можно отметить, что в 2005 году налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц в процентном соотношении идет практически наравне (41,9% и 45% соответственно). Можно отметить, что в сумме эти два налога составляют 86,9% бюджета, это значит – его основную часть из рассматриваемых в таблице 3.3 налогов. Рассматривая 2006 г. и 2007 (плановый) г., можем сказать о том, что доля поступлений увеличивается, и также налог на доходы физических лиц и налог на имущество физических лиц также остается основным из всех налоговых поступлений, но уровень поступлений налога на имущество физических лиц снижается за год с 2005 по 2006 г. на 12,4%. Рассматривая прогнозируемое поступление налога на имущество физических лиц в 2007 г. произойдет уменьшение еще на 3.8%.

Далее рассмотрим, какой из налогов с физических лиц, самый «доходный». Данные для анализа приведены в таблице 3.4.

Таблица 3.4

Доля налога на доходы физических лиц в бюджете.

Показатели

Аналитические данные

2005г. 2006г. 2007г.(план.)
Налоги прибыль, доходы: 48.4% 61.4% 65.5%
Налог на доходы физических лиц 48.4% 61.3% 65.5%
Налоги на имущество: 52.5% 38.6% 34.5%
Налог на имущество физических лиц 2.05% 1.5% 1.5%
Транспортный налог - - 3.2%
Земельный налог 50.4% 37.1% 29.7%

  Анализируя данные таблицы 3.4, отметим, что в 2005 г. налог на имущество физических лиц превысил поступления от налога на доходы физических лиц на 4,1%. В сущности же, рассматривая данные за три года, оба налога находятся практически в одинаковых позициях. Отчетливее же разницу можно заметить в 2006 и 2007гг., где налог на доходы физических лиц в процентном соотношении превышает налог на имущество физических лиц на 23% и 31%. Также можно отметить, что немалую часть в бюджете занимает земельный налог.

Подведя итог, важно отметить, что на уровне консолидированного бюджета, в отличие от федерального, налог на доходы физических лиц занимает лидирующие позиции, и поступления от этих доходов формируют основную часть бюджета из рассмотренных выше налогов.


Заключение

В результате проведенной работы можно выделить – налогообложение физических лиц, играет немаловажную роль в формировании доходов бюджета. Тем не менее, не самую главную. В отличие от западных стран, где налог на доходы физических лиц, играет, можно сказать, решающую роль в формировании бюджета, в России же, при всей своей актуальности, занимает скромное третье место в доходах консолидированного бюджета.

В данной курсовой работе был произведен анализ действующей системы налогообложения физических лиц. Также в работе  была показана его роль в формировании доходов государства и в перераспределении доходов населения. Особое внимание было уделено объекту обложения и особенностям формирования налоговой базы. Наиболее подробно были исследованы многочисленные льготы по данному налогу, освещены соответствующие вычеты из совокупных доходов налогоплательщика.

Помимо налогообложения доходов физических лиц, в отдельной главе курсовой работы мною был подробно рассмотрен налог на имущество физических лиц, его основные особенности, порядок, способы взимания и уплаты.

Без внимания также не остались проблемы современного налогообложения физических лиц и его дальнейшие перспективы. В работе были рассмотрены как положительные моменты действующей системы налогообложения физических лиц, так и множество ее недостатков, предложены варианты изменения в организации налогообложения физических лиц. Также в работе, были представлены основные направления налоговой политики в разрезе налогообложения физических лиц на период с 2008 по 2010 год.

В последней главе курсовой работы был произведен анализ поступлений налогов с доходов физических лиц в консолидированный бюджет за период с 2005 по 2007 год. Отражено влияние данного вида налога на бюджет, произведено сравнение его доли с другими налоговыми и неналоговыми доходами бюджета.

В целом, цель курсовой работы считаю достигнутой, поставленные задачи выполненными.


список использованной литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая и вторая): По состоянию на 20 февраля 2007 г. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007. – 704 с. – (Кодексы и законы России).

2. Воронина Е. Исчисление налога на доходы физических лиц / Е. Воронина // Финансовая газета. 2003. №42. С.8

3. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №1. С. 77-81.

4. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №2. С. 68-73.

5. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №3. С. 36-41.

6. Воронова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2007. №4. С. 40-45.

7. Вылкова Е.С. Налогообложение организаций и физических лиц / Е.С. Вылкова // Сентябрь. 2001. С. 218.

8. Лермонтов Ю.М. Представление налоговыми агентами сведений о суммах НДФЛ / Ю.М. Лермонтов // Аудитор. 2007. №2. С.28 - 37

9. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах. Учеб. Пособие / Н.Г. Иванова  [и др]. – Питер., 2001. – 304 с.

10.  Муравьева Н.И. О налоге на доходы физических лиц / Н.И. Муравьева, Т.В. Воронова // Налоговый вестник. 2006. №12. С. 64-67.

11.  Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Назарова // Налоговый вестник. 2006. №1. С. 75 – 85.

12.  Назарова Т.В. О налоге на доходы физических лиц / Т.В. Назарова // Налоговый вестник. 2006. №3. С. 57 – 60.

13.  Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник / В.Г. Пансков. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.

14.  Смирнова Е.Е. Налоговы вычеты по налогу на доходы физических лиц / Е.Е. Смирнова // Финансы. 2006. №3. С. 71-72.

15.  Тарараев С.Е. История возникновения и развития налога на доходы физических лиц в России / С.Е. Тарараев // Государство и право. 2003. №9. С. 61 – 69.

16.  Черник Д.Г. Применение налоговых льгот по налогу на доходы физических лиц / Д.Г. Черник, Ю.Д. Шмелев // Финансы. 2007. №1. С. 33 – 37.

17.  Черкашина О.А. Льготы по налогу на доходы физических лиц / О.А. Черкашина // Финансовое право. 2006. №12. С. 16 – 23.

18.  Ялбулганов А.А. Налог на доходы физических лиц: Налоговые вычеты / А.А. Ялбулганов, Е.А. Шаманова // Аудитор. 2006. №9. С. 28 – 34.

 

 


[1] Согласно ст. 232 гл. 23 НК РФ.

[2] На основании решений органов законодательной или исполнительной власти, органов местного самоуправления.

[3] Осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных фондов в соответствии с программами, утверждаемыми ежегодно соответствующими органами государственной власти.

[4] Это положение не распространяется на доходы от источников в Российской Федерации этих физических лиц в указанных представительствах.

[5] Налоги и налоговая система Российской Федерации: Учебник/В.Г. Пансков.-М.:Финансы и Статистика, 2007. – с. 297

[6] В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...