16. Государственное регулирование товарных рынков.
Роль государства в современной рыночной экономике не следует недооценивать. Прежде всего государство устанавливает правила экономического поведения и обеспечивает их соблюдение всеми экономическими субъектами. Налоги В современной рыночной экономике применяется довольно сложная и разнообразная система налогов. Население регулярно вносит в государственный бюджет подоходный налог, величина которого определяется в зависимости от размера дохода того или иного гражданина. Предприятия уплачивают налоги на прибыль. Используются также налоги на имущество, таможенные пошлины и т. д. Дотации Дотация - это как бы налог " наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители. Фиксированные цены Помимо использования налогов и дотаций государство может применять и гораздо более грубые методы вмешательства в рыночные механизмы. В частности, государство может устанавливать фиксированные цены. Фиксированные цены, превышающие цены равновесия, устанавливаются в некоторых странах на сельскохозяйственную продукцию. Эта практика в значительной мере объясняется тем политическим давлением, которое оказывают на правительство сельскохозяйственные производители. Обратим внимание на то, что правительство не может ограничиться только установлением фиксированной цены. Ведь возникает избыток продукции, с которым нужно что-то делать. Правительству не остается ничего другого, как закупать весь этот избыток на деньги налогоплательщиков. Пытаясь сократить избыток продукции, правительство может прибегнуть к дополнительным административным мерам. Например, правительство может начать устанавливать каждому производителю пределы посевных площадей, платить премии за их сокращение и т. д. С целью предотвращения снижения качества товаров государство может ввести контроль не только за ценами, но и за качеством продукции. Но в условиях товарного дефицита возможности этого контроля весьма ограничены.
17. Понятия общей и предельной полезности блага. Целью потребителя, ради которой он покупает товар, является удовлетворение своих запросов и потребностей и получение удовольствия от потребления товаров и услуг. Главным фактором потребительского выбора является полезность того или иного товара. Полезность (utility) — это степень удовлетворения потребностей индивидов, которую они получают при потреблении товаров или услуг либо ведении какой-либо деятельности. Понятие «полезность» было введено в экономическую науку английским философом Иеремией Бентамом (1748–1832). Сегодня вся наука о рыночной экономике, по сути, держится на двух теориях: полезности и стоимости. С помощью категории полезности объясняется действие закона спроса, т. е. почему с ростом цены товара величина спроса на него падает, и наоборот. Следует отметить, что полезность является субъективным понятием. То, что нравится и полезно для одного человека, может не нравиться или быть совершенно бесполезно для другого. Различают две формы полезности: общую и предельную. Общая полезность (total utility) представляет собой совокупную полезность, получаемую в результате потребления всех единиц блага. Общая полезность возрастает по мере увеличения потребления, но не пропорционально объему потребления, и постепенно затухает, пока не дойдет до нуля. Предельная полезность (marginal utility) — это полезность, которую человек получает от использования ещё одной дополнительной единицы блага.
Другими словами, предельная полезность — это увеличение общей полезности при потреблении одной дополнительной единицы блага. Из определения предельной полезности вытекает формулировка закона убывающей предельной полезности, который гласит: По мере увеличения количества потребляемого товара его предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. Этот закон обычно называют первым законом Госсена (по имени немецкого экономиста Германа Госсена впервые определившего идею убывающей предельной полезности в 1854 г. )
18. Кардиналистский (количественный) подход к анализу потребительского поведения. Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека. Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе. В конце XIX в. У. Джевонс, К. Мангер, Л. Вальрас одновременно и независимо друг от друга предложили количественную теорию полезности (кардиналистский подход), в основе которой лежала гипотеза о возможности соизмерения полезности различных благ. Полезность бывает совокупной TU и предельной MU.
Закон убывающей предельной полезности (1ый закон Глоссена ): при непрерывном потреблении какого-то блага с каждой новой единицей растет общая полезность, происходит насыщение благом, но рост TU замедляется, т. к. снижается предельная полезность. TU=max if MU=0 Полезность, измеренная в денежных единицах называется ценностью товара (ценой спроса) Факторы, влияющие на полезность: +возможность воспроизведения +насыщение потребительским благом +редкость блага Парадокс Адама Смита: блага, имеющие в ъизни человека наивысший полезный эффект ценятся, как правило, весьма низко или вообще не имею стоимости, тогда как блага, с позиции естественных потребностей человека не вполне очевидна. Экономисты объясняют это редкостью. Второй закон Глоссена или закон равновесия потребителя: если ден. Ед., потраченная на покупку блага Х, принесет MU меньше, чем при покупке блага Y, то покупатель откажется от покупки блага X. Но не полностью, т. к. по мере росто потребления блага
19. Ординалистская (порядковая) теория потребительского поведения. Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер предложили альтернативную количественной порядковую теорию полезности (Ординалистский подход), не предполагающую не только возможности и необходимости соизмерения полезности благ для объяснения поведения потребителей, но и вообще какого-либо упоминания о полезности. Функция общей полезности: TU=F(Qa, Qb, …, Qn) TU – общая полезность данного товарного набора; Qa, Qb, …, Qn – объемы потребления товаров A, B, …, N в единицу времени. Бюджетное ограницение. Бюджетное множество представляет собой множество потребительских наборов, доступных потребителю при данном уровне цен и данном располагаемом доходе. Бюджетная линия ограничивает сверху доступное для потребителя множество товаров. Бюджетное ограничение может быть записано в виде p1x1+p2x2≤ I. Уравнение бюджетной линии может быть записано в виде p1x1+p2x2=I. I - сумма денег, имеющаяся в распоряжении потребителя, p1- цена первого товара, x1 – количество первого товара, p2 – цена второго товара, x2 – количество второго товара. Наклон бюджетной линии равен – p1/p2. Если потребитель тратит весь доход на бутерброды, то сможет купить 3 бутербродов, но не купит ни одного стакана чая.
Поэтому кривая предельной полезности (зависимость количества утилей - ОY от количества товара – ОХ) является убывающей. Чтобы максимизировать совокупную полезность, удовлетворяющую бюджетному ограничению, отношение предельных полезностей любой пары благ (товаров А и В) должно равняться отношению их цен: MU(A)/MU(B)=P(A)/P(B)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|