Связь коротковолновая (КВ).
Свойства распространения коротких радиоволн кардинально отличаются от УКВ. Эти волны способны многократно отражаться от земли и от высоких слоев атмосферы, точнее – ионосферы. В результате многократных отражений сигнал может почти без затухания преодолеть сотни и тысячи километров. Зафиксированы случаи приема сигнала от маломощного передатчика на противоположной стороне Земли. Однако эти чудесные свойства капризны и зависят от многих причин – погоды, состояния магнитного поля Земли, интенсивности солнечной радиации и т.п. Поэтому нельзя к КВ радиосвязи относиться как к очень надежной – иногда невозможно связаться и на расстоянии 5 км. КВ радиостанции более массивны по сравнению с УКВ и требуют больше энергии, и, соответственно, большего размера блоков питания, аккумуляторов, батарей. Связь обычно требует развертывания антенны на высокой опоре. Системы КВ связи высокого качества довольно дороги.
Сотовая связь хорошо известна всем и описывать ее подробно смысла нет. Следует помнить, что многие модели телефонов предлагают возможность звонка по номеру 112 без SIM-карты. При этом может возрасти мощность передаваемого сигнала, что благотворно скажется на дальности и качестве связи. То есть, находясь на границе или вне зоны действия оператора, можно изъять из телефона SIM-карту и попробовать связаться, набрав этот номер.
Спутниковая связь имеет несравненные достоинства благодаря легкости использования и безграничному покрытию поверхности земли. Следует различать различных провайдеров спутниковой связи. Из ныне существующих по всем показателям лучшей следует признать систему ≪Iridium≫, перекрывающую всю поверхность Земли и
предлагающую легкие носимые телефоны, что немаловажно при ведении поисков. Единственный недостаток спутниковой связи состоит в том, что фактическим владельцем системы является зарубежная коммерческая организация, а в руках пользователя находится только терминал. Зависимость от дяди при ведении ПСР предполагает необходимость иметь в запасе резервный канал связи.
Проводные системы связи, в том числе полевой телефон, при ведении поисков имеют крайне ограниченное применение.
К числу резервных каналов, имеющих полное право на существование, следует отнести связь с использованием сигнальных средств. Это может быть условный сигнал в виде выстрела из ружья, световой или звуковой ракеты, фальшфейера и т.п. Недостаток применения условных сигналов состоит в том, что смысл условного сигнала должна понимать как передающая, так и принимающая сторона. Поэтому почти забыты и уходят в прошлое такие способы передачи информации, как азбука Морзе, семафорная азбука, передача сигналов с помощью флагов и другие виды, активно использовавшиеся до появления радиосвязи, передающей голос человека. Остатки прошлого –сигналы флагами на морских судах, сигналы бедствия и таблица визуальных сигналов, передаваемых на борт воздушного судна, которые должен знать каждый спасатель. Приведем в качестве самых важных сигналы бедствия, принятые на международном уровне: Морские международные сигналы бедствия: - выпуск клубов дыма оранжевого цвета; - пламя на судне (например, от горящей смоляной бочки); - ракеты или гранаты, выбрасывающие красные звезды, выпускаемые поодиночке через короткие промежутки времени; - красная парашютная ракета либо фальшфейер красного цвета; - флажковый сигнал NC (НЦ) по Международному своду сигналов; - сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним или под ним;
- медленное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны; - пушечные выстрелы, или взрывы, производимые с промежутками около одной минуты, или непрерывный звук, производимый любыми аппаратами для подачи туманных сигналов; - сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу или с помощью другой сигнальной системы, либо слово ≪мэйдэй≫, трехкратно произносимое по радиотелефону.
Звуковая сигнализация. Звуковым сигналом бедствия считаются отдельные громкие звуки, производимые с промежутками через 1 мин. Либо группы из шести отдельных звуков, разделенные паузой. Либо беспрерывный звуковой сигнал - свист, вой туманного горна. Рекомендуемые знаки бедствия: - Сигнал SOS: 3 коротких, 3 длинных, 3 коротких) короткий сигнал передается коротким свистком или вспышкой, одной поднятой вверх рукой или одним фонарем. Длинный сигнал - длинным свистком, долгой вспышкой, двумя поднятыми вверх руками или двумя фонарями. Сигналы бедствия могут также подаваться 6-ю любыми (звуковыми или световыми) равномерными сигналов минуту. После минутного перерыва сигналы повторяются. - Обозначение своего местонахождения - частые прерывистые сигналы. - Ответ на принятые сигналы - 3 равномерных сигнала в минуту, белая ракета. - Отбой тревоги, окончание ПР - зеленая ракета.
И наконец самая надежная, пришедшая к нам из глубины веков система связи – фельдъегерская. Гонец, несущий сообщение - это тот самый аварийный канал, который вступает в дело, когда технические средства отсутствуют, показали свою несостоятельность или исчерпаны.
Лекция 9.1Устройство, принцип действия, аварийно-спасательной техники и оборудования Пожарная техника – это технические средства ограничения развития, тушения пожара, защиты людей и материальных ценностей от него. Немного истории: 1435 г. -впервые упоминается о насосах состоящих из трубы, поршня и наконечника. Появились медные рукава. 17 век.- в России появились пожарные трубы. 1672 г. –братья Вандегайзе изобрели пожарные рукава. 1927 г. – выпуск первых пожарных автомобилей ЗИС-5. 60-е годы –стала развиваться пожарная индустрия. В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные машины, установки пожаротушения и средства связи.
Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием. Пожарная машина – это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара. Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины. Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств: колесные и гусеничные машины, плавательных и летательных аппаратов, поездов. Их называют: пожарные автомобили (ПА), пожарные катера, суда, вертолеты, поезда. Пожарными автомобилями укомплектованы подразделения Государственной противопожарной службы (ГПС). В некоторых из них используются пожарные катера, вертолеты, танки. Пожарными автомобилями укомплектовываются также подразделения пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транспорт, лесное хозяйство и т.д.). Пожарные автомобили состоят из основы транспортного средства (шасси) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения (пожарные насосы, механизмы автолестниц и т.д.), емкостей для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ). Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выполняемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения. По основным видам выполняемых работ ПА делят на основные, специальные и вспомогательные. Основные ПА, в свою очередь, делят на ПА общего и целевого применения. Основные ПА предназначены для доставки личного состава подразделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения. ПА общего применения предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом секторе. ПА целевого применения обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.
Основные ПА общего применения обозначаются так: автоцистерны пожарные – АЦ; пожарные автомобили насосно-рукавные – АНР; пожарные автомобили с насосами высокого давления – АВД, пожарные автомобили первой помощи – АПП. Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности в качестве главных параметров, определяющих их функциональное назначение используются: вместимость цистерны в м3 для ПМ, подача насоса в л/с при номинальной частоте вращения вала насоса (АНР, АВД), напор насоса в м.вод.ст. (АВД). Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений. Примеры условных обозначений. Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, с цистерной вместимостью 5 м3 воды, насосом с подачей ее 40 л/с, на шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели. Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 – автомобиль комбинированного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя по 500 л (0,5 м3), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207. Пример 3. ПНС-110(131)-131А – пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131А. Специальные ПА используются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля Примеры условных обозначений: АЛ-30(4310) – пожарная автоцистерна с высотой подъема 30 м, на шасси автомобиля КамАЗ 4310. АСА-20(4310) – аварийно-спасательный автомобиль, мощность генератора 20 кВт, на шасси автомобиля КамАЗ 4310. Вспомогательные автомобили обеспечивают функционирование пожарных подразделений. К ним относятся грузовые автомобили, топливозаправщики, ремонтные мастерские и др. Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они должны обладать определенной информативностью. Она осуществляется формой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией. Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется контрастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены стандартом. Разбивка окрашиваемых поверхностей, расположение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рис.5. На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме тип ПА – например, «АЦ» – автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме бамперы ПА окрашивают в белый цвет, раму, диски колес и видимые детали ходовой части – в черный.
Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет. При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами. Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети напряжения 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания 2±0,5 Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с. Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены должен находиться в пределах 110…125 дБ. В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя. Лекция 9.2Правила и безопасные приемы эксплуатации аварийно-спасательной техники и оборудования Общие положения. Пожарная техника должна применяться только для тушения пожаров и проведения, связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ. Использование сверхштатных транспортных средств, комплектование подразделений ФПС легковыми автомобилями за счет штатной положенности вспомогательных пожарных автомобилей других марок – запрещается. Вспомогательные пожарные автомобили используются для обеспечения боевых действий по тушению пожаров, а также хозяйственной деятельности органов управления и подразделений ФПС. На каждое транспортное средство, с учетом выделенного по фондам количества топлива и других условий, устанавливается индивидуальная норма эксплуатации (пробега) на год и квартал. На основании квартальных норм эксплуатации устанавливается норма пробегов на календарный месяц. Для повышения технических возможностей и боевой готовности подразделений создается резерв пожарных машин. Пожарные машины, находящиеся в боевом расчете и в резерве должны быть в состоянии боевой готовности. Техническая готовность пожарных машин определяется: * исправным техническим состоянием; * заправкой горюче-смазочными и другими эксплуатационными материалами, огнетушащими веществами; * укомплектованностью пожарно-техническим вооружением и инструментом согласно табельной положенности и правил по охране труда; * соответствием их внешнего вида, окраски и надписей требованиям ГОСТ Р 50574-93. Исправной считается пожарная машина, техническое состояние которой соответствует требованиям нормативно-технической документации. Неисправной считается пожарная машина, техническое состояние которой не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. В этом случае ее эксплуатация запрещается. Прием и постановка пожарных автомобилей на боевое дежурство. Для приемки прибывшего в ФПС пожарного автомобиля руководителем органа управления ФПС назначается постоянно действующая комиссия в составе: председатель – представитель отдела (отделения) пожарной техники,; члены – начальник ПТЦ, отряда, части технической службы, руководитель и старший водитель (водитель) подразделения, в которое передается автомобиль. Комиссия обязана проверить: * наличие положенной документации (инструкций по эксплуатации шасси и специальных агрегатов, формуляра пожарного автомобиля, паспорта транспортного средства, свидетельства о согласовании конструкции ПА, справки-счета; * укомплектованность пожарного автомобиля оборудованием, принадлежностями и инструментами согласно описи; * техническое состояние пожарного автомобиля (внешним осмотром, пуском и прослушиванием двигателя, диагностирование агрегатов и систем, испытанием на ходу, включением и работой специальных агрегатов). Приемка (передача) пожарного автомобиля (агрегата) оформляется актом. Поступивший в подразделение пожарный автомобиль в установленный срок регистрируется в Госавтоинспекции и перед постановкой на боевоедежурство должен пройти обкатку. Обкатка пожарных автомобилей осуществляется в соответствии с требованиями заводов-изготовителей, изложенными в руководствах и инструкциях по эксплуатации. Обкатку производит старший водитель (водитель) подразделения ФПС под руководством назначенного начальника караула. Перед обкаткой водитель должен изучить инструкцию по эксплуатации пожарного автомобиля и руководство по эксплуатации шасси, проверить техническое состояние автомобиля, обратив особое внимание на исправность элементов, указанных в Перечне систем, узлов, агрегатов, влияющих на безопасность движения, топливную экономичность и состояние окружающей среды и заправить его необходимыми эксплуатационными материалами. Результаты обкатки заносятся в формуляр пожарного автомобиля. После обкатки выполняется техническое обслуживание шасси пожарного автомобиля в объеме работ, рекомендуемых инструкцией по эксплуатации шасси, а специального оборудования – в объеме работ первого технического обслуживания в соответствии с техническим описанием и инструкцией по эксплуатации ПА. Постановка пожарного автомобиля на боевое дежурство и закрепление его за водителями производятся руководителем подразделения ГПС. Учет пожарных автомобилей и их работы. Учетными документами пожарных автомобилей являются: * свидетельство о регистрации (технический паспорт, технический талон), паспорт технического средства; * формуляр; * журнал учета наличия, работы и движения автомототехники; * эксплуатационная карта; * путевка основного (специального) пожарного автомобиля; * карточка учета работы автомобильной шины; * карточка эксплуатации аккумуляторной батареи; * журнал учета технического обслуживания; * путевой лист вспомогательного пожарного автомобиля; * журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательного пожарного автомобиля. Свидетельство о регистрации выдается Госавтоинспекцией при регистрации автомобиля и сдается в Госавтоинспекцию при его списании. Формуляр пожарного автомобиля входит в состав сопроводительной документации завода-изготовителя и подлежит обязательному заполнению при поступлении автомобиля в подразделение ФПС. Ведение формуляра осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула. При наличии на пожарных автомобилях счетчиков, учитывающих работу специальных агрегатов (пожарного насоса, генератора и т.п.), величину приведенного пробега необходимо устанавливать по показаниям счетчиков. Контроль за ведением формуляра, своевременностью и объективностью заполнения его разделов осуществляет руководитель подразделения ФПС. Журнал учета наличия, работы и движения автомототехники ведется в каждом подразделении ФПС. Заполнение журнала осуществляет начальник отдела (отделения) пожарной техники. Эксплуатационная карта заводится на каждый пожарный автомобиль, является документом учета его работы и заполняется водителем. Правильность внесенных записей контролируется при смене караулов руководителем подразделения ГПС. Полностью заполненная и подписанная руководителем подразделения эксплуатационная карта ежемесячно, в установленные дни, сдается в бухгалтерию (финансовую часть) с отчетом о расходовании горюче-смазочных материалов. Путевка на выезд основного (специального) пожарного автомобиля выписывается диспетчером (радиотелефонистом) и выдается начальнику караула перед выездом на пожар (учение, занятие и т.д.). Карточка учета работы автомобильной шины заводится при поступлении автомобиля в подразделение и при установке новой покрышки на автомобиль. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии начальник караула, согласно специализации. Карточка эксплуатации аккумуляторной батареи заводится на каждый аккамулятор при поступлении автомобиля в подразделение и при замене аккамуляторов на новые. Заполнение карточки осуществляет старший водитель, а при его отсутствии – начальник караула согласно специализации. Журнал учета технического обслуживания пожарного автомобиля заводится на каждый автомобиль и заполняется старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации. В журнал вносятся записи о техническом обслуживании (непосредственно после его проведения): * первого технического обслуживания автомобиля и обслуживания пожар-но-технического вооружения – не реже 1 раза в месяц; * второго технического обслуживания – не реже 1 раза в год; * сезонного технического обслуживания – 2 раза в год; * о проверке уровня и плотности электролита, а также давления в шинах и затяжки гаек крепления колес – 1 раз в 10 дней; * о проверке работоспособности, прочистке и регулировке пеносмесителя и газоструйного вакуум-аппарата – 1 раз в месяц. Все записи заверяются подписями водителей, проводивших ТО, а сведения об обслуживании пожарно-технического вооружения заверяются подписью командира отделения. Правильность ведения журнала учета ТО контролируется руководителем подразделения ГПС. Путевой лист на выезд вспомогательного пожарного автомобиля выписывается старшим водителем, а при его отсутствии - диспетчером (радиотелефонистом). Путевой лист подписывается руководителем подразделения ФПС и является распоряжением водителю на выполнение задания. Использование путевых листов, форма которых не соответствует установленной Наставлением, запрещается. Путевые листы на работу транспортных средств в выходные и праздничные дни (кроме выездов на пожары) выдаются с разрешения начальника гарнизона пожарной охраны или лица его замещающего. Путевой лист выдается водителю на одни сутки, а в случае командировки – на весь период командировки под расписку в журнале выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей. В случае утери путевого листа проводится служебное расследование в установленном порядке. Взамен утерянного выписывается новый путевой лист, в котором восстанавливаются все данные об автомобиле и его работе. Испорченные бланки путевых листов хранятся наравне с использованными бланками. После выполнения задания заполненный путевой лист водитель сдает старшему водителю, а при его отсутствии – начальнику караула, который проверяет правильность заполнения и делает отметку в журнале о времени возвращения автомобиля и путевого листа. Использованные бланки путевых листов, полностью заполненные и утвержденные руководителем подразделения ФПС, прилагаются к отчету о расходовании горюче-смазочных материалов и сдаются в бухгалтерию (финансовую часть). Журнал выдачи, возврата путевых листов и учета работы вспомогательных пожарных автомобилей заводится на весь транспорт подразделения, в том числе прикомандированный. Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и подлежит хранению в течение трех лет с даты последней записи. Итоги работы пожарного автомобиля подводятся ежемесячно старшим водителем, а при его отсутствии – начальником караула согласно специализации или руководителем подразделения ГПС. Организация эксплуатации пожарной техники. Техническое обслуживание (ТО) – это комплекс профилактических мероприятий, проводимых с целью подержания пожарных автомобилей в технической готовности. Техническое обслуживание пожарных автомобилей должно обеспечивать: * постоянную техническую готовность к использованию; * надежную работу автомобиля, его агрегатов и систем в течение установленного срока службы; * безопасность движения; * устранения причин, вызывающих преждевременное возникновение отказов и неисправностей; * установленный минимальный расход горюче-смазочных и других эксплуатационных материалов; - уменьшение отрицательного воздействия автомобиля на окружающую среду. При проведении технического обслуживания пожарных автомобилей уборочно-моечные, смазочные, контрольно-диагностические и крепежные работы выполняются в обязательном порядке, а заправочные, регулировочные и ремонтные работы проводятся по потребности на основании результатов контрольно-диагностических работ. Виды, периодичность и место проведения технического обслуживания. Техническое обслуживание пожарных автомобилей по периодичности, перечню, трудоемкости и месту выполняемых работ подразделяется на следующие виды: * ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) при смене караулов; * техническое обслуживание на пожаре (учении); * техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения); * техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега (по спидометру); * первое техническое обслуживание (ТО-1); * второе техническое обслуживание (ТО-2); * сезонное техническое обслуживание (СО). Примерный перечень основных операций по видам технического обслуживания приведен в приложении 10. Для новых типов шасси и импортных пожарных автомобилей могут устанавливаться дополнительные виды технического обслуживания согласно инструкциям заводов-поставщиков и фирм. Ежедневное обслуживание проводится в подразделении при смене караулов заступающим на дежурство водителем и личным составом боевого расчета под руководством командира отделения. Перед сменой караулов все пожарные автомобили, находящиеся в боевом расчете и резерве, должны быть чистыми, полностью заправленными эксплуатационными материалами и огнетушащими веществами, укомплектованными согласно табельной положенности. Водитель сменяющегося караула обязан внести все записи о работе пожарного автомобиля во время его боевого дежурства в эксплуатационную карту и подготовить автомобиль к сдаче. Личный состав под руководством командира отделения осуществляет подготовку ПТВ к сдаче согласно обязанностям номеров боевого расчета. Водитель, принимающий пожарный автомобиль, в присутствии водителя сменяющегося караула должен проверить состояние автомобиля в объеме перечня работ ежедневного технического обслуживания и сделать соответствующую запись в эксплуатационной карте. При этом время работы двигателя не должно превышать: * для основных пожарных автомобилей общего применения с карбюраторным двигателем 3 минуты; * для основных пожарных автомобилей целевого применения, автомобилей с дизельным двигателем и автомобилей, оборудованных многоконтурной тормозной пневмосистемой 5 минут; * для специальных пожарных автомобилей 7 минут; * для пожарных автолестниц и коленчатых подъемников 10 минут. При обнаружении неисправностей пожарной техники, пожарно- технического вооружения и оборудования принимаются меры по их устранению силами личного состава караула. В случае невозможности немедленного Решение о замене пожарного оборудования и снаряжения принимается начальником караула, а о замене пожарной техники – руководителем подразделения (оперативным дежурным). При отсутствии или неисправности резервной техники соответствующие должностные лица ставят в известность ЦППС для принятия мер по обеспечению пожарной безопасности района выезда данного подразделения за счет других подразделений гарнизона. Резервный пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство должен пройти ежедневное техническое обслуживание, которое выполняется водителями заступающего и сменяющегося караулов. Неисправности, не требующие больших трудовых затрат, устраняются водителями заступающего и сменяющегося караулов на посту ТО подразделения, а при значительных дефектах пожарный автомобиль (узел, агрегат) по согласованию с начальником отдела (отделения) пожарной техники УГПС, ОГПС направляется в подразделение ТС, а автомобили, состоящие на балансе объектов, направляются для устранения неисправностей в автохозяйства охраняемых объектов. О выполненных работах по устранению неисправностей старший водитель (водитель) делает запись в журнале учета ТО. Водитель, приняв автомобиль, отвечает в установленном порядке за все неисправности, обнаруженные в его дежурство. Ответственность за содержание ПТВ пожарных автомобилей в исправности и чистоте возлагается на командиров отделений, за которыми закреплены автомобили. Уход за пожарными автомобилями, ПТВ осуществляется ежедневно личным составом боевого расчета караула в установленное распорядком дня время. Исправность пожарно-технического вооружения, предназначенного для работы на высотах и спасания людей (пожарные лестницы, спасательные веревки, пояса и карабины), проверяется командиром отделения. Вывозимое на пожарном автомобиле ПТВ и пожарные рукава должны быть надежно закреплены. Не допускается выполнять реконструкцию пожарного автомобиля и изменять места размещения ПТВ автомобиля при отсутствии соответствующей нормативно-технической документации. Личный состав заступающего караула и водитель докладывает командиру отделения об исправности автомобиля и ПТВ. Командир отделения обязан доложить начальнику караула о технической готовности пожарного автомобиля. Техническое обслуживание на пожаре (учении) выполняется водителем пожарного автомобиля в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Техническое обслуживание по возвращении с пожара (учения) проводится водителем и личным составом под руководством командира отделения в подразделении. Техническое обслуживание после первой тысячи километров пробега проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя на посту ТО подразделения в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Первое техническое обслуживание проводится на посту ТО подразделения закрепленными за автомобилем водителями в служебное и свободное от дежурства время под руководством старшего* водителя в объеме требований Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля. Перед ТО-1 руководитель подразделения совместно со старшим водителем, командиром отделения и водителем проводит контрольный осмотр технического состояния пожарного автомобиля и ПТВ. По результатам контрольного осмотра старший водитель, с учетом замечаний водителей, составляет план проведения ТО с распределением всего объема работ между привлекаемыми на ТО водителями и личным составом боевого расчета. Старший водитель подразделения обязан подготовить необходимые для проведения технического обслуживания эксплуатационные материалы, инструмент, приспособления и запасные части. В дни проведения технического обслуживания пожарных автомобилей не планируется практическое занятие с выездом в охраняемый район. Расписание занятий в этот период составляется таким образом, чтобы занятия можно было провести в любое удобное время в течение текущих дежурных суток. После проведения ТО-1 каждый водитель расписывается в журнале учета ТО за фактически выполненные работы. Старший водитель и командир отделения проверяют качество выполненных работ, о чем делают запись в журнале учета ТО. Второе техническое обслуживание, проводится в ПТЦ, отряда (части), отдельном посту технической службы рабочими этих подразделений с участием водителя пожарного автомобиля согласно годовому плану-графику ТО-2. Как исключение, допускается проведение ТО-2 на посту ТО в подразделении при наличии необходимых условий для его выполнения. При этом техническое обслуживание проводится закрепленными за автомобилем водителями под руководством старшего водителя. В объектовых подразделениях ТО может проводиться на базе автохозяйства охраняемого объекта в соответствии с разработанными и согласованными графиками. Первое и второе техническое обслуживание выполняются после пробегов, устанавливаемых в зависимости от видов пожарных автомобилей, особенностей их конструкций и условий эксплуатации согласно нормативам периодичности технического обслуживания. Сезонное техническое обслуживание проводится 2 раза в год, и включают работы по подготовке пожарных автомобилей к эксплуатации в холодное и теплое время года. Сезонное обслуживание, как правило, совмещается с очередным техническим обслуживанием. Как самостоятельный вид технического обслуживания СО проводится в районах очень холодного климата. Подготовка пожарных автомобилей к эксплуатации в летний и зимний периоды года. Подготовка пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды осуществляется по приказу начальника УГПС, ОГПС. Летний и зимний периоды, в зависимости от климатических зон определяются решениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перед наступлением летнего и зимнего периодов с водителями и личным составом организуются занятия, на которых изучаются: * особенности обслуживания и содержания пожарных автомобилей; * способы и средства повышения их проходимости; * особенности вождения; * эксплуатационные материалы и нормы их расходования. При подготовке к эксплуатации в зимний период, кроме того, изучаются: * порядок пуска холодного двигателя при низкой температуре; * средства, облегчающие пуск холодного двигателя; * средства обогрева и подержания нормальной температуры двигателя в движении и на стоянках; * меры безопасности при прогреве двигателя и при обращении с токсичными охлаждающими низкозамерзающими жидкостями; * особенности тушения пожаров в условиях низких температур. К обучению водителей привлекаются руководители подразделений ФПС, старшие водители и наиболее подготовленные водители. При подготовке пожарной техники к эксплуатации в летний и зимний периоды всем пожарным автомобилям проводится сезонное техническое обслуживание. Безопасность движения пожарных автомобилей. Классификация происшествий с пожарными автомобилями, причины и мероприятия по их предупреждению. К происшествиям с пожарными автомобилями относятся случаи дорожно-транспортных происшествий и отказы их в работе, возникшие при выполнении боевых задач. Отказ пожарного автомобиля заключается в нарушении его работоспособности, приводящей к прекращению выполнения боевого действия. Основными видами ДТП с пожарными автомобилями являются: столкновения, опрокидывания, наезды на пешеходов. Причинами указанных ДТП являются: * нарушение правил проезда перекрестков; * неправильный выбор скорости движения, непринятие или несвоевременное принятие мер к снижению скорости или остановке; * нарушение правил обгона. Работа по предупреждению ДТП в Государственной противопожарной службе организуется с командирами отделений, начальниками караулов, руководителями подразделений и их заместителями, а в отделе (отделении) пожарной техники – руководящим и инженерно-инспекторским составом согласно функциональным обязанностям. Основными мероприятиями по предупреждению дорожно-транспортных происшествий являются: * подержание в подразделениях должной дисциплины, организованности и высокой ответственности всего личного состава за закрепленную технику; * обеспечение точного соблюдения Правил дорожного движения и рекомендаций вождения автомобилей в особых условиях; * изучение водителями маршрутов следования и расположения водоисточников в районе выезда подразделения; * инструктаж водителей и командиров отделений пред заступлением на дежурство и выполнением заданий; * тщательное расследование причин и принятие конкретных мер по каждому ДТП с пожарными автомобилями, выявление и устранение причин, способствующих происшествиям; * своевременное и качественное техническое
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|