Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия и частные науки. Вопрос № 3. Мировоззрение и его уровни (мироощущение, мировосприятие, миропонимание). Уровни мировоззрения




Философия и частные науки

Философия не есть наука в традиционном понимании, но она и не антинаучна. Философия опирается на науку, в то же время сама определяет дальнейшее развитие науки, т. е. философия и частные науки находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлияни.

Методы философского исследования.

 

Диалектический – рассматривающий явления, предметы, процессы материального мира в тесном единстве, взаимодействии и развитии всех его сторон   Метафизический - рассматривающий явления и процессы вне их взаимосвязи, в неподвижном, статическом состоянии

 

Вопрос № 3. Мировоззрение и его уровни (мироощущение, мировосприятие, миропонимание).

Мировоззрение - это система взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Система принципов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих как отношение к действительности, общее понимание мира, так и жизненные позиции, программы деятельности людей. Мировоззрение имеет сложную структуру, включает противоречивое единство знаний и ценностей, интеллектуального и эмоционального, разума и веры, убеждений и сомнений, личного и общественно значимого.

Мировоззрение=система.

Система – некая целостность, включающая в себя элементы, которые в свою очередь могут представлять самостоятельную сущность.

 

Структурные компоненты мировоззрения:

 

· -во-первых, это устойчивая картина мира, которая включает в себя конкретно-исторические представления о мире;

 

· -во-вторых, оценка жизни, опирающаяся на систему идеалов;

 

· -в-третьих, целеполагающая идея, ориентирующаяся на систему ценностей. Таким образом, суть философского мировоззрения составляет мир, состоящий как бы из трех " царств": действительности, ценности и смысла.

 

Черты мировоззрения:

· Системность мировоззрения

Для того, чтобы образно представить системность в каком-то процессе можно сравнить с фотографией, которая фиксирует только момент.

· Процессуальность. (постоянное нахождение в динамике изменений)

 

Уровни мировоззрения

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии, основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропредставление - это высшее чувственное выражение постижения общности свойств, сторон, связей, отношений мира и человека в нем в художественных образах, ассоциациях, фантазиях.

 

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Философское мировоззрение имеет определенную структуру.

1-йуровень (элементарный) — совокупность мировоззренческих понятий, идей, взглядов, которые функционируют на уровне обыденного сознания.

2-й уровень (концептуальный) включает в себя различные мировоззрения, проблемы, концепции, направленные на деятельность человека или познание.

3-й уровень (методологический) — включает в себя основные понятия и принципы, выработанные на основе представле­ний и знаний с учетом ценностного отражения мира и человека.

Вопрос № 4. Культурно-исторические особенности становления философии Древнего Востока.

Философия Древнего Востока зарождается в эпоху возникновения классового общества и государств в этом регионе.

Появление философии в Древней Индии относится примерно к 1-му тысячелетию до н. э., а в Древнем Китае – к 6 – 5 вв. до н. э, когда на их территории шла ломка родо – племенных отношений, вызванная развитием производительных сил и радикальным изменением производственных отношений, приведших к глубокому кризису родовых устоев и господствующей морали.

Происходит утверждение товарно-денежных отношений, усиливается влияние земельных собственников и городских богачей, появляются частная собственность, классы и государство.

Одновременно происходят изменения в духовной и культурной жизни этих народов, зарождаются научные знания, множатся естественно – научные открытия, что, в конечном счёте, благоприятно сказывается на утверждении и развитии философской мысли.

Основное внимание древневосточной философии изначально было обращено к человеку. При этом акцент делался на познании и объяснении его практической сущности, на изучении его жизнедеятельных начал и мотивации, на оценке и регламентации человеческого образа жизни вообще.

В древневосточной философии мы наблюдаем обстоятельную характеристику многих частных проблем, связанных с самосовершенствованием и самосознанием человека, обращением его к самому себе через отрешение от реального мира, ухода в мир особого внутреннего - душевного состояния.

 

Расписываются нормы принятого этикета, которому принадлежит огромная роль в повседневной жизни людей, настоятельно предписывается и внедряется в жизнь и быт свод этических правил и наставлений, предназначенных как для правящей прослойки, так и для всех других гражданских слоёв общества.

Особый отпечаток придаёт философии её тесная связь с религией и религиозными культами, что находит своё выражении в появлении целого ряда ставших в последующем широко известных религиозно – философских учений подобных брахманизму, индуизму, буддизму, конфуцианству, джайнизму и ряду других.

Главной и специфической особенностью индийского общества было разделение его на многочисленные касты, среди которых выделялись брахманы, кшатрии, вайшьи и шудры.

Сами касты представлялись замкнутыми группами людей, передающими из поколения в поколение особые отличительные знаки, символы, культуру, образ и стиль жизни, профессию, традиционные взгляды и нормы поведения. Отличались они даже внешним обликом, вплоть до покроя одежды.

Привилегированной кастой считались брахманы, уделом которых был умственный труд и управление общественными и государственными делами. Воинскую повинность несли кшатрии. Торговля, земледелие и ремесло были в ведении вайшьи, а черновой труд осуществлялся представителями низшей касты – шудрами.

Все многочисленные нормы социальной жизни и организации общества были воспроизведены в древнейшем культурном предфилософском памятнике того времени – «Ведах», в переводе означавших – «знания».

«Веды» - это сборник легенд, гимнов, текстов, сказаний, магических заклинаний и практических ритуалов, отражавших религиозно – мифологическое мировоззрение.

В них утверждается безликий закон «рита», который оправдывает социальное неравенство людей, делит их на богатых и бедных, отделяет и противопоставляет одни касты другим, небо от земли, влагу от суши и т. д. Нарушение закона «рита» приводит к печальным последствиям, бедам и вызывает наступление полного хаоса. Предотвратить этот беспорядок, как и влиять на закон, владеть знаниями о нём способны только брахманы, создавшие религию брахманизма во главе с Верховным богом – Брахманом.

Со временем брахманизм трансформировался в индуизм, ставшим господствующей религией современной Индии.

Достойное место в древнеиндийской философии заняла школа йоги.

Само слово «йога» означает – «соединение», «управление». Она возникает как продолжение «Вед» и выступает как особое мировоззрение, включающее в себя также и систему практических ритуальных действий, способных помочь человеку избавиться от земных страданий.

«Йога» - это своего рода индивидуальный путь спасения и избавления.

Умение владеть собой, своим телом и мыслями, вера в существование особого иллюзорного мира, как и способность при помощи физических и психических упражнений уходить в самого себя и отрешаться тем самым от реальной действительности и жизни – вот основные черты этого своеобразного и во много неповторимого учения.

Однако самой крупной религиозно – философской школой Древней Индии явился буддизм, возникший в 6 в. до н. э.

Существуют разные версии его возникновения, как и легенды о его творце – царевиче Сиддхартхи Гаутаме. Отметим основную. Тридцатилетний царевич, проживший все годы в роскошном дворце, покидает его впервые и за его пределами встречается с больным, калекой, монахом – аскетом и нищим.

Потрясённый увиденными страданиями и человеческим горем он уходит в пустыню, где пребывает семь лет.

Размышляя в одиночестве о судьбах людей и избавлении их от бед, он в конце концов, пробуждается и просветляется, становится – «буддой». Он находит не только причины человеческих страданий, но и путь выхода из этого состояния, который сводит к четырём истинам:

1. жизнь – это страдания (болезни, лишения, невзгоды, смерть и т. д. );

2. причина страданий в человеческих влечениях и желаниях, в чрезмерной жажде жизни;

3. для избавления от страданий надо погасить в себе влечения и желания;

4. а это можно осуществить лишь только благодаря молитве, которая может погасить жажду жизни и поможет достичь состояния «нирваны» - абсолютного блаженства, покоя и избавления от земных страданий.

Именно эти религиозно – мифологические мотивы, будучи доминирующими в философско – этическом содержании, послужили основной причиной превращения буддизма в одну из трёх мировых религий, имеющей сотни миллионов приверженцев в различных концах современного мира.

Что же касается древнекитайского общества, то оно в отличие от Древней Индии представляло собой типичное иерархическое государство того времени, во главе которого стоял император – монарх. Он же верховный жрец и главный собственник – землевладелец.

В Китае не было сословия жрецов и обрядовый ритуал осуществлялся главами семей, чиновниками, князьками.

Господствовал культ почитания умерших предков. Поэтому вся жизнь человека проходила под знаком отчёта перед духами усопших.

Дабы не бросить тень на память предков и не вызвать их гнев человек должен был вести себя исключительно достойно и уважительно по отношению к другим. И, прежде всего - по отношению к старшим, родителям, младшим – детям, немощным, больным и т. д. Но он должен был находиться в согласии не только с другими, но и с самим собой.

Подобного рода моральный климат древнекитайского общества не мог не сказаться на содержании основных философских школ того времени.

Среди них следует выделить в первую очередь Конфуцианство и даосизм.

Родоначальник первой – Конфуций (Кун – Фуцзы) был из знатного, но обедневшего рода.

Своё учение сформулировал уже в достаточно зрелом возрасте и описал его в своём главном трактате - «Беседы и суждения».

Для Конфуция Небо выступает высшей мировой силой. Оно определяет порядок на земле, и всё происходящее зависит от небесной воли.

В то же время мудрец большое значение придаёт моральным качествам человека, когда людские поступки, чистота побуждений и помыслов могут влиять на миропорядок.

Что же касается социального уклада, то в этом случае Конфуций создаёт образ «благородного мужа» в лице монарха – правителя, отца народа, главы большой государственной семьи.

Семье как таковой вообще в учении философа отводится выдающаяся роль. Она – основа порядка и благополучия в обществе и государстве.

Конфуцианство и сегодня влиятельно не только среди многомиллионного китайского населения, но и среди многих людей проживающих за пределами этой страны. Видное место в древнекитайской философии занимало учение другого выдающегося мыслителя Лао – цзы, во многом мифической фигуры, вошедшее в историю под названием «даосизма».

В основе его лежит «дао» (путь). «Дао» выступает первоначалом и первопричиной мироздания. Это – основа всех вещей, их субстанция и их жизненный путь.

Дао – всеобщий закон природы, который определяет постоянный кругооборотный цикл развития природы и мира. Поэтому он не только первоначало движения всего, но и его конечная цель, завершение пути.

Предназначение человека, согласно этому учению, познать дао. А для осуществления данной цели необходимо слиться с природой, стать её естественной частью. Только в этом случае можно постичь «гармонию мира».

Древневосточные мудрецы внесли свой весомый вклад в становление и развитие мировой медицины. Благодаря разработке неповторимых и неординарных приёмов и методов лечения различных заболеваний, они привнесли в медицину особый специфический «азиатский» колорит, отличающий её в последующем вплоть до наших дней, от традиционной европейской медицины.

В Древнем Китае и Древней Индии философские учения о жизни и медицинские знания о здоровье и болезнях человека, как правило, создавались одними и теми же мудрецами.

Соответственно, они и существовали едино, неотрывно друг от друга.

В одном случае, исходя из натурфилософского учения о первоэлементах, древнекитайские медики здоровье и болезнь объясняли сочетанием определённых космических первоэлементов (земля, вода, огонь, дерево, металл) в человеческом организме.

В другом случае медики пытались объяснить состояние здоровья и заболевания на основе философского учения о взаимодействии активного мужского начала – «янь» и пасивного женского «инь». Утрата здоровья происходит из – за нарушения в организме их соотношения. С целью же исцеления, то – есть приведения их в соответствие и норму древнекитайские врача разработали и применяли на практике метод лечения иглоукалыванием.

Как положительное явление в китайской медицине того времени следует отметить широкую пропаганду и распространение профилактического направления, разработку и внедрение в жизнь мер по предупреждению многочисленных заболеваний.

Что же касается Древней Индии, то здесь в 6 в. до н. э. под влиянием философской школы веданты возникло учение, в соответствии с которым болезнь рассматривалась как следствие нарушения образа жизни человека (питания, климатических изменений, психических и физиологических расстройств и т. д. ).

Были среди врачей веданты и сторонники другой теории, согласно которой основной причиной болезней считались расстройство и сдвиги в психике человека (печаль, тоска, гнев и т. д. ).

Наряду с этими точками зрения древнеиндийские медики полагали, что болезнь может выступать и результатом резкого количественного и качественного изменения соотношения пяти соков, аналогичным пяти природным явлениям: земле, воде, воздуху, огню и эфиру.

С учётом этого ими же разрабатывался комплекс мер процедурного характера, способных оказывать влияние на выздоровление организма и возвращения его к доболезненному состоянию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...