Вопрос №5. Конфуцианство и даосизм в Древнем Китае.
Вопрос №5. Конфуцианство и даосизм в Древнем Китае. . Возрождение философии началось с книги перемен. Вселенная троична: неб + человек + земля. Под человеком понимается император. Земля – квадрат, в центре которого находится Китай. Энергия вселенной – цы. В которой выделяют 2 начала, инь и ян. Книга перемен» – один из главных идейных источников, в котором сформулированы многие основные принципы развития философского мышления в Китае. Ее тексты создавались длительное время (в XII–VI вв. до н. э. ). В тексте «Книги перемен» можно проследить переход древнекитайской мысли от мифологического отражения мира к его философскому осмыслению, особенно, на примере учения о двух началах (духах) –Инь и Ян, которые приобретают здесь уже понятийную форму. Ян – это мужское, светлое и активное начало (дух). Оно управляет Небом. Инь – женское, темное и пассивное начало. Оно управляет землей. При этом речь идет не о дуализме этих начал, а, скорее, о диалектической связи между ними, ибо Ян и Инь могут действовать не в отрыве друг от друга, а только во взаимодействии, в соединении своих сил. Чередование Ян и Инь называется путем (Дао), который проходят все вещи. «Книга перемен» прослеживает дао– путь вещей и путь мира в движении. Одна из основных задач человека — понять свое место в мире, «соединять свою силу с небом и землей».
В «Книге перемен» представлен такой тип философского мировоззрения, как диалектика, которая связана с еще основанном на здравом смысле утверждением противоречивости мира, взаимного влечения и взаимного отчуждения светлого и темного, развития и изменения мира. Согласно китойской философии, человек является сгустком трех видов космической энергии – Цзинь, ци и шэнь.
Цзин – энергия зарождения всего сущего. Выделяются два вида данной психофизической энергии · «Семя Прежнего неба» - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные. · «Семя Последующего неба» - то, что человек накапливает в течении жизни Ци - материально – духовная энергия, которая служит «строительным материалом» всего сущего. Энергия ци подразделяется на – · Вещественную Ци, благодаря которой вещи и живые организмы приобретают материальную форму · Духовную Ци – душу человека и других живых существ. Духовная Ци- основа жизни человека. Удачливый, физически и морально здоровый человек обладает светлой и чистой Ци. Шэнь – неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет «стержень» человеческой личности и не исчезает после смерти человека, в отличие от Ци.
ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ VI–IIIвв. до н. э. – время перехода к феодальному обществу и «золотой век» китайской философии. В социально-политическом отношении это был период политической раздробленности Китая с ее неизбежными спутниками - хаосом и смутой, бесконечной борьбой удельных княжеств и царств, большими потерями, народными страданиями и горем. Отсутствие в таких условиях жесткого политического и идеологического контроля за свободной мыслью благоприятствовало возникновению и развитию философии, а сама обстановка смуты и хаоса предопределила основной вектор философских раздумий – поиск путей преодоления такого состояния, обеспечения социального мира, порядка и стабильности в социуме. Среди школ древнего Китая главными были следующие шесть: - школа служилых людей (конфуцианцев); - школа моистов (последователей Мо-цзы) – фа-цзя; - школа даосистов ( последователей Лао-цзы, центральной категорией в которой было «Дао»);
- школа законников (легистов); - школа мин-цзя (номиналистов, или школа имен); - школа натурфилософов – инь-ян-цзя. Данные философские школы имели разные исторические судьбы и разное значение в истории Китая, но в целом они анализировали одно и то же проблемное поле государственного управления и имели единый категориальный каркас ШКОЛЫ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Наибольшее значение и влияние на китайскую культуру оказали конфуцианство и даосизм, выступавшие всегда как два полюса, её «Ян» и «Инь». Их постоянное идейное противостояние и соперничество на протяжении всей последующей истории создавало напряжение, в поле которого китайская культура успешно развивалась, росла и крепла.
Конфуцианство – философия и религия Китая. Слово «конфуцианство» – европейского происхождения и связано с латинизированной версией имени его создателя Кун-цзы. Его представители – государственные служащие, и это означает, что конфуцианство – «учение благовоспитанных (или просвещенных) людей». Это обстоятельство позволило некоторым ученым прошлого века даже называть конфуцианство «религией учёных». Влияние конфуцианства на все китайское общество было настолько глубоким, а его воздействие на систему ценностей традиционного Китая и национальную психологию китайского народа настолько полным, что это ощущается и в сегодняшней жизни народа. На протяжении более чем двух тысячелетий (с рубежаII-Iвв. до н. э. и до свержения монархии в 1911 г. ) конфуцианство являлось официальной идеологией китайского государства.
Основатель этого философского учения Конфуций (551–479 гг. до н. э. )жил в эпоху раздробленности Поднебесной и постоянных междоусобиц (т. е. в эпоху перемен) и в его учении в полной мере отразилась сама эпоха. Главный источник его учения – книга « Лунь юй » (« Беседы и суждения »)– высказывания и беседы с учениками, зафиксированные его последователями. В центре внимания Конфуция человек в его социальном измерении и социальной среде, вне которой он немыслим. Основные принципы, которыми должны руководствоваться все в обществе-государстве, от простолюдина до правителя – жэнь (гуманность, человеколюбие), ли (нормы поведения, ритуалы, общественные обряды, церемонии), и (долг, справедливость, обязанности). Их добровольное и неукоснительное соблюдение всеми, особенно правителем и чиновниками, которые обязаны быть всегда и во всем хорошим примером для подданных. К основным идеям Конфуция и его последователей относятся: а) идея эффективного государственного управления на основе нравственного самосовершенствования человека . Конфуций считал, что нравственное самосовершенствование является предпосылкой успешной социальной жизни и деятельности на государственном поприще. Нравственность – родовое человеческое свойство, считал Конфуций. Именно ее наличие, по мнению Конфуция, отличает человека от животных; Социальное поведение, основанное на нравственных принципах являлось идеалом конфуцианства. Отсюда вытекало конфуцианское требование подготовки высоконравственных лидеров государства, чиновников. Через систему экзаменов (введенную во IIв. до н. э. императором У-ди), требовавшую от учащегося прежде всего знания основ философии конфуцианства и легизма, во многом формировалась правящая элита - высоконравственные, благородные люди. Положительный герой конфуцианства — чиновник, государственный служащий, имеющий высокий моральный облик, ядром которого является следование Воле Неба, соблюдение принципа – жэнь (человеколюбия), т. е. основанного на любви подчинения младшего старшему, ученика учителю, чиновника государю (ванну). Более детально идеал и концепция нравственной личности конфуцианства обосновывалась в учении о « благородном муже » ( цзюнь-цзы ). У благородного мужа имеется антипод — так называемый «низкий человек»( сяо жэнь ). Их главное отличие лаконично выражено в следующих конфуцианских положениях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|