Вопрос № 26. Основные идеи философии Гегеля. Идеалистическая диалектика.
Вопрос № 26. Основные идеи философии Гегеля. Идеалистическая диалектика.. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (27 августа 1770, Штутгарт — 14 ноября 1831, Берлин) — немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Гегель считается наиболее сложным философом для чтения, поэтому ему могли приписывать идеи, которые были не поняты или не верно переведены. «Если у кого-либо нет никакого другого интереса, кроме его формального права, то оно может быть просто упрямством, как это часто бывает у душевно ограниченных и бедных сердцем людей, ибо грубый человек упорно отстаивает свое право, тогда как человек благородного образа мыслей принимает во внимание и другие стороны дела. » (Цитата из «Философии Права»)
Основное сочинение, излагающее всю философию Гегеля:
Вопрос № 27. Немецкая классическая философия: поиски компромисса между верой и разумом. Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при всей его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным. Вместе с тем, уже в конце XVIII столетия стало очевидно, что философия Нового времени себя исчерпала: теперь она не могла ни мировоззренчески обобщить достигнутый уровень человеческого познания, ни служить основой дальнейшего развития научных знаний. Наука это времени уже переступила рамки механистических взглядов на мир Декарта, Лейбница, Ньютона, и на практике показала диалектическую противоречивость действительности, ее постоянную изменчивость. Стали развиваться физика и химия, продвинулось вперед изучение органической природы. Открытия в области математики, учение Ламарка об обусловленности развития организма окружающей средой, астрономические, геологические, эмбриологические теории, а также теории развития человеческого общества — все это со всей остротой и неизбежностью выдвигало на первый план идею развития как теорию и метод познания действительности.
Философски обобщить состояние и уровень достигнутого наукой постижения мира и тем самым открыть путь новым, невиданным в истории человечества научным открытиям во всех областях знания легло на плечи немецких философов. Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724 - 1804). Он уделял много времени естествознанию и выдвинул космогоническую гипотезу о происхождении солнечной системы из первоначальной туманности, которая развивалась и развивается согласно присущей ей закономерности. В этом смысле можно сказать, что Кант впервые дал глубокую критику метафизическому пониманию природы. В целом система Канта ориентируется на компромисс между материализмом и идеализмом. Кант признает объективную реальность, но считает, что «Вещи в себе» не зависят от познающего субъекта, и, более того, непознаваемы. Идеализм у Канта приобрел форму априоризма (знания без ссылки на опыт). Кант считал основной задачей философии - критический анализ познавательной способности человека и установление границ познания. Источником знания, по Канту, являются независимые от опыта, предшествующие ему определенные формы чувственного и рассудочного. «Вещи», по К, находятся в «себе», они всегда в себе, ни одна вещь не может стать вещью для нас, т. е. быть познанной. Пространство и время не зависят от опыта и предшествуют ему. Рассудок, по К, для того, чтобы мыслящий обладал понятийно - логическими категориями. Еще до того как человек столкнулся с понятием причинности, это понятие уже было. Не понятия должны соответствовать объектам, а объекты понятиям. В разуме неизбежно возникают Антиномии - противоречия, с одинаковой степенью доказуемые и объясняемые в мыслительном процессе. 1. Мир конечен (тезис) и бесконечен (антитезис). 2. Вещество бесконечно делимо и неделимо. 3. В мире царит свобода, и нет свободы 4. Существует первопричина мира и не существует ее. По мнению Канта, такие антиномии присущи только человеческому разуму. Будучи уверенным, в непознаваемости мира, Кант ошибочно полагал, что такие антиномии неразрешимы. 28. Антропологический материализм Л. Фейербаха и гуманизм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|