Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 21. Чувственное познание, его особенности и формы.




Вопрос № 21. Чувственное познание, его особенности и формы.

Позна́ ние - совокупность процессов, процедуриметодовприобретениязнанийоявленияхизакономерностяхобъективного мира. Познание является основным предметом наукигносеологии(теории познания).

Существует 3 формы чувственного познания: ощущения, восприятия, представления.

Ощущение – исходный, простейший элемент процесса познания, результат воздействия внешнего мира на органы чувств. У человека формирование способности ощущения не ограничивается его биологической природой, а проходит под сильным воздействием социальных факторов, среди которых важнейшее место, пожалуй, занимает обучение и воспитание. Для познания человеком вещей и процессов природы необходима форма деятельности, которая называется чувственной деятельностью или чувственным познанием. Она связана с функционированием органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникают ощущение и восприятие. Ощущение может рассматриваться как простейший и исходный элемент чувственного познания и человеческого сознания вообще.

Восприятие это такое отражение предметов в ходе непосредственного воздействия на органы чувств, которое приводит к созданию целостных чувственных образов. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. Среди этих особенностей наиболее важными считаются предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.

В современной философии (феноменологии) выделяют различные уровни восприятия:

а) восприятие без интерпретации (что-то мелькает за окном);

б) восприятие конкретного предмета (веревка, а не змея);

в) понимание, что объект существует независимо от моего сознания;

г) сознание, что именно я воспринимаю этот предмет;

д) понимание, что мое восприятие и сам объект не тождественны, что в объекте могут быть другие стороны и свойства, не воспринимаемые в данный момент».

Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие. Кое-что в нем опускается, опуская одни черты или признаки и удерживая другие, представление делает возможным абстрагирование, обобщение, выделение повторяющегося в явлениях, что очень важно на второй, рациональной, ступени познания.

Классификация представлений включает:

а) образы-репродукции (мысленное воспроизведение восприятия);

б) образы-предположения (образы героев художественных произведений, описанных пейзажей);

в) образы-модели (модель атома);

г) образы, выражающие цели деятельности и последовательность операций, необходимых для достижения этих целей (посадить сад, вылечить больного);

д) образы-символы и т. д.

Особенность чувственного образа - его целостность. Предмет воспринимается как органическое единство составляющих его элементов.

21. 2 Сама добавила)

Логическое познание, его особенности и формы.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня: чувственное познание и рациональное познание (иначе логическое). Рациональное познание наиболее полно и адекватно выражено в мышлении.

Мышление - осуществляющий в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций. Человеческое мышление осуществляется в теснейшей связи с речью. Мышление человека - не чисто природное его свойство, а выработанная в ходе истории функция социального субъекта, общества в процессе своей предметной деятельности и общения, идеальная их форма. В античности, следует выделить два основных уровня мышления - рассудок и разум. Рассудок - исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Разум - высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы, целеполагание.

Формы мышления - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций Рациональное познание осуществляется в форме понятия, суждения и умозаключения . На их основе строятся более сложные формы рационального познания, такие, как проблема, гипотеза, теория.

1)Понятие - форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки явлений, которые выражаются в языке в виде определений. 2 вида понятий: абстракции и идеализации. Абстракция – это понятие как результат мысленного отвлечения (абстрагирования) от определенных свойств и признаков, характерных для реального предмета. Идеализация – это понятие, в котором реальные свойства и признаки предмета замещаются мысленно сконструированными признаками, выражающими сущность предмета «в чистом виде».

2)Суждение - форма мышления, отражающая вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным (" Париж стоит на Сене" ) либо ложным (Ростов - столица России" ).

3)Умозаключение - форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

Историческое представление рационального познания: Античность. Идеи — это общее, которое существует само по себе и воплощается в вещь (Платон). Сущность — это форма вещи, ее внутреннее единство, природа которого выражения в пра­вилах логики (Аристотель).

Средние века. Рациональное познание оперирует универса­лиями, которые выражают общее; общее существует в Боге, в мыслях человека, в са­мих вещах (средневековый реализм). Общее не существует, слова обозначают еди­ничные вещи (номинализм). Общее представляет собой мысли — обобще­ния, концепции. Новое время. Человеку врождены ясные идеи, которыми можно оперировать по правилам дедукции (Декарт, Лейбниц). Это — рационализм. Человек обладает доопытными (априорными) принципами, которые определяют возмож­ность логики (Кант). Мысли — это продукт обработки чувств (сен­суализм Локка). Мышление — это наивыс­шая стадия познания, преодоление порога научности, позволяющее оперировать идеями (Гегель). Мышление и логика есть отображен практики, ее самых массовых ситуаций (Маркс).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...