Вебер как представитель классической школы.
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Понятие организации · Проблема определения. Организация в управленческих дисциплинах понимается: 1.Организация как социальный процесс. Содержание процесса – объединение людей и регламентация их поведения при осуществлении совместной деятельности. Итог процесса – достижение определенного уровня порядка и согласия. 2.Организация как функция управления. Это процесс создания предварительных условий труда, то есть формирование системы рабочих мест, структуры организаций, подбор, расстановка и обучение персонала. 3.Организация как субъект и объект коллективной деятельности – объединение, которое занимает определенное место в обществе и предназначено для выполнения более или менее ясно определенной функции. · Характеристики организаций. Ниже описаны основные характеристики организации:
· Виды организаций 1.Организация как искусственная и естественная система: · Организация как искусственная система является инструментом для решения какой-либо задачи. Она изменяется в зависимости от цели, причем такое изменение возможно только без людей, так как они хуже всего поддаются изменению. Критерием эффективности является достижение цели.
· Организация как естественная система описывается в биологических терминах. Критерием эффективности является выживание организации. 2. Организация как закрытая и открытая система: · Закрытая система в техническом смысле представляет собой черный ящик o. Но на самом деле в этом случае тип получаемого ресурса и продукта не изменяются. Эта система крайне эффективна в условиях не насыщенного рынка и стабильного спроса – времена Файоля, Форда и Сталина. · В открытой системе тип получаемого ресурса и продукта постоянно изменяются (Pepsi). Необходимыми условиями для эффективного функционирования являются насыщенный рынок и турбулентность внешней среды. 3. Формальная и неформальная организации:
3. Классическая школа в теории организаций · Специфические черты подхода. Персоналии (основные представители). Признаки школы: Географическое объединение Единый язык Знание работ коллег. Классическая школа начала существовать в последнюю четверть 19 века и вплоть до 40-х годов 20 века. Период расцвета – на это время приходятся основные работы и публикации – начало 20 века и 20 годы 20 века. Название достаточно условно, так как школа не объединена географически и иногда представители не были знакомы с работами коллег. Классическая школа в США, Западной Европе (Франция, Германия), в Восточной Европе (Польша), в Советской России. Представителей классической школы делят на 2 поколения:
1.Тейлор, Эмерсон, супруги Гилбрет (США), Файоль (Франция), Вебер (Германия). 2.Гьюшек, Урвик (начали работать в Западной Европе, продолжили в США), Муни, Рейли (США), Грайкунас (Франция), Керженев (Советская Россия – создатель сталинской системы управления). Общие черты: 1. работали с крупными промышленными предприятиями (от 1000 человек) во время расцвета индустриального общества, то есть это эпоха ненасыщенного рынка, когда стоял вопрос не продать, а больше произвести. Надо выпустить больше и дешевле. 2.острая политическая борьба на предприятиях, сильные профсоюзы. Методологические принципы. · Школа крайних рационалистов. Они верили, что можно найти один идеальный принцип, на основе которого будут существовать идеальное общество или идеальная организация. · Нормативизм – верили, что один принцип подойдет для всех типов организаций. · Использовали идею разделения труда Адама Смита. · Придерживались централизации управления. · Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора. Тейлор (1856-1915)смотрел на организацию снизу вверх, его интересовал исполнительный труд. Основные публикации Тейлора: 1. Тарифная система – 1895 г. 2. Цеховой менеджмент – 1903 г. 3. Принципы научного менеджмента – 1911 г. «Человек ленив, туп и жаден». Тейлор критиковал систему управления США. Он считал, что управление должно быть организовано не по отраслевому принципу, а в зависимости от человека. «Ничем, кроме человека, управлять нельзя». Особенностью человека является то, что человек это единственный ресурс управления, стоимость которого возрастает по мере его использования. «Человек работает с прохладцей». Причины такой работы: · Существует заблуждение, что если работать хорошо, то это приводит к значительному сокращению штата. · Ошибочная система управления, которая принуждает рабочих работать медленно · Непроизводительные методы производства. Система Тейлора. 1.Отнять у рабочего все интеллектуальные функции. 2.Упростить работу до предела, разбить на операции и специализировать. 3.Специализировать орудия труда.
4.Отбор работников по требованию позиций. От Тейлора идет создание современных отделов кадров и использование психологических тестов при приеме на работу. 5.Необходимо ликвидировать все коллективные оплаты труда. 6.Человек должен быть загружен до предела своих возможностей, но не перегружен. 7.Человек должен много зарабатывать, но именно зарабатывать, а не получать. Тейлора критиковали все и коллеги – из-за высокой заработной платы рабочих, и профсоюзы, потому что он эксплуатировал рабочих. Функциональная структура Тейлора.
Контроль: · Инспектор, который следит за тем, чтобы рабочий хорошо усвоил чертежи и инструкции. · Артельный староста следит за тем, чтобы рабочий правильно закрепил изделие в станке. · Надзиратель за скоростью следит за тем, чтобы станок работал с необходимой скорость. · Мастер по ремонту – помогает починить оборудование. Исследование: · Надзиратель по ремонту дает указания в отношении чистки и ухода за оборудованием. · Регистратор времени дает указания в отношении учета рабочего времени и количества выработки. · Заведующий общим распорядком работы следит за передвижением изделия по мастерским завода · Дисциплинарный надзиратель разбирает конфликты рабочих и мастеров. Основные признаки функциональной структуры.
Эта структура приводит к позиционному конфликту – ситуация когда 1 работник получает противоречивые приказы от разных начальников. · Концепция организации и административного управления Анри Файоля. Файоль (1841-1925) сразу пришел на завод как руководитель, следовательно он смотрел на организацию сверху вниз. Его основная работа «Общее и промышленное управление» - 1916 г. «В чем суть деятельности администратора?» (управленец, руководитель)
Функции администратора:
Потом из этого будут выделены основные функции менеджмента. Определение понятия организации: · организация в широком смысле – процесс создания материальных и социальных посылок для управления деятельностью. · Организация в узком смысле слова – это процесс проектирования структуры под цель с определением места и функций каждого. Администратор – человек, талант которого поверхность. Качества администратора: 1. здоровье 2. ум 3. мораль 4. общее образование 5. специальные знания Файоль знаком с трудами Тейлора. В своих работах он опирается на 2 основные идеи: · согласен, что необходимо разделить должность мастера на контроль и исследование. · Категорически не согласен с отрицанием принципа единоначалия. Линейно-штабная структура.
Вебер как представитель классической школы. · Экономическая модель организации общества. Вебер (1864 – 1920) не являлся управленцем практиком, он был теоретиком, социологом религии. Он задается 2 вопросами: 1. возможно ли развитие крупных организаций без ущерба для духа предпринимательства (будет ли большая организация похожа на маленькую в плане риска и зарабатывания денег)? 2. возможно ли, управлять крупной компанией вне зависимости от ее сферы деятельности? Его подход отражен в названии работ: · Социальная и экономическая организация обществ. · Протестантская этика Критикует Маркса: · Развитие производственных сил, по Марксу, создает определенный тип экономических отношений, а экономически е отношения, в свою очередь, приводят к определенным социальным отношениям. В производственные силы включается техника и технология. Вебер: необходимость к производственным силам + человек, который владеет определенной культурой. · Идея прогресса по Марксу: поступательное развитие (рабовладение → феодальное общество→коллективизм→социализм). По Веберу капитализм существовал уже в древнем Египте и даже еще раньше. · По Веберу в 1517 вместе с протестантским движением появляется 2 типа капитализма. Он отличается типом экономического субъекта и типом культуры, которой этот субъект наделен. Вебер: типы хозяйственного экономического субъекта: 1. традиционный хозяйственный субъект – это 2 типа капитализма 2. этический хозяйствующий субъект соотношений 1 к 9 Вебер: типы рынка: 1. азиатский или посреднический рынок – рынок работает. Все хотят продать, но производство не работает.
2. этический или протестантский рынок – особое внимание уделяется производству.
Субъект готов производить в условиях рынка, и тогда идея прогресса связана не с производственными силами по Марксу, а с религией. Вектор развития.
Мусульмане Православные Католики Протестанты Важно продать важно произвести.
Протестанты – это историческая случайность, повторить которую нельзя. · 3 типа господства. Модели формирования организации. Господство – способность одних людей менять поведение других людей в своих интересах. Любая власть основывается на готовности людей подчиняться. Основания (факторы) для готовности к подчинению: 1. ситуативные факторы. Сегодня есть, завтра нет: · сила · выгода 2. легитимные факторы или законные. Это факторы, которые основываются на общепринятых законах. На основании этих факторов Вебер выделяет 3 типа господства: · Традиционное отношение к власти базируется на традиции, то есть природа власти одинакова и неизменна (всегда было так). Есть господа, потомки особых людей или героев, а есть их слуги и есть их подданные, с чьей помощью правят те, кем правят. Господа
Слуги Подданные Новшества в такой организации общества невозможны. Как происходят: o отыскивается прецедент o всегда есть сфера, где нет традиций и поэтому они создаются вновь. · Харизматическое отношение к власти базируется на готовности подчинения людей на основании личного авторитета, то есть люди признают, что человек обладает уникальными личными качествами. Харизма – это не качество человека, а признание другими людьми этих качеств уникальными. Человек сам может не меняться, но может стать невостребованным. Во всем противоположен требованиям, этот человек не следует нормам, а сам их создает. Лидер
Ученики (идейная и духовная близость к руководителю)
Подданные. Лидер: 1. либо утратит свою харизму 2. либо его поведение стает нормой. · Легальный тип – лидер или элита может получить власть как по наследству, так и в результате выборов. Лидер руководит через штаб специалистов-проффесионалов. Лидер
Штаб
Подданные Только на основании типа государства можно построить организацию. Почему: 1. этот тип власти обеспечивает условия для последовательных действий руководителя. 2. рационален, потому что должность в штабе получают на основании конкуренции 3. руководитель получает власть законными методами 4. все уровни власти четко определены. Модель формирования организации по Веберу. Организация – бюрократия – исключительно хорошо, лучше не бывает. Особый тип административного штаба, который состоит из ведомств (отделов) и создан для рациональной организации деятельности – самый эффективный тип организации за всю историю человечества. Чиновники специализируются в определенной деятельности, работают по найму, оплата зависит от места в иерархии. В работе полагаются на правила и инструкции, а если их нет, то на целесообразность. Основные признаки бюрократии по Веберу: 1. разделение труда на элементарные, простые операции, следовательно, можно определить ответственность каждого члена организации. 2. иерархия власти – каждый служащий отвечает перед вышестоящим лицом не только за себя, но и за всех своих подчиненных. 3. система правил, регулирующих деятельность организации – стандарты и инструкции, которые обеспечивают единообразное выполнение каждого задания (винтики). 4. безличность руководителя – никаких эмоций, они снижают эффективность организации. 5. все члены организации должны соответствовать занимаемой должности. Продвижение либо по старшинству, либо по успешности деятельности. подробные строгие стандарты нужны для уменьшения индивидуальных различий между сотрудниками (элиминировать). Без разницы кто на какой должности работает, результат всегда один. Хейнс и Мэсси в современных исследованиях берут от Вебера 4 принципа: · принцип одного начальника – ни один сотрудник не должен докладывать больше чем одному начальнику. · Принцип диапазона управления – ни одно лицо не должно нести ответственность больше чем за 7 – 8 человек. · Принцип исключения – начальник должен делегировать все внутренние вопросы подчиненным. · Скалярный принцип – каждая организация должна иметь четкую иерархическую структуру.
Бюрократическая организация. Органическая структура. Поведение можно предсказать. Поведение можно спрогнозировать. Основана на стандартах в организации. Определяется по отсутствию стандартов.
· Основные выводы по классической школе. Оказала огромное влияние на формирование (на основании или на полемике) всех остальных направлений. Все отношения в организации рассматриваются как рациональные, стандартные, формализованные. Чаще всего встречаются принципы разделения труда, жесткой иерархии и специализации деятельности. Важнейшие достижения: 1. попытка осознания природы организации. 2. определение путей рационализации и повышения эффективности деятельности организации 3. создание первых научно обоснованных организованных структур. 4. формулирование принципов специализации исполнительного и управленческого труда. Важнейший недостаток: игнорирование человеческого фактора
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|