Определение и задачи аудита
Под термином «аудит» КИС понимается системный процесс получения и оценки объективных данных о текущем состоянии КИС, действиях и событиях, происходящих в ней, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и предоставляющий результаты заказчику. В настоящее время актуальность аудита резко возросла, это связано с увеличением зависимости организаций от информации и КИС. Рынок насыщен аппаратно-программным обеспечением, многие организации в силу ряда причин (наиболее нейтральная из которых - это моральное старение оборудования и программного обеспечения) видят неадекватность ранее вложенных средств в информационные системы и ищут пути решения этой проблемы. Их может быть два: с одной стороны - это полная замена КИС, что влечет за собой большие капиталовложения, с другой - модернизация КИС. Последний вариант решения этой проблемы - менее дорогостоящий, но открывающий новые проблемы, например, что оставить из имеющихся аппаратно-программных средств, как обеспечить совместимость старых и новых элементов КИС. Более существенная причина проведения аудита состоит в том, что при модернизации и внедрении новых технологий их потенциал полностью не реализуется. Аудит КИС позволяет добиться максимальной отдачи от средств, инвестируемых в создание и обслуживание КИС. Кроме того, возросла уязвимость КИС за счет повышения сложности их элементов, увеличения объемов программного обеспечения, появления новых технологий передачи и хранения данных. Спектр угроз расширился. Это обусловлено следующими причинами: • передача информации по сетям общего пользования; • «информационные войны» конкурирующих организаций;
• высокая текучесть кадров с низким уровнем порядочности. По данным некоторых западных аналитических агентств до 95% попыток несанкционированного доступа к конфиденциальной информации происходит по инициативе бывших сотрудников организации. Аудит ИБ в информационной системе это процесс сбора сведений, позволяющих установить: • обеспечивается ли безопасность ресурсов организации (включая данные); • обеспечиваются ли необходимые параметры целостности и доступности данных; • достигаются ли цели организации в части эффективности информационных технологий. Проведение аудита позволит оценить текущую безопасность функционирования КИС, оценить риски, прогнозировать и управлять их влиянием на бизнес процессы организации, корректно и обоснованно подойти к вопросу обеспечения безопасности информационных активов организации, основные из которых: • идеи; • знания; • проекты; • результаты внутренних обследований. В настоящее время многие системные интеграторы на телекоммуникационном рынке декларируют поставку полного, законченного решения. К сожалению, в лучшем случае все сводится к проектированию и поставке оборудования и программного обеспечения. Построение информационной инфраструктуры «остается за кадром» и к решению не прилагается. Оговоримся, что в данном случае под информационной инфраструктурой понимается отлаженная система, выполняющая функции обслуживания, контроля, учета, анализа, документирования всех процессов, происходящих в информационной системе. Все чаще и чаще у клиентов возникают к системным интеграторам, проектным организациям, поставщикам оборудования вопросы следующего содержания: • Что дальше? (Наличие стратегического плана развития организации, место и роль КИС в этом плане, прогнозирование проблемных ситуаций). • Соответствует ли наша КИС целям и задачам бизнеса? Не превратился ли бизнес в придаток информационной системы?
• Как оптимизировать инвестиции в КИС? • Что происходит внутри этого «черного ящика» - КИС организации? Сбои в работе КИС, как выявить и локализовать проблемы? • Как решаются вопросы безопасности и контроля доступа? • Подрядные организации провели поставку, монтаж, пусконаладку. Как оценить их работу? Есть ли недостатки, если есть, то какие? • Когда необходимо провести модернизацию оборудования и ПО? Как обосновать необходимость модернизации? • Как установить единую систему управления и мониторинга КИС? Какие выгоды она предоставит? • Руководитель организации, руководитель IT подразделения должны иметь возможность получать достоверную информацию о текущем состоянии КИС в кратчайшие сроки. Возможно ли это? • Почему все время производится закупка дополнительного оборудования? • Сотрудники IT подразделения постоянно чему-либо учатся, есть ли в этом необходимость? • Какие действия предпринимать в случае возникновения внештатной ситуации? • Какие возникают риски при размещении конфиденциальной информации в КИС организации? Как минимизировать эти риски? • Как снизить стоимость владения КИС? • Как оптимально использовать сложившуюся КИС при развитии бизнеса? На эти и другие подобные вопросы нельзя мгновенно дать однозначный ответ. Только рассматривая все проблемы в целом, взаимосвязи между ними, учитывая нюансы и недостатки, можно получить достоверную, обоснованную информацию. Для этого в консалтинговых компаниях во всем мире существует определенная специфическая услуга - аудит компьютерной информационной системы (КИС). Подход к проведению аудита КИС, как отдельной самостоятельной услуги, с течением времени упорядочился и стандартизировался. Крупные и средние аудиторские компании образовали ассоциации -союзы профессионалов в области аудита КИС, которые занимаются созданием и сопровождением стандартов аудиторской деятельности в сфере ИТ. Как правило, это закрытые стандарты, тщательно охраняемое ноу-хау. Однако существует ассоциация - The Information Systems Audit and Control Association & Foundation (ISACA), занимающаяся открытой стандартизацией аудита КИС.
ISACA Она основана в 1969 году и по состоянию на 2002 год объединяла более 23000 членов из более чем 100 стран. Ассоциация ISACA координирует деятельность более чем 26000 аудиторов информационных систем (CISA - Certified Information System Auditor и CISM - Certified Information Security Manager), имеет свою систему стандартов в этой области, ведет исследовательские работы, занимается подготовкой кадров, проводит конференции. Основная декларируемая цель ассоциации - это исследование, разработка, публикация и продвижение стандартизованного набора документов по управлению информационной технологией для ежедневного использования администраторами и аудиторами информационных систем. В помощь профессиональным аудиторам, руководителям IT подразделений, администраторам и заинтересованным пользователям ассоциацией ISACA и привлеченными специалистами из ведущих мировых консалтинговых компаний был разработан стандарт CoBiT (Control Objectives for Information and Related Technology). CoBiT CoBiT - открытый стандарт, первое издание которого в 1996 году было продано в 98 странах по всему миру и облегчило работу профессиональных аудиторов в сфере информационных технологий. Стандарт связывает информационные технологии и действия аудиторов, объединяет и согласовывает многие другие стандарты в единый ресурс, позволяющий авторитетно, на современном уровне получить представление и управлять целями и задачами, решаемыми КИС. CoBiT учитывает все особенности информационных систем любого масштаба и сложности. Главное правило, положенное в основу CoBiT, следующее: ресурсы КИС должны управляться набором естественно сгруппированных процессов для обеспечения организации необходимой и надежной информацией (рис. 3.1).
Рис. 3.1. Структура стандарта CoBIT Теперь немного разъяснений по поводу того, какие ресурсы и критерии их оценки используются в стандарте CoBiT: Трудовые ресурсы — под трудовыми ресурсами понимаются не только сотрудники организации, но также руководство организации и контрактный персонал. Рассматриваются навыки штата, понимание задач и производительность работы.
Приложения - прикладное программное обеспечение, используемое в работе организации. Технологии - операционные системы, базы данных, системы управления и т.д. Оборудование - все аппаратные средства КИС организации, с учетом их обслуживания. Данные - данные в самом широком смысле - внешние и внутренние, структурированные и неструктурированные, графические, звуковые, мультимедиа и т.д. Все эти ресурсы оцениваются CoBiT на каждом из этапов построения или аудита КИС по следующим критериям: Эффективность - критерий, определяющий уместность и соответствие информации задачам бизнеса. Технический уровень - критерий соответствия стандартам и инструкциям. Безопасность - защита информации. Целостность - точность и законченность информации. Пригодность - доступность информации требуемым бизнес-процессам в настоящем и будущем. А также защита необходимых и сопутствующих ресурсов. Согласованность - исполнение законов, инструкций и договоренностей, влияющих на бизнес-процесс, то есть внешние требования к бизнесу. Надежность - соответствие информации, предоставляемой руководству организации, осуществление соответствующего управления финансированием и согласованность должностных обязанностей. CoBiT базируется на стандартах аудита ISA и ISACF, но включает и другие международные стандарты, в том числе принимает во внимание утвержденные ранее стандарты и нормативные документы: • технические стандарты; • кодексы; • критерии КИС и описание процессов; • профессиональные стандарты; • требования и рекомендации; • требования к банковским услугам, системам электронной торговли и производству. Применение стандарта CoBiT возможно как для проведения аудита КИС организации, так и для изначального проектирования КИС. Обычный вариант прямой и обратной задач. Если в первом случае -это соответствие текущего состояния КИС лучшей практике аналогичных организаций и предприятий, то в другом - изначально верный проект и, как следствие, по окончании проектирования - КИС, стремящаяся к идеалу. В дальнейшем мы будем рассматривать аудит КИС. Несмотря на размер разработчики старались, чтобы стандарт был прагматичным и отвечал потребностям бизнеса, при этом сохраняя независимость от конкретных производителей, технологий и платформ. На базовой блок-схеме CoBiT отражена последовательность, состав и взаимосвязь базовых групп. Бизнес-процессы (в верхней части схемы) предъявляют свои требования к ресурсам КИС, которые анализируются с использованием критериев оценки CoBiT на всех этапах построения и проведения аудита.
Четыре базовые группы (домена) содержат в себе тридцать четыре подгруппы, которые, в свою очередь состоят из трехсот двух объектов контроля. Объекты контроля предоставляют аудитору всю достоверную и актуальную информацию о текущем состоянии КИС. Отличительные черты CoBiT: • Большая зона охвата (все задачи от стратегического планирования и основополагающих документов до анализа работы отдельных элементов КИС). • Перекрестный аудит (перекрывающиеся зоны проверки критически важных элементов). • Адаптируемый, наращиваемый стандарт. Рассмотрим преимущества CoBiT перед многочисленными западными разработками. Прежде всего, это его достаточность - наряду с возможностью относительно легкой адаптации к особенностям КИС. И, конечно же, то, что стандарт легко масштабируется и наращивается. CoBiT позволяет использовать любые разработки производителей аппаратно-программного обеспечения и анализировать полученные данные не изменяя общие подходы и собственную структуру.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|