Раздел III. Результативность по этой же теме может быть описана следующим образом.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Методические рекомендации по использованию диагностирования в процессе обобщения педагогического опыта. При анализе материалов актуального педагогического опыта для внесения в окружной банк данных выявлено слабое владение теорией и методикой диагностики при описании результативности. Неумелое использование диагностических процедур дают необъективную картину результатов процесса обучения и воспитания. Цель составителя данных методических рекомендаций – оказание помощи обобщающему опыт учителю в освоении наиболее доступных диагностических приемов и методов: - педагогического анкетирования; - контрольно-оценочных методик; - субтестов и других вариантов измерения результативности. В рекомендуемых вариантах диагностирования дается методика, цель, ход проведения, рекомендации по обработке и интерпретации материалов. Структура целостного описания опыта работы включает в себя три раздела: информацию об опыте, технологию опыта (со ссылками на приложения), результативность. Первый раздел – информация об опыте – начинается с информационно-педагогического модуля «Условия возникновения и становления опыта», который содержит необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, социальной языковой среде, классе (группе), а также данные предварительной диагностики по теме опыта. Типичными ошибками при описании условий формирования опыта считаются · отсутствие данных предварительной диагностики; · отсутствие сведений о социальной среде, классе (группе); · некорректность описания (использование местоимения «я»). Чтобы показать в целостном описании опыта результативность своей работы, педагогу необходимо провести предварительную диагностику по заявленной теме (например, формирование коммуникативных умений, развитие познавательного интереса и др.) и сравнить с результатами, полученными через три года работы над данной проблемой.
Пример 1. Тема опыта: «Использование проектной деятельности в системе внеурочной работы как условие развития коммуникативной компетентности обучающихся начальных классов». Так как в опыте речь идёт о развитии коммуникативной компетенции, то для первичной диагностики должны быть использованы соответствующие методики. Ниже предлагаем вариант описания первичной диагностики, который включён в модуль «Условия возникновения, становления педагогического опыта». Для определения исходного уровня коммуникативных компетентностей были использованы методики «Выявление коммуникативных компетентностей учащихся» и «Выявление коммуникативных действий учащихся», «Коммуникативно-речевые действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности». По результатам диагностики только 20,8% первоклассников имеют высокий уровень коммуникативно-речевых действий, 20,8% обучающихся находятся на среднем уровне, 58,4% - на низком уровне. Ученики, пришедшие в первый класс, показали низкий уровень продуктивности совместной деятельности, умения строить понятные для партнера высказывания и задавать вопросы, а также незрелое эмоциональное отношение к совместной деятельности. Таким образом, низкий уровень коммуникативно-речевых действий по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности первоклассников нацелил автора опыта на создание условий для формирования коммуникативной компетентности в условиях создания проектов праздников в форме театрализованных представлений. Раздел III. Результативность по этой же теме может быть описана следующим образом.
Результатом работы является сформированность навыков общения, а также большой интерес учеников и родителей к организации и проведению тематических театрализованных праздников. Исследование уровней коммуникативных компетентностей выпускников начальной школы (декабрь 2012 г.), проведённое автором опыта совместно со школьным педагогом-психологом на основе диагностик «Выявление коммуникативных компетентностей учащихся» и «Выявление коммуникативных действий учащихся», показало, что высокий творческий уровень коммуникативных компетентностей имеют 66,6% учеников, средний продуктивный уровень – 58,4%, и никто не имеет низкого репродуктивного уровня коммуникативных компетентностей. Сравнивая данные этого тестирования с результатами проведённого в сентябре 2008 года, можно сказать, что высокий уровень развития коммуникативных компетентностей увеличился на 4,1%, средний уровень развития коммуникативных компетентностей – на 12,5%, а низкий уровень развития коммуникативных компетентностей остается стабильным. Результаты показателей коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) показаны на диаграмме. Диаграмма 2.
Из результатов исследования видно, что положительная динамика высокого уровня составляет 12%. В ходе изучения уровня коммуникативного контроля обучающихся была проведена работа по методике М. Снайдера «Диагностика коммуникативного контроля», которая показала следующие результаты: низкий коммуникативный контроль имеют 8% обучающихся класса, средний коммуникативный контроль – 34%, а высокий коммуникативный контроль у 54%. Таким образом, результативность коммуникативных компетентностей, коммуникативных действий и уровня коммуникативного контроля учеников класса, в котором работает автор опыта, имеет высокие показатели, которые достигнуты посредством создания проекта праздника с целью развития коммуникативной компетентности. В опыте проект рассматривается как совместная деятельность обучающихся, следовательно, уместным было определить уровень сотрудничества в детском коллективе. Ученикам был предложен тест «Уровень сотрудничества в детском коллективе», который показал высокий результат – 93%. А это указывает на то, что дети имеют способность к нахождению конструктивных способов разрешения конфликта, проявлению лидерских умений, управлению процессом общения, а также опыт взаимодействия с различными группами (разными по возрасту, статусу, роду деятельности).
По результатам анкетирования родителей класса было выявлена высокая активность участия в различных конкурсах. Диаграмма 3.
Обучающиеся успешно выступают во Всероссийских конкурсах и соревнованиях: Всероссийский детско-юношеский литературно-художественный конкурс творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященного 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне; Всероссийский конкурс «Познание и творчество» в номинациях «Лингвистическая» археология», «Лингвистические игры», «Экзамен по русскому языку»; Всероссийский конкурс по русскому языку «Русский медвежонок – языкознание для всех», занимая призовые места. Как видно из примера, для диагностики использовались четыре методики, описание которых предлагаем учителю.
МЕТОДИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|