Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой




«Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся».

Инструкция.

Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения:

- верно – (+ +);

- пожалуй, верно – (+);

- пожалуй, неверно – (–);

- неверно – (– –).

Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов.

Благодарим за участие в опросе.

1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности.

2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше.

3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях.

4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель).

5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным.

6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу.

7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать.

8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути.

9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться».

10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя).

11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).

12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают.

13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня.

14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше.

15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания.

16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю.

17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом.

18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания.

19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает.

20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).

 

Обработка результатов

Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно).

Ключ

Да 1, 2, 5, 6, 8, 11, 12, 14, 17, 19
Нет 3, 4, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 18, 20

За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.

 

Анализ результатов.

Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом:

- 0–10 баллон – внешняя мотивация;

- 11–20 баллов – внутренняя мотивация.

Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы:

- 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации;

- 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;

- 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.

 

Диагностика уровней познавательной активности

По методике Е.Т. Коротаевой

Уровни познавательной активности Психолого-педагогические особенности учащихся (собственно параметры наблюдения педагога)
Нулевой уровень Учащиеся пассивны. С трудом включаются в учебную работу. Не в состоянии самостоятельно решать учебную задачу и не пытаются искать собственное решение.
Относительно активный уровень Включение учащихся в учебную деятельность связано с эмоциональной привлекательностью и не подкрепляются волевыми и интеллектуальными усилиями. Охотно приступают к новым видам работы, однако при затруднениях легко теряют интерес к учению.
Исполнительно активный уровень Умение подчинять эмоциональные и волевые усилия определенной учебной цели отличает этих учащихся.
Активный уровень Достаточно осознанно воспринимают учебную задачу, с желанием включаются в учебную деятельность, часто предлагают оригинальные пути решения, работают самостоятельно.
Творческий уровень Особые задатки, одаренность. Учащиеся способны выразить свое особое неповторимое отношение к миру.

 

Анкета для учащихся

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам»

(по Третьякову П.)

Отношение к предмету

Прочитайте вопросы и для предмета математика (окр. Мир, лит. Чтение) балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда.

А

1. На уроке бывает интересно

2. Нравится учитель

3. Нравится получать хорошие отметки

Б

4. Родители заставляют учиться

5. Учусь, так как это мой долг

6. Предмет полезен для жизни

В

7. Узнаю много нового

8. Заставляет думать

9. Получаю удовольствие, работая на уроке

Г

10. Легко дается

11. С нетерпением жду урока

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

Где группа А – ситуативный интерес; Б – учение по-небходимости; В – интерес к предмету, Г – повышенный познавательный интерес.

Методика обработки результатов:

1. Вычисляем средний бал для каждого ученика по группе по формуле:

Ср. бал = сумма всех балов в группе / число предметов х число вопросов в группе;

2. Составляем сводную ведомость по классу такой формы:

ФИО ученика Группы мотивов
А Б В Г
         
2…        
Сумма средних баллов        

 

3. Вычисляем средний бал по классу по каждой группе по формуле:

Ср. бал класса = сумма средних балов по группе / численность анкетируемых;

4. Строим график соотношения средних балов различных групп мотивов в классе:

5.Определяем процентное соотношение выявленных групп по формуле:

Полученная сумма средних балов разделить на максимальную сумму средних балов и умножить на 100%.

Примечание: для сравнения, оценка уровня сформированности основных мотивов учения составляет: 85% и больше – оптимальный уровень, 65 – 84% - достаточный уровень, 40 – 64% - низкий. Далее формулирую выводы по уровню сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

 

МЕТОДИКА

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...