Тест-опросник Т.Д. Дубовицкой
«Выявление направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся». Инструкция. Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Прочитайте каждое высказывание и выразите свое отношение к изучаемому предмету, проставив напротив номера высказывания свой ответ, используя для этого следующие обозначения: - верно – (+ +); - пожалуй, верно – (+); - пожалуй, неверно – (–); - неверно – (– –). Помните, что качество наших рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе. 1. Изучение данного предмета даст мне возможность узнать много важного для себя, проявить свои способности. 2. Изучаемый предмет мне интересен, и я хочу знать по данному предмету как можно больше. 3. В изучении данного предмета мне достаточно тех знаний, которые я получаю на занятиях. 4. Учебные задания по данному предмету мне неинтересны, я их выполняю, потому что этого требует учитель (преподаватель). 5. Трудности, возникающие при изучении данного предмета, делают его для меня еще более увлекательным. 6. При изучении данного предмета кроме учебников и рекомендованной литературы самостоятельно читаю дополнительную литературу. 7. Считаю, что трудные теоретические вопросы по данному предмету можно было бы не изучать. 8. Если что-то не получается по данному предмету, стараюсь разобраться и дойти до сути. 9. На занятиях по данному предмету у меня часто бывает такое состояние, когда «совсем не хочется учиться». 10. Активно работаю и выполняю задания только под контролем учителя (преподавателя). 11. Материал, изучаемый по данному предмету, с интересом обсуждаю в свободное время (на перемене, дома) со своими одноклассниками (друзьями).
12. Стараюсь самостоятельно выполнять задания по данному предмету, не люблю, когда мне подсказывают и помогают. 13. По возможности стараюсь списать у товарищей или прошу кого-то выполнить задание за меня. 14. Считаю, что все знания по данному предмету являются ценными и по возможности нужно знать по данному предмету как можно больше. 15. Оценка по этому предмету для меня важнее, чем знания. 16. Если я плохо подготовлен к уроку, то особо не расстраиваюсь и не переживаю. 17. Мои интересы и увлечения в свободное время связаны с данным предметом. 18. Данный предмет дается мне с трудом, и мне приходится заставлять себя выполнять учебные задания. 19. Если по болезни (или другим причинам) я пропускаю уроки по данному предмету, то меня это огорчает. 20. Если бы было можно, то я исключил бы данный предмет из расписания (учебного плана).
Обработка результатов Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где «Да» означает положительные ответы (верно; пожалуй, верно), а «Нет» – отрицательные (пожалуй, неверно; неверно). Ключ
За каждое совпадение с ключом начисляется один балл. Чем выше суммарный балл, тем выше показатель внутренней мотивации изучения предмета. При низких суммарных баллах доминирует внешняя мотивация изучения предмета.
Анализ результатов. Полученный в процессе обработки ответов испытуемого результат расшифровывается следующим образом: - 0–10 баллон – внешняя мотивация; - 11–20 баллов – внутренняя мотивация. Для определения уровня внутренней мотивации могут быть использованы также следующие нормативные границы: - 0–5 баллов – низкий уровень внутренней мотивации; - 6–14 баллов – средний уровень внутренней мотивации;
- 15–20 баллов – высокий уровень внутренней мотивации.
Диагностика уровней познавательной активности По методике Е.Т. Коротаевой
Анкета для учащихся «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» (по Третьякову П.) Отношение к предмету Прочитайте вопросы и для предмета математика (окр. Мир, лит. Чтение) балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда, 1 – иногда, 0 – никогда. А 1. На уроке бывает интересно 2. Нравится учитель 3. Нравится получать хорошие отметки Б 4. Родители заставляют учиться 5. Учусь, так как это мой долг 6. Предмет полезен для жизни В 7. Узнаю много нового 8. Заставляет думать 9. Получаю удовольствие, работая на уроке Г 10. Легко дается 11. С нетерпением жду урока 12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель. Где группа А – ситуативный интерес; Б – учение по-небходимости; В – интерес к предмету, Г – повышенный познавательный интерес. Методика обработки результатов: 1. Вычисляем средний бал для каждого ученика по группе по формуле: Ср. бал = сумма всех балов в группе / число предметов х число вопросов в группе; 2. Составляем сводную ведомость по классу такой формы:
3. Вычисляем средний бал по классу по каждой группе по формуле: Ср. бал класса = сумма средних балов по группе / численность анкетируемых; 4. Строим график соотношения средних балов различных групп мотивов в классе: 5.Определяем процентное соотношение выявленных групп по формуле: Полученная сумма средних балов разделить на максимальную сумму средних балов и умножить на 100%. Примечание: для сравнения, оценка уровня сформированности основных мотивов учения составляет: 85% и больше – оптимальный уровень, 65 – 84% - достаточный уровень, 40 – 64% - низкий. Далее формулирую выводы по уровню сформированности основных мотивов деятельности учащихся.
МЕТОДИКА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|