Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебная программа дисциплины «Практическая педагогика»




ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

 

Материалы к занятиям

 

 

Ярославль

 

Печатается по решению

редакционно-издательского

совета ЯГПУ им. К. Д. Ушинского

 

Рецензент:

ст. преподаватель кафедры теории и истории педагогики ЯГПУ,

кандидат пед. наук А. Б. Тишко

 

 

Практическая педагогика: материалы к занятиям. Автор-составитель: Е. Б. Кириченко – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2008. -

 

В книге использованы материалы, подготовленные А. П. Чернявской, Б. С. Гречиным (Тема 10), Е. С. Игнатенко (Тема 5).

 

 

Материалы к занятиям по курсу «Практическая педагогика» включают в себя общие требования к овладению компетенциями, краткое изложение теоретических вопросов, материалы для подготовки к семинарским и практическим занятиям, списки литературы по каждой теме, вопросы к экзамену. Пособие может быть рекомендовано студентам и преподавателям педагогических вузов.

 

© ГОУ ВПО «Ярославский

государственный педагогический

университет им. К. Д. Ушинского», 2008

 

© Е. Б. Кириченко, 2008

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................

Учебная программа дисциплины «Практическая педагогика»

Тема 1. Взаимосвязь теории и практики в педагогике ……………

Тема 2. Методология практической педагогической деятельности

Тема 3. Ценностно-смысловое самоопределение педагога Ценностно-смысловое самоопределение педагога …………………………

Тема 4. Педагогическое проектирование ……………………………

Тема 5. Технологии решения педагогических задач ………………

Тема 6. Система деятельности классного руководителя ……………

Тема 7. Инновации в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах. Индивидуальное и коллективное творчество педагогов

Тема 8. Формы взаимодействия субъектов в педагогических процессах

Тема 9. Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

Тема 10. Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся

Тема 11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса

 

Учебно-методическое обеспечение дисциплины ……………………

Примерные вопросы к экзамену ………………………………………

График работы со студентами, обучающимися по индивидуальному плану ……………………….


Введение

Курс «Практическая педагогика» разработан в соответствии с Государственными требованиями к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы по общепрофессиональному блоку для студентов бакалавриата по направлению «Педагогика» и «Филологическое образование». Содержание курса соответствует Государственному образовательному стандарту и предусматривает проведение лекционных, семинарских и лабораторных занятий по проблемам воспитания. Курс «Практическая педагогика» тесно взаимосвязан с курсом «Теория и методика воспитания», опирается на те же концептуальные основы, рассматривает схожие понятия и проблемы. В книге «Практическая педагогика» рассмотрены лишь отдельные темы, которые не так подробно и детально рассматриваются в курсе «Теория и методика воспитания», поэтому эту книгу можно рекомендовать к использованию в качестве дополнительного учебного материала к курсу «Теория и методика воспитания» для студентов всех специальностей.

Содержание книги включает три основных раздела. В первом представлена учебная программа дисциплины, здесь вы найдете цели и задачи курса, основные требования к аттестации, тематический план курса, темы для самостоятельного изучения. Во втором разделе раскрываются все изучаемые темы. В третьем – основная и дополнительная литература, вопросы к экзамену, график работы со студентами, обучающимися по индивидуальному плану.

Содержание каждой темы построено в соответствии с логикой изучения учебного материала в вузе: в начале каждой темы представлены те компетенции, которыми необходимо овладеть студенту, изучающему данный вопрос, четко представлено, что студент должен знать, какие умения необходимо сформировать, чем овладеть в процессе изучения темы, а также даются основные понятия темы. Затем представлен основной материал к лекции, в котором кратко излагается содержание темы, раскрываются основные вопросы, определяются ключевые понятия. Однако, в некоторых темах не дается лекционный материал, это обусловлено рядом причин: во-первых, эти вопросы глубоко и подробно освещаются в учебном пособии М. И. Рожкова, Л. В. Байбородовой «Воспитание учащихся: теория и методика»; во-вторых, для изучения некоторых тем достаточно проведения семинарских занятий, а отдельные теоретические вопросы студент может изучить самостоятельно, в-третьих, некоторые темы имеют практикоориентированный характер, и овладение ими происходит на практике во время организации лабораторных занятий в школе.

После лекционного материала студенту предлагаются задания для подготовки к семинарским занятиям. Задания имеют несколько уровней: обязательные задания для всех, по выбору студентов и индивидуальные задания, что позволяет не только оптимизировать процесс обсуждения вопросов семинара, но и обеспечить индивидуально-ориентированный подход к обучению каждого студента. Обязательные задания направлены на ознакомление с общими теоретическими вопросами, базовыми концепциями и подходами. Задания по выбору студентов предусматривают как творческие задания, так и задания, направленные на развитие у студентов аналитического мышления, способности сопоставлять и сравнивать. Индивидуальные задания выполняются по желанию студента и способствуют более глубокому освоению содержания темы. В конце каждой темы приводится список литературы.

Это учебное пособие поможет студентам ознакомиться с требованиями к предмету, в сжатые сроки овладеть базовыми знаниями по курсу, сориентироваться в изучаемом материале, заранее спланировать свою подготовку по курсу и определить для себя приоритетные направления. Пособие может быть рекомендовано также и студентам заочного отделения.

 


Учебная программа дисциплины «Практическая педагогика»

Пояснительная записка

Цель курса: формирование общепрофессиональной компетентности посредством развития опыта решения педагогических задач, способствующего становлению индивидуального стиля педагогической деятельности.

Задачи курса:

- сформировать и развить проектировочные, коммуникативные, организационные педагогические умения практической педагогической деятельности;

- сформировать умения профессионального самопознания;

- содействовать построению дальнейшего индивидуального профессионального педагогического маршрута.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала:

Курс “Практическая педагогика”является логическим продолжением курса “Теорети­ческая педагогика” и тесно взаимосвязан с курсами: «Теория и методика воспитания», «Практикум по решению профессиональ­ных задач», «Технология организаторской деятельности», «Педагогическая диагностика» и др. Поэтому в данном курсе сохраняются основные принципы отбора содержания и организации учебного материала, среди которых ведущим является принцип практико-ориентированности, предполагающий интегративное взаимодействие познавательной, исследовательской и практической деятельности с ценностными ориентациями и интересами будущих педагогов. Кроме этого построение содержания “Практической педагогики” определяется следующими принципами:

- профессиональной направленности, позволяющей учесть особенности профессио­нальной подготовки по определенному направлению;

- вариативности, ориентированного на максимальный учет индивидуальных особен­ностей профессионального становления обучающихся.

Текущая аттестация качества усвоения знаний:

1. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится в устной и письменной форме при выполнении срезовых заданий индивидуального и группового характера. Кроме заданий, позволяющих провести текущую аттестацию качества усвоения знаний, предлагается проведение тренингов, ролевых игр, взаимооценки, рейтинг-контроля, позволяющих отслеживать динамику продвижения студента при изучении пе­дагогических дисциплин.

2. Отработка пропущенных занятий: все задолженности по выполнению учебной программы дисциплины должны быть отработаны студентом до консультации, перед экзаменом:

- пропуски занятий по уважительной причине предполагают выполнение студентом всех практических заданий, обсуждаемых на семинаре, и написание контрольной работы;

- при пропуске занятий без уважительной причины студент выполняет все практические зада­ния, обсуждаемые на пропущенных семинарах, пишет контрольную работу и составляет тес­товую работу по каждой пропущенной теме, которая включает не менее 10 вопросов;

- если студент пропустил более 50% аудиторных занятий, то он может быть допущен к экза­мену только в случае наличия у него всех практических заданий, обсуждаемых на пропущен­ных семинарах, выполнения контрольной работы и разработки теста по каждой пропущенной теме, который включает не менее 10 вопросов, и положительного балла по итогам тестовой работы, содержащей вопросы по пропущенным темам.

3. Оформление «портфолио». Требования: оформляется в папке с файлами, отдельными для каждой темы в рукописном и печатном варианте. «Портфолио» может содержать ксерокопии журнальных и газетных статей, выписки из научно-методической литературы, материалы, взя­тые из Интернета (с обязательным указанием источников).

Критерии оценки «портфолио»:

«3» - В папках представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изуче­ния, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, по темам состав­лен список литературы (не менее 3 источников). Представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по про­грамме курса.

«4» - В папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содержание, имеется ан­нотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал. По одной теме написана статья, в содержании которой дается сравнительно-сопос­тавительный обзор нескольких библиографических источников, раскрывающий основные точки зрения на проблему. К статье прилагается список использованной литературы (не менее 5).

«5» - В папках представлены все практические домашние задания, выполненные студентом за период обучения по программе курса. Представлена краткая информация по всем темам для самостоятельного изучения, раскрываются основные понятия темы, и дается краткое ее содер­жание, имеется аннотация дополнительных источников; студент качественно анализирует весь представленный материал.

По одной интересующей студента теме может быть выполнен творческий проект (презентация, коллаж, статья, методическая разработка, исследование и др.), проект также может носить практико-ориентированный характер (прове­дение коллективного творческого дела в студенческой группе, проведение акций, оформление стенда, организа­ция встречи с интересными людьми и т.п.). Тематика проектов согласуется с преподавателем, который консультирует студента по ходу его работы.

 

Итоговая аттестация качества усвоения знаний:

1. Итоговая аттестация - экзамен, предполагающий установление уровня сформирован­ности следующих умений: проектировочных, коммуникативных, организационных, профес­сионального самопознания.

2. Допуск к экзамену (зачету): предоставление в сроки, установленные преподавателем, портфолио по темам для самостоятельной работы; выполнение практических заданий, входя­щих в перечень обязательных; положительные оценки за контрольные и проверочные работы; оформление читательского дневника по литературе для самостоятельного чтения, наличие словаря педагогических терминов.

3. Формы проведения экзамена в соответствии с программой дисциплины определены кафедрой и могут быть следующими:

- в полном объеме по экзаменационным билетам, утвержденным на кафедре, вклю­чающим два вопроса;

- тестовая работа по содержанию материала курса и терминологический диктант;

- один вопрос билета по выбору студента (преподавателя);

- спецвопрос по теме, предполагаемой преподавателем;

- оценивание работы студента в течение семестра без ответа на экзаменационный во­прос.

4. Условия, определяющие форму экзамена (зачета):

- Отличная и хорошая успеваемость и активная работа студента в течение семестра (выполненные в срок на хорошие и отличные оценки практические задания и контрольные ра­боты, «портфолио» с оценкой «отлично», выступление с индивидуально подготовленным со­общением на занятиях). Вышеперечисленные положения дают студенту право на получение оценки без ответа на экзаменационный билет, выбор одного вопроса билета, подготовку спецвопроса. О предоставлении той или иной возможности студент получает информацию на консультации перед экзаменом.

- Пожелания студента (возможен устный ответ на вопросы билеты или написание тес­товой работы).

О возможных формах проведения экзамена(зачета) студентам сообщают в начале изу­чения курса.

Основные понятия:

- наука, теория, знание, практика, практическая педагогическая деятельность, воспитание;

- методология, организация деятельности, закономерности, принципы, подход, концепция;

- педагогическая деятельность, педагогические технологии, педагогические умения, педагоги­ческое творчество, педагогическое проектирование, конструирование, моделирование, прогнозирование;

- профессиональное развитие, саморазвитие и самоопределение педагога, профессиональная компетентность;

- аксиология, ценности;

- инновация, инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность.

- педагогическое взаимодействие, типы взаимодействия, форма воспитания;

- педагогическая задача, решение задачи;

- здоровьесберегающая педагогика, здоровьесберегающая технология, здоровье, персонификация, фасилитация.

- возрастосообразность, контроль, оценивание, дос­тижение, компетентность, безотметочное обучение, портфолио, рейтинг, тест, мониторинг, качество образования, ЕГЭ.

- сопровождение, дистанционное обучение, компьютерные про­граммы, сайт, e-mail, электронная почта.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...