Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Технологии оценки достижений учащихся




Материалы подготовлены А. П. Чернявской и Б. С. Гречиным

Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся известные в отечественной системе обучения мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио.

Накопительные оценки позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют, а не их недостатки, что характерно для традиционных методов оценки. Они делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи. Новые методы оценки, такие как моделирование, практика, ролевые игры, позволяют студенту понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды [Кучеряну]. Появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся.

К основным характеристикам эффективной оценки относят то, что она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается; в процесс оценки активно вовлекаются и педагоги и учащиеся; оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах; оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи [Кучеряну]. Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования.

Мониторинг качества образования – механизм контроля и слежения за качеством образования. "Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее компонентах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз ее развития" (определение А.Н. Майорова).

Цель мониторинга - совершенствовать содержание и методы обучения. Целью внешнего мониторинга качества образования является определение того, насколько внутренняя оценка качества образования соответствует действительности. Иначе говоря, внешний мониторинг качества должен контролировать механизмы и результаты внутренней оценки качества.

Задачи мониторинга:

– сбор необходимой и достаточной информации о качестве образования, ее анализа и оценки,

– контроль за реализацией социального заказа на качественное образование, организация стимулирующе-мотивационного влияния на участников учебно-воспитательного процесса,

– прогноз дальнейшего развития образования и выработки рекомендаций по внесению необходимых корректив.

Объекты мониторинга (по Железновой Л.Б.)

I Качество учебного процесса

1) задачи образовательного процесса, планы учебной и воспитательной работы;

2) деятельность педагога и развитие его личности.

3) организация учебного процесса; методы, содержание, результативность педагогической работы

II Уровень подготовки обучающихся

1) сама учебная деятельность ребенка (ее характеристики, структура, течение), соответствие реального уровня подготовки государственному стандарту;

2) психическое развитие ребенка и формирование новообразований учебной деятельности;

3) развитие общения и детского коллектива.

Методы мониторинга

– наблюдение за функционированием образовательного процесса и состоянием школьных условий,

– анализ школьной документации,

– анкетирование, самооценка и оценка учащихся, учителей и родителей,

– педагогическое и психологическое тестирование,

– экспертная оценка качества предоставляемого школой образования и др.

 

Рейтинг учащегося (англ. rating, от to rate – оценивать, ранжировать) - это индивидуальный числовой показатель интегральной оценки достижений в учебе, образуемый путем сложения рейтинговых баллов, полученных в результате оценки отдельных учебных действий, по возможности с учетом коэффициента значимости ("весового" коэффициента) этих действий в достижении образовательных целей.

Основной принцип рейтинга – ранжирование.

Задачи рейтинга:

– построение системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;

– повышение уровня мотивации учащихся в разных сферах деятельности

– построение индивидуальных образовательных программ;

– целевая подготовка лучших абитуриентов, отвечающих требованиям высших учебных заведений.

Объекты рейтинговой системы контроля:

– совокупность знаний и умений по всем дисциплинам учебного плана;

– социальная активность учащегося.

Конечная цель рейтинговой технологии – становление учащегося как субъекта учебной, научной деятельности, т.е. достижения такого уровня развития обучаемых, когда они оказываются способными поставить цель своей деятельности; когда учащиеся могут планировать, корректировать свои действия, соотнося результат с поставленной целью. Учащийся должен осознать себя субъектом учебного процесса. Поэтому в рамках рейтинговой технологии между преподавателем и учащимся возникают субъект-субъектные отношения.

Виды рейтинга (по М.В. Калужской, О.С. Уколовой, И.Г. Каменских):

академической успеваемости (отражает уровень учебных достижений, то есть

– олимпийский (отражает участие в любых интеллектуальных, творческих и спортивных состязаниях)

– лидерский (отражает уровень социальной компетентности, общественную активность учащихся).

– званий и сертификатов (фиксирует личные достижения в области иностранных языков, искусства, науки и спорта, подтвержденные сертификатами).

Преимущества рейтинговой системы оценивания (по сравнению с традиционной технологий контроля)

– стимулирование систематической самостоятельной работы;

– снижение роли случайных факторов при получении итоговой оценки по дисциплине;

– повышение роли состязательности в учебе;

– чёткая дифференциация учащихся в соответствии с их успехами;

– количественная характеристика качества учебной работы;

– фиксация результатов учебной деятельности на всех этапах;

– учёт качества и сроков выполнения индивидуальных домашних заданий;

– повышение учебной мотивации.

Портфолио является способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Это своеобразный отчет по процессу обучения учащегося, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего уровня (учебного или профессионального). Оно может собираться с различными целями, поэтому единого определения данной технологии не существует.

Первый тип портфолио - это "папка достижений", направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т.д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т.п.).

Второй тип - рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности, как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика, которые делались в течение определенного срока (например, года) (сочинения, изложения, эссэ, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т.д.).

Третий тип портфолио - проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам (варианты реферата, доклада или статьи, список литературы для изучения, проблемные области, план исследования, дискуссионные точки зрения, статистика, цитаты, афоризмы, интеграция с другими предметными областями, результаты исследования, прогнозы и перспективы и др.). Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и развивает их познавательные интересы.

Четвертый тип портфолио - тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней - защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

 

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения:

1. Индивидуальные достижения учащихся: основные подходы к понятию, структура.

2. Стандарты измерения качества образования.

3. Контроль и оценивание в учебно-воспитательной работе.

4. Технологии оценки достижений учащихся.

 

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Изучить материалы книги Чернявской А.П., Гречина Б.С. «Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие», выписать основные понятия.

2. Сделать конспект первой главы книги «Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. – С.5 - 24

- по выбору студентов:

1. Подготовить сообщение об авторской системе оценивания (Ш. А. Амонашвили, В. Ф. Шаталов, М. П. Щетинин).

2. Рассмотреть освещение данного вопроса в разных учебниках по педагогике.

Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля».

 

Список литературы:

 

1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. – М., Народное образование, 2001.

2. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. – М., 2002.

3. Илюшин Л. С. Образовательная мотивация: теория и методология исследования. СПб, 2002.

4. Калужская М.В., Уколова О.С., Каменских И.Г. Рейтинговая система оценивания. Как? Зачем? Почему? – М.: Чистые пруды, 2006

5. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. – СПб., 1996.

6. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации /Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

9. Сергеева В.П., Каскулова Ф. В., Гричненко И.С.. Современные средства оценивания результатов обучения: Учебно-методическое пособие. – М., АПКиППРО, 2005.

11. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2005

11. Управление качеством образования: Практикоориентированная монография и методическое пособие. / Под ред. М.М, Поташника. – М., Педагогическое общество России, 2000.

 

 


Тема 11. Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса

Изучение данной темы направлено на овладение следующими компетенциями:

- способность самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ИК-1);

- готовность работать с информацией из различных источников (ИК- 5);

- готовность к ведению учебно-методической документации образовательного учреждения (ПК ОУД-2);

В результате изучения данной темы обучающийся должен:

знать:

- психолого-педагогические возможности современных форм учебно-воспитательной работы, педагогических технологий, методов и средств обучения, в том числе технических, аудиовизуальных, информационных и мультимедийных;

- об организации безопасного для физического и психического здоровья детей взаимодействия с компьютерными средствами;

- нормативную базу деятельности учителя;

уметь:

- использовать современные технические средства и компьютерные технологии для решения профессиональных задач в педагогической деятельности;

- осуществлять отбор адекватных технологий обучения и взаимодействия с программными средствами, позволяющих развивать учебную самостоятельность, коммуникативные навыки, творческую и поисковую активность младших школьников;
- организовывать индивидуальную, групповую и коллективную работу детьми с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
- организовывать учет и анализ успешности обучения учащихся, системы взаимоотношений ребенка с одноклассниками и динамики изменения этих взаимоотношений с использованием инструментальных программных продуктов;

владеть:

- информацией о новых программных продуктах,

- компьютерной грамотностью.

Основные понятия темы: сопровождение, дистанционное обучение, компьютерные про­граммы, сайт, e-mail, электронная почта.

СЕМИНАР

Вопросы для обсуждения:

1. Информационно-компьютерная компетентность педагогов.

2. Дистанционные технологии обучения.

3. Программы дополнительного образования в области информационных технологий.

Основные понятия темы: сопровождение, дистанционное обучение, компьютерные про­граммы, сайт, e-mail, электронная почта.

Обязательные домашние задания

- для всех:

1. Составить перечень документов, которыми руководствуется в своей работе учитель обще­образовательной школы.

2. Создать глоссарий по основным понятиям темы.

3. Разработать презентацию по одной из тем изучаемого курса.

- по выбору студентов:

1. Составить перечень периодических изданий по педагогике, на каждое издание представить краткую аннотацию.

2. Представить программу дополнительного образования педагогов в области информацион­ных технологий.

Индивидуальное задание: Подготовить сообщение «Основные положения Закона об образова­нии, определяющие профессиональную деятельность учителя».

 

Список литературы:

1. Абросимов А.Г. Информационно -образовательная среда учебного процесса в вузе. – М.: Образование и Информатика, 2004. – 256 с.

2. Волов В.Т., Четырова Л.Б., Волова Н.Ю. Дистанционное образование: истоки, проблемы, перспективы. – Самара: РИО СНЦ РАН, 2000. – 100 с.

3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе: Учебно-методический комплект для системы педагогического образования / Под общ. ред. А.М. Семибратова. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 200 с.

4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1996.

5. Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / В.А. Красильникова. – М.: ООО «Дом педагогики», 2006. – 231 с.

6. Мылова И.Б. Использование задач в процессе профессиональной информационно-технологической подготовки студентов./ Журнал «Информатика и образование», №2, 2006.? с. 82-89.

7. Панюкова С.В. Информационные и коммуникационные технологии в личностно ориентированном обучении. – М.: Изд-во ИОСО РАО, 1998. – 225 с.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

Основная литература:

1. Рожков М. И., Байбородова Л.В. Воспитание учащихся: теория и методика. – Яро­славль, 2002.

2. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ Сластенин В.А. и др. М., 1998.

3. Подласый И.П. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений – М., 1996.

4. Педагогика: учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений/ Под ред. Пидкаси­стого П.И. М.,1996

5. Психолого-педагогический практикум: материалы к занятиям / Под ред. Л. В. Байбородовой, А. П.Чернявской. Ярославль, 2002.

 

Дополнительная литература:

1. Загвязинский В.И. Педагогическое предвидение. - М., 1987.

2. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. - СПб., 1995.

3. Ильясов И.И., Галатенко Н.А. Проектирование курса обучения по учебной дисци­плине. - М., 1994.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. - М., 1991.

5. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических по­исках. - М., 1994.

7. Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006.

8. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы. - М., 1993.

9. Моисеев А.М., Капто А.Е. и др. Нововведения во внутришкольном управлении. - М., 1998.

10. Организация обучения старшеклассников сельских школ по индивидуальным планам: Методические рекомендации для педагогических работников/ Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. Ярославль, 2006. – 116 с.

11. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М., 2003.

12. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: ИКЦ «МарТ», 2004.

13. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2001.

14. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том I / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1993. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ», 1999.

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 1998.

16. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. - М., 2000.

17. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях вос­питания. – М., 2002.

18. Титова Е.В. Если знать как действовать: Разговор о методике воспитания. - М. 1993.

19. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М., 1997.

20. Хомерики О.Г., Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновацион­ный процесс. - М., 1994.

21. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 1999

 


Примерные вопросы к экзамену (зачету):

1 Особенности взаимосвязь теории и практики в педагогике.

2 Методология практической педагогической деятельности. Учитель и наука.

3 Сущность и особенности воспитания. Закономерности и принципы воспитания.

4 Современные подходы воспитания.

5 Современные концепции воспитания.

6 Педагогическое проектирование: сущность, принципы, объекты, формы, этапы.

7 Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

8 Педагогические технологии: понятия, классификации, примеры.

9 Аксиологический подход в педагогике. Педагогические ценности.

10 Индивидуальное и коллективное творчество педагогов

11 Инновационные процессы в образовании. Позиция педагога в инновационных процессах.

12 Здоровьесберегающие технологии в современной школе.

13 Педагогическое взаимодействие: структура, типы, показатели эффективности.

14 Коллектив как объект и субъект воспитания.

15 Пути и средства развития и сплочения коллектива.

16 Педагогическое регулирование межличностных и межгрупповых отношений в коллективе.

17 Понятие о методах и приемах воспитания. Классификация методов воспитания. Выбор методов воспитания.

18 Методы формирования сознания.

19 Методы организации деятельности и формирования опыта социального поведения. Методы стимулирования.

20 Классный руководитель в школе, особенности его деятельности. Функции и направления деятельности классного руководителя.

21 Классный воспитательный час. Методика подготовки и проведения.

22 Формы работы классного руководителя с родителями учащихся.

23 Условия, пути и средства развития сотрудничества педагогов, учащихся и родителей.

24 Воспитание патриотизма и культуры межнационального общения

25 Психолого-педагогическая диагностика

26 Теория педагогической задачи: понятие, классификации, решение задачи, принятие решения.

27 Технологии решения задач. Анализ решения педагогической задачи.

28 Способы и приемы контроля и возрастосообразного оценивания педагогической деятель­ности.

29 Анализ, целеполагание и планирование педагогической деятельности

30 Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса.


График работы со студентами, обучающимися по индивидуальному плану

(составляется совместно со студентом)

ФИО студента_______________________________

Группа, факультет____________________________

Дисциплина_________________________________

Форма итоговой аттестации____________________

Тема по программе Отчет по теории (форма, сроки) Оценка Практические задания по теме Сроки представления Отметка о выполнении
Взаимосвязь тео­рии и практики в педагогике Аннотация на 2 гл. книги В.В. Краев­ского «Методоло­гия педагогики»       1. Сравнить освещение рассматри­ваемой темы в различных учебни­ках по педагогике. 2. Показать на конкретных приме­рах как осуществляется связь тео­рии и практики в педаго­гике через постановку педагогических задач.            
Методология практической пед. деятельности. Конспект современной российской концепции воспитания   Разработать научный аппарат иссле­довательской задачи по педагогике.      
Ценностно-смысловое самоопределение педагога в образовательной деятельности Реферат «Аксиологический подход в педагогике»   1.Написать иерархию педагогиче­ских ценностей, которыми должен руководствоваться педа­гог в своей профессиональной деятельности. 2. Раскрыть основные характери­стики ценностно-смыслового само­определения.      
Педагогическое проектирование. Реферат «Проектирование возрастосообразного образовательного процесса»   1.Схематично представить взаимо­связь понятий «проектирование», «моделирование», «про­гнозирова­ние», «конструирование». 2. Разработать советы классному руководителю по вовлечению уча­щихся в проектную дея­тельность.      
Технологии решения педагогических задач. Оценка выбора решения педагогических задач Аннотация на книгу Л.Ф. Спирина «Теория и технология решения пед. за­дач"   1. Разработать рекомендации классному руководителю по пси­хокоррекционной и психопеда­го­гической работе с акцентуирован­ными личностями.2. Разработать план оценивания выбора решения задачи.3. Проанализировать раз­личные подходы к классификации педагогиче­ских задач.      
Индивидуальное и коллективное творчество педагогов. Реферат «Развитие творческих способностей педагога»   1. Составить план изучения кол­лектива классным руководителем на первом этапе работы. 2. Соста­вить тематику классных часов с учетом возраста учащихся по од­ному из направлений ВР. 3. Сфор­мулировать советы классному ру­ководителю по взаимодействию с родителями уча­щихся.      
Позиция педагога в инновационных процессах. Реферат «Особенности инновационной деятельности педагога».   1.Создать глоссарий по основным понятиям темы. 2. Составить ан­кету для педагогов с целью выяв­ления их отношения к инновацион­ным процессам.    
Формы взаимодействия субъектов в пед. процессах Конспект гл.6 кн. М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой «Воспитание учащихся: теория и практика»   1. Подобрать игры, творческие за­дания, способствующие развитию сотруднических отноше­ний между педагогами, родителями и учащи­мися. 2.Составить анкету для уча­щихся с целью выявления уровня взаимо­действия педагогов и уча­щихся.      
Здоровьесберегающие технологии пед. процесса Программа ВР «Здоровье»   Разработать здоровьесберегающую технологию для учащихся опреде­ленной возрастной группы.      
Возрастосообразные технологии оценки достижений учащихся.     1.Подобрать примеры технологий оценки достижений учащихся. 2. Разработать технологию по оцени­ванию воспитанности учащихся.      
Информационно-технологическое сопровождение образовательного процесса          

 

 


 

 

Учебное издание

 

 

Елена Борисовна Кириченко

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Материалы к занятиям

Редактор М. А. Кротова

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...