Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение международного публичного и международного частного права.




М. частное право тесно связано с м. публичным правом. Разница между м. публичным правом и м. частным правом, прежде всего в том, что м. публичное право - самостоятельная правовая система. М. частное право, предст. собой составную часть внутренней правовой системы каждого гос-тва. Целями норм м. публичного и м. частного права явл. создание правовых условий развития м\народного сотрудничества в различных областях. Общим здесь представляется то, что в обоих случаях речь идет о м\народных отношениях. Предметом регулирования м. публичного права являются политические взаимоотношения гос-тв - вопросы обеспечения мира и м\народной безопасности, суверенитет гос-ств, проблемы разоружения, кот. носят межгос-твенный характер. Что же касается м. частного права, то оно регулирует особую группу гражданско-правовых отношений, кот. имеют м\народный хар-р. К ним относятся, имущ-ные отношения, а также связанные с ними неимущественные отношения (например, в области авторского и патентного права), содержащие иностранный элемент. Отличие предмета регулирования м. публичного и м. частного права тесно связано с отличием - по субъектам отношений. Круг субъектов м. публичного права ограничен гос-твами, межгос-твенными орг-циями, народами и нациями, борющимися за свое освобождение, гос-но-подобными образованиями. В м. же частном праве основным субъектом является не гос-ство, хотя гос-тво и может выступать в этом качестве, а отдельные лица – иностр. физ. и юр-кие. Отношения между гос-твами - сфера регулирования м. публичного права, в то время как отношения между юр. лицами и гражданами гос-ств - сфера м. частного права. Межгос-венные дог-ры о торговле и мореплавании, например, явл. предметом рег-вания м. публичного права, в то время как внешнеторговые сделки, заключаемые внешнеторговыми орг-циямии иными промышл. п\п-ми и фирмами, регулируются м. частным правом.

Основным источником м. публичного права является м-народный договор. В м. частном праве м\народные договоры также имеют большое значение, однако, их положения не могут применяться к гражданам и юр. лицам без имплементации во внутригос-венное право. (внутр.зак-во каждого гос-ва, м.дог-р, м.правовой обычай, суд.прецидент)

М. частное право имеет и др. отличия от м. публичного права, обусловленные, в конечном счете, неодинаковым характером предмета регулирования (разный порядок рассмотрения споров, применения санкций в случае нарушения прав и т.д.).

5. Международное право рабовладельческого общества.

В древних международных отношениях не могло идти речи о равенстве парт­неров. На первом месте стояли военные цели, “свое” постоянно противопостав­лялось “чужому”. Великие госу­дарства стремились подчинить мелкие и слабые путем военных действий. Более того у войны появились различного рода первые морально-этические и даже фи­лософские обоснования. Существовало два основ­ных варианта определения субъекта международных отношений. В древневосточ­ных деспотиях субъектом выступал правитель (царь, фараон, раджа, ван и т.д.). В греческом и особенно в римском мире понимание субъекта было более форма­лизовано: полис (свободные граждане государства) или populus romanus (римский народ).

В такой системе международных отношений договор выступал как второ­степенное средство решения споров и нормализации контактов между двумя при­мерно равными государствами, поскольку война может ослабить друг друга при­вести к потере завоеванных внешних позиций. Обычно договор заключался после войны. Древнейшим из известных международных договоров является до­говор между правителями месопотамских городов Лагаш и Умма, заключенный около 3100 г. до н.э. Особенно показательным был договор около 1300 г. до н.э. между фараоном Египта и царем хеттов, который по существу стал договором о разделе сфер влияния между двумя великими державами того времени. У римлян, если война не оканчивалась дебел­ляцией (покорением) народа, который считался римлянами варварским но все же римской победой, ее результатом мог стать мирный договор, облеченный форму договора о союзе, а на деле - неравноправный договор о “покровительстве” (побежденная сторона выдавала на безраздельное усмотрение Рима террито­рию, подданных и богов, но оставался субъектом международных отношений).

Несмотря на то, что древние договоры мало чем отличались внешне от со­временных договоров, реально они представляли собой не более, чем религиозные предписания или взаимные моральные обязательства. Не случайно, что текст древ­них договоров содержал высокопарные религиозные клятвы.

В качестве последствий мирных договоров могли наступить посольские от­ношения. Как правило они не носили постоянного характера, часто организовы­вались для выполнения единовременных межгосударственных поручений. В Гре­ции послу вручались две сложенных и покрытых воском дощечки с текстом, кото­рые назывались “дипломами”, от чего, собственно, и произошел термин “дипломатия”. Послы в Древнем мире пользовались неприкосновенностью, что являлось вынужденным исключением из общего правила для иностранцев (посол должен донести важные сведения, касавшиеся интересов и принимающей сто­роны)..

 

6. Международное право в средние века.

Право силы в международных отношениях, преобладание них региона­лизма усилилось в период раннего и развитого средневековья (VI-XV вв.). С утверждением монархии как преобладающей формы государственной власти усилилось значение личности в международных отношениях. Самые логические черты это приняло в период феодальной раздробленности, когда практически стерлись различия между публичными и частными отношениями во внешнем мире. Крупные феодалы имели практически неограниченные полномочия в веде­нии и заключении внешних сношений, вели частные территориальные войны, заключали мир на собственных условиях и т.д. Источником такого положения вещей было территориальное верховенство на основе иммунитетных привилегий.

В эпоху средневековья мир начал делиться на три части - христианский мир (Европа), мир ислама (Западная и Центральная Азия, Северная Африка) и неизвестные земли (“закрытые” для европейцев и мусульман Китай, Япония, Америка, Австралия и большая часть Африки). Поскольку на формирование меж­дународного права современности бесспорно оказали главное влияние европейские традиции, наибольший интерес представляет именно Европа. Здесь продолжали существовать видоизмененные античные традиции международных отношений (Византия), а также сформировались новые традиции, на которые большое влия­ние оказывали во-первых, феодальные отношения (иммунитет и понимание суве­ренности собственника в политических вопросах), во-вторых, католическая цер­ковь, которая являлась связующим институтом в международных делах благо­даря общей для всех европейских государств идеологической доктрине католи­цизма (существовали общие, понятные для всех символы, на основе которых можно было строить первоначальные отношения) и постоянному стремлению папства поставить под свой политический контроль европейских правителей (так, например, декрет папы Грациана (1139-1142 гг.) “Согласование несогласо­ванных канонов” затрагивал вопросы международных отношений именно в этом ключе).

В период средневековья накопились значительные традиции в сфере ди­пломатических отношений, переговорной практики, международной торговли (особенно морской), ведения и прекращения войны и т.д., что подготовило в ко­нечном счете возникновение международного права как такового.

 

7. МП новое время

На рубеже средневековья и Нового времени происходит возникновение практики и доктрины международного права. Этому способствовали изменившиеся исторические условия: реформация церкви и некоторая утрата ею былых позиций на внешней арене; централизация власти, ликвидация иммунитетного сепара­тизма и возникновение национальных государств; развитие философии, полити­ческих учений, обращение к античному интеллектуальному наследию, в том числе к системе римского права.

Упрочение национальной независимости европейских государств привело к первой общеевропейской войны между крупными группировками государств - Тридцатилетней войне (1618-1648 гг.), завершившейся подписанием Вестфаль­ского трактата о мире 24 октября 1648 г. Он состоял из двух мирных договоров Оснабрюкский (между императором Священной Римской империи и его союзни­ками, с одной стороны, и Швецией с союзниками - с другой) и Мюнстерский (между императором и Францией с союзниками). Формально постановления трактатов касались трех основных вопросов: территориальных изменений в Ев­ропе; вероисповедных отношений в Священной Римской империи; политического устройства. Важную роль имел Вестфальский мир и для России, поскольку именно в нем Московская Русь впервые фигурировала “в качестве общепризнанного участ­ника международного общения”. Вестфальский мир стал юридической основой для всех международных до­говоров на полтораста лет, вплоть до Великой Французской революции.

XVIII в. принес существенные черты в становление дипломатического права (в частности, более четко был оформлен и более последовательно выпол­нялся принцип дипломатического иммунитета), морского права (к середине сто­летия утвердился принцип свободы судоходства, была признана большинством государств 3-мильная ширина территориального моря (прибрежных вод), разра­батывался принцип свободы судоходства по рекам и т.д.). Вместе с тем несмотря на некоторые изменения в правилах ведения войны, они по-прежнему оставались достаточно жесткими. В отношении территорий продолжали действовать старые традиции перехода земель от одного государства к другому (например, обмен территориями по Утрехтскому 1713 г. и Раштадскому (1714) г. мирным догово­рам). В целом в период XVII-XVIII вв. произошло становление норм обычного международного права.

Большое влияние на развитие международного права оказала Великая Французская революция, которая не только документально закрепила либе­рально-демократические принципы, но и провозгласила их всеобщий характер. Среди многочисленных актов революции выделялись “Предложение”, внесенное депу­татом Вольнеем на заседании Национального собрания 18 мая 1790 г. (оно стало за­тем декретом от 22-27 мая 1790 г. и частично гл.VI Конституции от 3 сентября 1791 г.) и, особенно, непринятый проект Декларации международного права, пред­ставленный Конвенту аббатом Грегуаром 23 апреля 1795 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...