Основные принципы и режимы международного экономического сотрудничества.
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Основной м-но-правовой формой рег-ния современных межгос-ных экон-ких отн-ний явл. двусторонние и мн\сторонние до-ры, реглам-щие различные аспекты этой обширной сферы межгос-ного сотрудничества. Торговые договоры (их наз. также договорами о торговле и мореплавании, о дружбе и торговле и др.) устанавливают правовой режим, кот. стороны предоставляют друг другу в отношении таможенного обложения, рег-ния ввоза и вывоза товаров, торгового мореплавания, транспорта, транзита, деят-ти физ. и юр. лиц одной стороны на тер-рии другой. Основное содержание торг. Дог-в составляют правила о применении к экон-им отн-ям специфических договорных пр-пов регулирования (пр-па наибольшего благоприятствования, пр-па нац-го режима), важнейшим из которых является большего благоприятствования. Объем наибольшего благоприятствования опред-ся конкретно в каждом дог-ре. В некоторых торг. Дог-ах область применения наибольшего благоприятствования сформулирована довольно широко, например, безусловный режим наибольшего благориятствования в области торговли. В большинстве торг. Дог-ров используется метод перечисления частных случаев применения наибольшего благоприятствования. Согласованные, между правительствами контингенты для взаимных поставок товаров указываются в списках, приложенных к соглашению в качестве его неотъемлемой части. Кредитные соглашения — это м\народные дог-ры, по кот. одни гос-тва (кредиторы) предоставляют другим гос-вам (должникам) определенную сумму денег или же поставляют им товары, а другие — дают обязательство в определенный срок погасить сумму долга на предусмотренных дог-ми условиях (золотом, иностр. валютой, поставками товаров и др.) и уплатить определенное вознаграждение за пользование кредитом.
Соглашения о м\народных расчетах – межгос-ные соглашения о порядке осущ-ния расчетов за товары, предоставленные услуга и прочие торговые и неторговые операции в м\народных экон-их отношениях. Условия о порядке осущ-ния платежей часто включаются в другие соглашения, например в соглашения о товарообороте. В таких случаях характерно название договора — соглашение о товарообороте и платежах. Долгосрочные комплексные соглашения об экономическом, промышленном и научно-техническом сотрудничестве - качественно новые соглашения, появившиеся в практике государств в 60-е годы, когда их экон-кие отношения стали выходить за рамки чисто торговых связей. Каждое товарное соглашение заключается на определенный срок, в среднем на пять лет (по какао и пшенице — три года), после чего подлежит пересмотру. Для практического осущ-ния некоторых товарных соглашений были учреждены ме\народные орг-ции. Международные товарные соглашения — важная составная часть Интегрированной программы для сырьевых товаров, которая была принята на IV сессии ЮНКТАД в 1976 году. Программа предусматривает широкий комплекс мероприятий по реорганизации и нормализации международной торговли сырьем, включая разработку товарных соглашений, чтобы стабилизировать мировые сырьевые рынки. 73.???? 74. Государственная территория. Понятие, состав, юридическая природа государственной территории. Гос.тер-рия – это национальное достояние и среда обитания народа в рамках гос.границ каждого конкретного гос-тва, который является, полноправным и единственным ее собственником, что предусматривает право народа на владение, пользование и распоряжение самой тер-рией, так и всеми ее естественными ресурсами и богатствами без ущерба для каких-либо обязательств, вытекающих из межд.сотрудничества гос-тв на принципе взаимной выгоды и МП. Состав: сухопутная тер-рия в пределах гос.границ, острова и анклавы независимо от их местонахожцения; водная тер-рия, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной тер-рии и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и тер-ного моря; воздушная тер-рия, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной тер-рией гос-тва; недра, расположенные под сухопутной и водной территорией гос-тва Тер-ное верховенсгво народа и гос-гва предусматривает исключ. и полную власть гос-тва в пределах го, гос.тер-рии, исключающую власть любого др. гос-ва; невмешательство во внутренние дела гос-тва со стороны др. гос-тв, право гос-тва всеми имеющимися законными средствами защищать неприкосновенность гос. тер-рии и гос.границ, полит.независимость и целостность своего гос-тва и другое. Только населяющий тер-рию народ вправе решать свою полит.судьбу и судьбу всей тер-рии: войти в состав др. гос-ва, отделиться, частично имзенить состав тер-рии путем уступки; обмена в договорном порядке части тер-рии.Сдача в аренду части гос.тер-рии не означает переход атер-рии от одного гос-ва к другому
75. Государственные границы и способы их установления. Изменение государственных границ. Территориальные споры. Гос.граница – это линия и проходящая по ней плоскость вертикально вверх и вертикально вниз, которая ограничивает гос.территорию. Гос.границы: 1. сухопутные (ограничение одного государства от другого. Установлением границ является международный договор. Делимитация – установление границы на основе договора и нанесение ее на карту. Демаркация - перенос границы с карты на местность. Эти границы учитывают рельеф местности и называются орографические. Геометрические – границы, которые проходят по прямой линии. Астрономические – границы, которые проходят по меридианам и параллелям). 2. водные (речные (которые разделяют: а) пограничные стороны и составляются соглашением (граница по Тальвичу, т.е. по самому глубокому месту) б). по судоходным рекам (граница по форватору, т.е. по пути корабля); озерные (по прямой линии, которые соединяют 2 точки выхода сухопутной границы); морские (это внешние пределы территориального моря, либо линии соединяющие территории смежных или противолежащих государств (пример: Балтика). Ширина территориального моря не может превышать 12 морских миль (отчет с точки наибольшего отлива); воздушные (это боковые и внешние пределы. Воздушные пределы = 100 – 110 км)). Наряду с договорными границами существует признание исторически сложившихся границ (т.е. ни один договор не «скреплял» это границы, а они просто исторически сложились). Режим гос.границ может устанавливаться: - соглашением гос-тв, - внутренним законодательством государств, - соглашением сторон (стороны согласовывают установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за пограничным знаком и т.д.). Пограничные комиссары принимают меры для предотвращения перехода гос.границы; принимают меры для соблюдения порядка гос.границы. Если серьезное нарушение, то подключается дипломатия. В одностороннем порядке договор о прекращении границ не может быть прекращен. Межд.реки – это реки, которые протекают или разделяют территорию 2-х или более государств. Судоходство по пограничной реке 3-ей стороной в том случае, если такое судоходство отрегулировано конвенцией.
Правовой режим международных рек. Это реки, пересекающие тер-ри двух или более гос-тв (Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка..).Они могут быть судоходными, несудоходными, пограничными. Их прав.режим регулируется межд.договорами между заинтересованными прибрежными гос-вами, а реки используемые для судоходства – с учетом инетересов др.гос-тв. Режим должен учитывать: взаимную выгоду, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным гос-вам, защита фауны, речной среды и др.принипы МП. Могут учитываться Хельсинские правила использования вод межд.значения 1966г., касающиеся общих положений предотващения загрязнения водной среды, судоходства, лососплава, разрешение споров. Или нормы Женевской конвенции 1923г о гидроэнергии водных потоков. Должны соблюдаться общие правила: всестороняя деятельность одного гос-ва по использованию вод межд.реки не должна наносить ущерба аналогичной деят-ти другого гос-тва и его тер-ри Контроль за соблюдением условий договоров – смешанные речные комиссии. Дунай – межд.река в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 (РФ, Украина,Болгария, Венгрия, Румыния..) Новигация на Дунае открыта для граждан, торговых судов и товаров всех гос-тв на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий тогового судоходства. Плаванье воен.кораблей непридунайских гос-тв запрещено. Придунайские гос-тва обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии. Суда плавающие по реке имеют права с соблюдением всех правил прибрежных гос-тв заходить в порты, производить в них погрузочные работы, посадку, высадку пассажиров,.пользоваться судовыми радиостанциями. Для покрытия расходов по побеспечению судоходства придунайские гос-ва по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы.
76..Международно-правовой режим Антарктики. Правовой режим Арктики. Статус Аркити формировался под воздействие факторов: удавленность от центров цивилазации и неблагоприятных для жизнедеятельности климат.условий, что затрудняло проникновение гражд.судов и др.объектов под флагом несопредельных к Акртике гос-тв. Сейчас все известные сухопутные образования в Арктике подчинены власти – суверенитету гос-тв, граничащих с Северным Ледовитым океаном (РФ, Дания, Канада, Норвегия США – разбиты на 5 секторов). Юр.статус морских пространств Арктики в целоа определяется принципами и нормами МП, относящимися к Мировому океану и закреплен в Женвских конвенциях по ММП (1958г) и конвенции ООН по ММП 1982. Характерны для мор.внтур.вод приполярных стра статус исторических вод (к ним относятся заливы, ширина входа в которые привышает двойную ширину тер.моря – 24 мор.мили (РФ,Канада, Норвегия). Особыми правами наделены МП прибрежные гос-ва в области управления различными видами морепользования (предотвращение, сокращение и сохранение под контролем загрязнения окр.среды с судов (ст.234 Конвенции 1982)). Северный морской путь – национ.транспортная коммуникаци РФ. Мтатус регламентируется Правилами СССР69 портов открыты для захода иностр.грузовых судов.(данный путь – расположенный во внутренних морских водах, тер-ном море или исключ.экономич.зоне СССР его национальная транспортная коммуникация, включающая пригодные к ледовой проводке судов трассы – Постановление министров СССр 1990). Не допускается плаванье судов не имеющих на борту свид-тва о надлежащем фин.обеспечении гражд.ответ-сти владельца судна за ущерб от загразнения морской среды) Решения по всем вопросам касающихся «пути» в компитенции спец.гос.органа – Администрации Северного морского пути Антарктика - тер-рия земного шара, расположенная вокруг южного полюса и состоит из ненаселенного материка Антарктиды, прилегающих к нему островов, части южного моря (Инд., Атлант., Тихий.,) Правовое положение базируется на положениях договора об Антарктике 1959, принятого по результатам Вашингтонской конференции (Австралия, Аргентина, Бельгия, Великобритания, Н.Зеландия, Норвегия, СССР, США, Южно-Африканский союз, Франция ит.д.) Договор установил прав.статус Антарктики как террит.пространства, октрытое для бесприпятственного использования любым гос-вом и явл. ничьей тер-рией. Прниципы деят-ти в этом районе: испльзование Антарктики только в мирных целях (запрет зосдания воен.баз, проведение воен.маневров, испытаний оружия); свобода научных исследований и межд.сотрудничества в этой сфере; обеспечение эко безопасности в этом районе (запрет ядерных взрывов, сброса радиоактив.оружия). Др. источники: Конвенция 1950 «О живых ресурсах Антарктики»; Конвенция 1988 по регулирвоанию освоения минеральных ресурсов Антарктики; Протокол об охране окружающей среды к Договору об Антарктике подписаный в Мадриде 1991 (Объявление Антарктики природным заповедником, предназнач. для мира и науки).
77. Международное морское право: понятие, источники, принципы. Международное морское право - совокупность норм международного права, регулирующих отношения между его субъектами в процессе деятельности на пространстве морей и океанов. Данная подотрасль является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация была осуществлена впервые лишь в 1958 г. в Женеве Первой Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: * о территориальном море и прилежащей зоне; * об открытом море; * о континентальном щельфе; * о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Произошедшие в последнее время изменения в эксплуатации ресурсов Мирового океана нашли свое отражение в новых конвенциях - например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., которую подписали 157 государств, а также ЕЭС.
78. Правовой режим архипелажных зон. Согласно III Конвенции ООН по морскоми праву от 1982 - это воды гос-ва архипелага, расположенные в пределах прямых архипелажных исходных линий (не более 100 миль), соединяющих наиболее выдающиеся в море точкинаиболее отделенных остравов и осыпающих рифов архипелага. Режим архипелажных вод применим только к государствам-архипелагам (Индонезия, Филиппины, Фиджи и т.п.) и не может применяться к архипелагам, входящим в состав территории прибрежного государства, например, к норвежскому архипелагу Свальбарл (Шпицберген). Суверенитет государства-архипелага распространяется на архипелажные воды, ограниченные архипелажными исходными линиями, на воздушное пространство над архипелажными водами, а также на их дно и недра, равно как и на их ресурсы. Этот суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Части ^(«Государства-архипелаги») Конвенции 1982 г. Особенностью правового статуса архипелажных вод является признание государством-архипелагом режима архипелажного прохода по морским и воздушным коридорам, пересекающим архипелажные воды и прилегающее территориальное море. Все иностранные суда и летательные аппараты пользуются правом архипелажного прохода по таким коридорам и пролета по таким воздушным коридорам, приемлемым для непрерывного и быстрого прохода иностранных судов по ним и пролета над ними иностранных летательных аппаратов. Суда всех государств также пользуются правом мирного прохода через архипелажные воды при условии соблюдения правил такого прохода.
79. Исключительная экономическая зона. Район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, шириной до 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, называется экономической зоной. В этом районе нормами международного права прибрежному государству предоставляется суверенное право в целях разведки и разработки естественных ресурсов, а также права в отношении других видов деятельности. Конвенция 1982 г. предусматривает право других государств при определенных условиях участвовать в промыслах живых ресурсов в исключительной экономической зоне. Однако это право может быть осуществлено только пол соглашению с прибрежным государством. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение экономической зоны своему суверенитету. В настоящее время свыше 80 государств имеют исключительные экономические или рыболовные зоны шириной до 200 миль. В экономической зоне все государства пользуются свободой судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и др. Государства при осуществлении своих прав должны учитывать суверенные права прибрежного государства. Государства, не имеющие выхода к морю, с разрешения прибрежного государства вправе участвовать на справедливой основе в эксплуатации ресурсов зоны.
80. Внутренние морские воды. Правовой режим морских портов. Внутренние морские воды - воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря. К ним относятся: акватории портов; море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (Белое море); морские бухты, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль (если более 24 миль, то для отсчета внутренних вод внутри залива проводиться от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее морское пространство. Указанные выше правила отсчета не относятся к историческим заливам, которые независимо от ширины считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции (залив Петра Великого на Дальнем Востоке, Гудзонов Залив (Канада) и т.д.). Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежном государством по его усмотрению, т.е. регламентировано внутренним законодательством. Иностранные суда могут заходить в эти воды только с разрешения прибрежного государства. В интересах развития международных отношений прибрежное государства открывают свои порты для свободного захода иностранных судов без дискриминации. Правда это не распространяется на иностранные военные суда. Все суда во внутренних водах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства. В то же время внутренний распорядок на этих судах регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.
Правовой режим территориального моря (территориальных вод). Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних (или архипелажных вод), называется территориальным мрем или территориальными водами. На них распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской границей прибрежного государства. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. Может также применяться и метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки. Согласно Конвенции 1982 г. “каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль”, отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время тем не менее около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит. Конвенции 1958 и 1982 гг. предусматривают право мирного прохода через территориальное моря иностранных судов (в отличие от внутреннего моря). Однако прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море все меры для недопущения прохода, который не является мирным.
81. Правовой режим открытого моря. Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. Несмотря на различный правовой статус пространств, входящих в открытое море, ни на одно из них не распространяется суверенитет государства. Главным принципом в отношении открытого моря остается принцип свободы открытого моря, который в настоящее время понимается не только как свобода судоходства, но и как свобода прокладки по дну подводных телеграфно-телефонных кабелей, свободу рыболовства, свободу полетов на морским пространством и т.д. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение пространств, входящих в состав открытого моря своему суверенитету.
Изъятие из принципа юрисдикции флага корабля в водах открытого моря. Теория договорной, признанной юрисдикции государства флага, выводимая из принципа суверенного равенства государств, свободы открытого моря и свободы судоходства в открытом море, а также из конкретных международно-правовых норм обычного и договорного характера. Однако эта доктрина не объясняет коренных причин самого факта, поскольку исключительная юрисдикция принадлежит здесь именно государству флага, тем более если учесть, что указанное правило было непоколебимо задолго до попыток универсальной регламентации правового режима открытого моря, а осуществленная регламентация его не поколебала. Такое объяснение дает взгляд на судно как на «условную» или «плавучую» территорию. Одним из аргументов, выдвигаемых противниками данной теории, являются указания на предусмотренные международными договорами случаи остановки, осмотра и задержания судна в открытом море иностранным военным кораблем, а также право пресле дования по горячим следам. Как известно, количество изъятий из правила исключительной юрисдикции государства флага в открытом море все возрастает. Конвенция 1982г., например, добавила к соответствующим положениям Конвенции об открытом море 1958 г. (ст. 22, 23) еще три случая (ст. 108—110). К исключениям можно отнести также Конвенцию 1969 г. относительно вмешательства в открытом море в случае аварий, приводящих к загрязнению нефтью. В преамбуле Конвенции, правда, предусматривается, что исключительные меры, которые предоставляются прибрежным госу дарствам, не нарушают принципа свободы открытого моря. Следует признать, что предусмотренная Конвенцией возможность принятия прибрежным государством целесообразных мер на борту иностранного судна в открытом море для предотвращения, сокращения и ликвидации загрязнения является несомненным изъятием из принципа исключительной юрисдикции госу дарства флага судна в открытом море. Однако здесь речь идет о договорном или признанном характере изъятий из исключительной юрисдикции государства флага в открытом море.
82. Правовой режим международных проливов и каналов. Правовой режим Суэцкого и Панамского каналов. Проливы - естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства (Керченский пролив), или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути (Лаптева), не относятся к международным. Их правовой режим определяется законами и правилами прибрежного государства. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: * части открытого моря (или экономических зон); * части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких государств. В Конвенции 1982 г. зафиксировано правило, в соответствии с которым главным принципом для международных проливов является принцип разумного сочетания интересов стран, пользующихся проливами и прибрежных стран. Прежде всего это означает свободный транзитный проход через международные морские проливы. Режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигации путь в открытом море (Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода без невозможности прибрежному государству его остановить. Принципы правового режима международных каналов: уважение суверенных прав собственника канала и невмешательство в его внутренние дела; свобода судоходства по каналу для судов всех государств без какой бы то ни было дискриминации; обязанность пользователей соблюдать нормы международного права и национального законодательства государства — владельца канала. В военное время воюющим государствам в канале запрещается высаживать и принимать на борт войска, грузить и разгружать военные грузы и т.д.; в отношении территории канала запрещается блокада. Детально правовой режим каналов регулируется национальным правом соответствующего государства и международными договорами, например, Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. Правовой статус и режим отдельных наиболее важных международных поливов регламентирован специальными конвенциями (Черноморские поливы: Босфор - Мраморное море - Дарданеллы; Балтийские проливы: Большой и Малый Бельты, Зунд).
83. Понятие и принципы международного воздушного права. Важнейшими принципами современного международного воздушного права являются: уважение суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории; обеспечение безопасности международной гражданской авиации; свобода полетов в международном воздушном пространстве. В неюридическом смысле под воздушным пространством понимается надземное пространство, заполненное воздухом. С точки зрения права, воздушное пространство является территорией с определенным юридическим статусом. Принципы МВП (общепринятые, обязательные): 1 исключ-ного и полного суверенитета го-тв над своим возд.пр. (ст.1 Чикагской конвенции + национал.законод-ство. Основное содержание – гос-тво самостоятельно устанавливает правовой режим для использования своего возд.пр. Требования – возд.пр. гос-тва может быть использовано другим гос-твом только в разрешительном порядке. Разрешение – в форме дог-ра (либо разовое, либо многоразовое). Гос-тво должно обеспечивать для этого судна равные права и опираться на межд.договор. Гос-тво обязано устанавливать полетные трассы; определять правила радиосвязи; правила обеспечения безопасности полета); 2 свободы полета в открытом возд.пр. (открытое пространство – пространство за пределами тер.вод, т.е. пространство, находящееся над открытым морем. Подчиняются только юрисдикции своего гос-ства. Все суда обязаны следовать правилам, которые закреплены в межд.соглашениях и правила, которые закреплены ИКАО. Все гос-тва должны придерживаться правил и не нарушать их. В интересах безопасности полетов самолеты должны следовать маршрутом, установленным службой ОВД. Система правил полетов определена в Приложении № 2 Чикагской конвенции)
84. Правовой режим международных полетов в воздушном пространстве с международным режимом. Правовой режим полетов над территорией суверенного государства. Воздушное пространство, расположенное над территорией государства, является частью его территории. Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над своим воздушным пространством и имеет право разрешать или запрещать любые полеты над своей территорией. Для организации полетов воздушных судов и осуществления других видов деятельности по использованию воздушного пространства государство выделяет воздушные трассы, определяет районы аэродромов, воздушные коридоры для прилета и вылета воздушных судов и т.д. Каждое государство также обязано предоставлять на своей территории радио- и метеорологические службы, иные средства для аэронавигации, устанавливать процедуры связи, издавать соответствующие карты и схемы. В целях обеспечения государственной или общественной безопасности государства вправе также устанавливать зоны ограничения полетов. Эти ограничения могут заключаться в особом порядке получения разрешения на полет, определении специальных условий производства полетов, ограничении полетов и т.д. В отдельных районах государства полеты могут быть полностью запрещены. Государства регулируют деятельность национальных и иностранных авиакомпаний, порядок и условия выдачи разрешения на эксплуатацию международных воздушных линий, условия полета, посадки на аэродромах, перевозки пассажиров, грузов, багажа и др. Иностранные воздушные суда могут влетать в воздушное пространство РФ и вылетать из него только в установленных местах, совершать полеты по специальным международным трассам, совершать посадки в аэропортах, открытых для иностранных воздушных судов. Над некоторыми районами и объектами полеты воздушных судов могут быть ограничены. На воздушные суда, их экипажи, пассажиров и грузы, находящиеся в воздушном пространстве РФ, распространяется гражданская, административная и уголовная юрисдикция РФ. Исключения из этого правила могут устанавливаться международными договорами. Открытое воздушное пространство — это пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, международные проливы и каналы, архипелажные воды). В открытом воздушном пространстве признаны следующие свободы: свобода беспрепятственно осуществлять полеты; право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами; право захватывать воздушное пиратское судно и осуществлять «преследование по горячим следам».
85. Международное космическое право. Принципы международного космического права. В современном международном праве сформировалась новая отрасль — международное космическое право. Объектом этой отрасли являются: отношения по поводу космического пространства и небесных тел; правовое положение космонавтов, искусственных космических объектов, наземных космических систем; космическая деятельность. Основными источниками международного космического права являются международные договоры. В их числе — Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г. Субъектами международного космического права являются участники международного правоотношения по поводу деятельности в космическом пространстве или использования космической технологии. Основными субъектами международного космического права являются государства, поскольку именно они осуществляют основной объем космической деятельности. Вторичными субъектами международного космического права являются международные организации в соответствии со своей компетенцией (например, Международная организация спутниковой связи и др.). Некоторые международные договоры устанавливают дополнительные условия участия международных организаций в космической деятельности. Международное космическое право не исключает возможности осуществления космической деятельности и неправительственными организациями (юридическими лицами). Однако предприятия не становятся субъектами международного космического права, поскольку не вправе принимать непосредственное участие в создании норм этого права. Подписываемые крупными корпорациями контракты с государствами не являются международными договорами, а представляют собой соглашения гражданско-правового характера. Космическая деятельность данными субъектами осуществляется «с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства», которое несет ответственность за деятельность таких юридических лиц. В международном космическом праве сложились следующие отраслевые принципы: свобода исследования и использования космического пространства и небесных тел; ответственность государств за космическую деятельность; запрещение национального присвоения космического пространства и небесных тел; ненанесение ущерба космическому пространству и небесным телам и др.
86. Международно-правовой режим космических пространств и небесных тел. Космическое пространство — это пространство, находящееся за пределами воздушного пространства (т.е. на высоте свыше 100 км). Правовой режим космического пространства заключается прежде всего в том, что оно изъято из оборота и не находится в общей собственности; на эту территорию не распространяется суверенитет какого-либо государства. Космическое пространство не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми иными средствами (ст. II Договора по космосу). Космическое пространство открыто для исследования всеми государствами; исследование и использование космического пространства осуществляются на благо и в интересах всех стран независимо от степени их экономического или научного развития и являются достоянием всего человечества. Поверхность или недра Луны или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной организации, государственной организации, неправительственного учреждения или физического лица. Государства при проведении научных исследований имеют право собирать на Луне и других небесных телах образцы веществ и вывозить их оттуда. Эти образцы остаются в распоряжении соответствующих государств. Размещение на поверхности Луны или в ее недрах персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций и сооружений не создает права собственности на поверхность или недра Луны или их участки. Луна и другие небесные тела должны использоваться исключительно в мирных целях. В частности, на Луне и других небесных телах запрещается: установка ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, создание военных баз, сооружений, испытание любых типов оружия, проведение маневров. Однако допускается использование военного персонала для научных исследований или иных мирных целей, использование оборудования для мирного исследования Луны и других небесных тел. В соответствии с Соглашением о Луне 1979 г. запрещаются также вывод на орбиту вокруг Луны или на другую траекторию полета к Луне объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, а также установка и использование такого оружия на поверхности Луны или в ее недрах. Запрещаются угроза силой или применение силы и иные враждебные действия или угроза совершения таких действий на Луне или с использованием Луны. На орбиту вокруг Земли запрещается также выводить объекты с ядерным оружием или другим оружием массового уничтожения.
87. Космические объекты. Правовой режим. Правовое положение космонавтов. Исследование и использование космоса осуществляются прежде всего путем запуска космических объектов. Под космическими объектами понимаются созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые ракеты и станции, включая средства доставки. Объект считается космическим, если он был запущен (включая неудачный запуск), а также после возвращения его на Землю (вынужденного или запланированного). Все космические объекты, запускаемые на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, подлежат международной и государственной регистрации в соответствии с Конвенцией 1975 г. Регистрация осуществляется как запускающим государством, которое ведет соответствующий регистр, так и международными организациями. Государство регистрации информирует Генерального секретаря ООН о каждом внесенном в его регистр космическом объекте (включая данные о запускающих государствах, регистрационном номере космического объекта, дате и месте запуска, основных параметрах орбиты, общем назначении космического объекта и т.д.). В соответствии с положениями Договора по космосу 1967 г. и Соглашения о спасании космонавтов 1968 г. государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос и должны оказывать им всемерную помощь. Принцип неприсвоения космического пространства не исключает осуществления суверенных прав государства в отношении деятельности своих граждан и космических аппаратов, находящихся в космическом пространстве. Государство, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и его экипажем во время нахождения в космическом пространстве. П
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|