Функции консульских представительств. Консульские привилегии и иммунитеты.
* информирование властей представляемого государства об экономической, торговой, социальной, культурной, научной и политической жизни станы и округа пребывания; * информирование находящихся на территории консульского округа соотечественников о законах и обычаях государства пребывания; * учет соотечественников, находящихся на территории консульского округа; * консультационная деятельность и практическая правовая помощь находящимся в консульском округе гражданам представляемого государства, представителям его органов и организаций, а также его военно-морским кораблям, морским и воздушным судам и членам их экипажей; * паспортно-визовая работа, то есть выдача, возобновление, аннулирование паспортов соотечественников и оформление виз лицам, направляющимся в представляемое государство; * выполнение функций органов записи актов гражданского состояния; * нотариальные действия: составление и прием на хранение завещаний граждан своей страны, прием на хранение денег, документов, ценных бумаг и т.д.; * консульская легализация, то есть установление и засвидетельствование подлинности подписей на документах на документах, исходящих от властей государства пребывания, и соответствия этих документов его законам и правилам; * выполнение соответствующих действий по истребованию документов; * охрана в государстве пребывания прав и интересов несовершеннолетних или лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда над ними требуется установление опеки или попечительства; * меры по обеспечению наследства, открывшегося в стране пребывания (присутствие при описи наследства, участие в принятии мер по его сохранности, представление интересов наследника-согражданина и т.д.);
* совершение необходимых действий по представительству или обеспечению представительства соотечественников в судебных или иных учреждениях государства пребывания; * выполнение поручений следственных или судебных органов представляемого государства. Исторически сложившимся и в этом смысле “классическим” остается в практике ряда государств взгляд на консульства как на учреждения, пользующиеся ограниченными (по сравнению с посольствами) привилегиями и иммунитетами. Как правило, и личная неприкосновенность, и иммунитет консулов от юрисдикции государства пребывания гарантируются не во всех случаях, а только тогда, когда совершаемые ими действия не выходят за рамки служебных обязанностей, их официальных функций. 51. Регламентация международным правом положения населения. Дуалистическая и монистическая теория. Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов). Правовое положение населения государства регламентируется прежде всего нормами национального права страны, в которой оно проживает. Однако значительную роль в регулировании прав и свобод индивида играет и международное право, нормы которого, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т.п. В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других — являются непосредственным основанием для возникновения субъективных прав и обязанностей человека. Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутригосударственного права.
В настоящее время общепризнано, что политические, социальные, экономические, культурные и иные права человека — не дар государства, политической партии или какой-то группы лиц, а неотъемлемое качество каждого индивида, принадлежащее ему от рождения независимо от расы, цвета кожи, пола, религии, языка, политических и иных убеждений. Права и свободы человека составляют основу гражданского общества, базис современной цивилизации. * Принцип неделимости прав человека, означающий невозможность противопоставления какой-либо группы прав человека другой, понимание прав человека как единого комплекса, системы взаимосвязанных элементов, в которой существует своя иерархия прав человека (например, важнейшим правом признается человеческое право на жизнь). * Дуалистическое понимание принципа уважения прав человека: с одной стороны как одного из основополагающих и главных в системе основных принципов международного права; с другой стороны - как один из элементов системы основных принципов международного права, теснейшим образом взаимосвязанных друг с другом, что не позволяет чрезмерно гипертрофировать роль одного из них. Так, например, никакие ссылки на необходимость защиты прав человека не могут оправдать попыток нарушить такие принципы, как уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела другого государства и т.д.
52. Международно-правовые вопросы гражданства. Проблемы двойного гражданства. Под гражданством понимается устойчивая правовая связь физического лица с определенным гос-вом, выраженная в обладании взаимными правами и обязанностями. Институт гражданства исторически прредшествовал институту подданства – подчинение лица монаху. Термин гражданин был юридически закреплен во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. в последствии институт приобрел международно-правовое значение. Функции гражданства: 1) является основанием права на получение защиты от своего гос-ва; 2) инструмент защиты прав и интересов гос-ва. Гражданство можно расматривать как субъективное право лица. Способы приобретения гр-ва: 1) по рождению; 2) путем натурализации – путем заявления гр. и в силу правопреемства гос-ва. 3) на основании международного договора; 4) реинтеграция (восстановление) 5) пожалования (за особые заслуги перед гос-вом). Утрата гражданства: 1) экспатриация – в результате добровольного выхода из гражданства; 2) денатурализация - принудительное лишение гражданства лиц гос-вом; 3) на основании международного договора; 4) при перемене гражданства в случае натурализации, в связи со вступлением вбрак, усыновлением и т. д. Также существует институты двойного гражданства (бипатризм) и безгражданства (апатризм).
53. Иностранцы. Виды правовых режимов иностранных граждан. Иностранным гражданином является лицо, не имеющее гражданства страны пребывания, но имеющее доказательство принадлежности к гражданству другого государства. От иностранцев следует отличать апатридов, т.е. лиц без гражданства. Правовое положение иностранцев в государстве регулируется национальным законодательством страны пребывания и нормами международных договоров. Государство пребывания, устанавливая правовой режим иностранцев, должно действовать в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права. Правовое положение (правовой режим) иностранцев представляет собой совокупность их прав и обязанностей на территории данного государства. Различают три вида правового режима иностранцев: национальный режим, специальный режим и режим наибольшего благоприятствования. Национальный режим предполагает уравнивание статуса иностранцев в той или иной сфере отношений с гражданами страны пребывания. Специальный режим заключается в предоставлении иностранным гражданам определенных прав и/или установлении обязанностей. Так, граждане государств — членов СНГ пользуются в России многими правами, вытекающими из соглашений России с республиками бывшего Союза.
Режим наибольшего благоприятствования выражается в предоставлении иностранцам таких прав или установления таких обязанностей в какой-либо области, какие предусмотрены для граждан любого третьего государства, находящихся в этой стране в наиболее выгодном положении. Этот режим устанавливается, как правило, на основе взаимности в соответствии с договоренностью между этими государствами.
54. Правовой статус беженцев и переселенных лиц. Согласно Конвенции о статусе беженцев 1951 г. (ратифицирована Россией в 1992 г.), беженцем является лицо, которое опасается стать жертвой преследований по признаку расы, религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находится вне страны своего гражданства и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений или, не имея гражданства, находится вне страны своего обычного места жительства в результате подобных событий, не может вернуться в нее. Конвенция запрещает высылку беженцев или их принудительное возвращение в страну, из которой они прибыли. Государства выдают беженцам удостоверения личности и обязуются облегчать натурализацию беженцев. Беженцы обязаны подчиняться законодательству страны своего места нахождения. Государства не должны применять дискриминационных мер к беженцам по признаку расы, религии или страны происхождения и обязуются предоставлять беженцам положение, которым вообще пользуются иностранцы (если только Конвенция не предоставляет более благоприятного положения). Особое внимание Конвенция уделяет социальному обеспечению и правительственной помощи беженцам. Государства не облагают беженцев налогами, кроме тех, которые могут взиматься с собственных граждан. Вынужденным переселенцем признается лицо, которое, являясь гражданином страны, предоставившей убежище, было вынуждено покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства-участника вследствие совершенного в отношении него или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, политических убеждений, а также принадлежности к определенной социальной группе в связи с вооруженными и межнациональными конфликтами.
Право политического убежища. Одним из важных суверенных прав государства является право предоставления убежища лицам, преследуемым по политическим, национальным, расовым, религиозным или этническим мотивам. Различают территориальное и дипломатическое убежище.
Территориальное убежище — это предоставление убежища преследуемому лицу на территории государства. Дипломатическое убежище — это предоставление убежища на территории дипломатического представительства иностранного государства. Институт дипломатического убежища действует главным образом в странах Латинской Америки. Убежище предоставляется только в экстренных случаях и только на период, необходимый для обеспечения безопасности лица. О предоставлении убежища уведомляется МИД государства, гражданином которого является соответствующее лицо. Убежище, предоставленное государством какому-либо лицу, должно уважаться всеми остальными государствами. Лицо, получившее убежище, не может быть выдано и получает право на защиту со стороны государства, предоставившего убежище. Получившее право убежища лицо не вправе совершать действия, противоречащие общественной безопасности и законодательству государства, предоставившего убежище. Убежище не предоставляется лицам, обвиняемым в общеуголовных преступлениях и осужденным по ним, а также лицам, дезертировавшим из вооруженных сил государства, и военным преступникам.
55. Основные международные соглашения о правах человека. права и свободы человека, закрепленные в международных соглашениях. Всеобщая декларация ПЧ б. провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10.12.48 г. Декларация состоит из преамбулы и 30 статей и включает все категории прав. содержит осн-ние ограничение г-вом ПЧ, вошла в Биль оправах ч-ка. В 1966 г. комиссией ООН б. разработан пакт о гр-х и пол-х правах и пакт об экон-х, соц-х и культ-х правах. Потом к 1-му пакту б. принято 2 протокола: 1.относительно компетенции комитета по ПЧ; 2.1989 г. протокол об отмене смертной казни. Европейская конвенция (1950) о защите ПЧ и основных свобод, Американская конвенция о ПЧ 1969, Африканская хартия прав и свобод ч-ка и народов, 1981 Классификация прав и свобод человека. По содержанию: 1.гражданские – на жизнь, равенство перед з-м, на признание п\субъектности ч-ка, на неприкосновенность личности, свобода передвижения, на гр-во, на вступление в брак; 2.политичекие – право на участие в управлении страной, быть избранным, на свободу ассоциаций, мирных собраний, право доступа к гос-м службам; 3.социальные – право на достойную жизнь, соц-ю защиту, на здравоохранение, пенсии; 4.экономические – право собственности, на достойное вознаграждение за труд, на предпринимательство; 5.культурные – на образование, на свободу участия в культурной жизни об-ва, на пользование достижениями культуры и искусства, на защиту интеллектуальной собственности; 6.коллективные – присущие нации или народу – право нации на самоопределение, на здоровую окружающую среду. По субъектам распространения: 1.общие – м. иметь ч-к незав-мо от соц., половой принадлежности; 2.специальные – м. принадл-ть конкретным категориям населения. По возможности ограничения: 1.те, к-е не м. б. огран-ны г-вом ни при каких обст-вах; 2.те, к-е м. б. ограничены при опр-х обст-вах. Условия ограничения: гр-е и пол-е – только в опред-х случаях, соц-е. эк-е, культ-е – всегда можно. Гр-е и пол-е огр-ся: 1.в целях обеспечения гос-ой и общ-ной безоп-ти; 2.в целях защиты морали и здоровья населения, прав и свобод др. ч-ка.
56.???? 57. Борьба с международными преступлениями, наносящими ущерб правам и свободам человека. Межд.-правовые обязательства, развивающие и конкретизирующие принцип уважения прав человека, часто называют межд. стандартами (МС) в области прав человека. Это обязательства не только предоставлять лицам, находящимся под их юрисдикцией, какие-либо определенные права и свободы, но и не посягать на такие права и свободы (например, не допускать расовой, национальной и другой дискриминации, применения пыток и т. д.). В соответствии с Уставом ООН государства обязуются соблюдать МС прав человека. Вопрос соблюдения прав человека отнесен к внутренней компетенции государства. Если для соблюдения одних прав (гражданских и политических) государства должны приложить ми-нимальныые усилия - принятие Конституции и основных законов, то для соблюдения других (культурных, социальных и политических) необходимы прежде всего экономические и культурные предпосылки. МС могут быть универсальными, т. е. признанными во всем мире, и региональными. Региональные стандарты, имея особенности, вытекающие из традиций, уровня развития какой-либо группы стран, могут идти дальше универсальных, быть более широкими,, конкретными (стандарты в рамках общеевропейского процесса). МС обычно закрепляются в различного рода документах, как являющихся источниками МП, так и носящих морально-политический характер. При этом следует учесть, что индивид не является, субъектом МП и МП обязывает государство обеспечить реализацию его прав. В исключительном случае, если государство не в состоянии обеспечить средствами внутреннего права реализацию основных прав и свобод граждан, МП предусматривает непосредственное применение своих норм при помощи межд. органов. Существует два уровня межд. защиты прав человека: - универсальный; - региональный. На универсальном уровне контроль осуществляет ООН (Генеральная Ассамблея, Экономический и социальный совет - ЭКОСОС, Комиссия по правам человека, Комиссия по правам женщин, верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО, МОТ). Примером регионального уровня защиты может служить работа Совета Европы. Первой инстанцией при рассмотрении дел в Совете Европы выступает Европейская комиссия по правам чеповека. Право на обращение в данную комиссию имеют государства, а также отдельные индивиды. После рассмотрения дела в комиссии любое заинтересованное лицо вправе обратиться в Европейский суд по правам человека. Обеспечение исполнения решений указанных органов возложено на Комитет министров Совета Европы. Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека: - рассмотрение в ООН периодических докладов государств; - рассмотрение споров о толковании и осуществлении конкретных соглашений; - рассмотрение индивидуальных петиций.
58. Понятие международного спора. Классификация международных споров. международный спор можно рассматривать как специфическое политико-правовое отношение, возникающее между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающее противоречия, существующие в рамках этого отношения. Различают два вида споров и ситуаций: продолжение одних угрожает международному миру и безопасности, продолжение других не сопряжено с такой угрозой. Международные споры классифицируются по различным основаниям: по объекту или предмету спора, по степени опасности для международного мира, по географии распространения (локальные, региональные, глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние). В п.2 ст.36 Статута МС ООН содержится перечень критериев, дающих представление о том, что следует понимать под спорами юридического характера (в отличие от политических споров). Правовыми спорами, подпадающими по юрисдикцию МС ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Пожалуй, наиболее опасными являются территориальные споры. В современном международном праве в качестве общепризнанного императивного сложился принцип мирного разрешения споров, согласно которому международные споры должны разрешаться исключительно мирными средствами.
59. Непосредственные переговоры и консультации в системе мирных средств разрешения международных споров. Механизм реализации принципа мирного разрешения международных споров существует в виде системы международно-правовых средств такого регулирования, которые зафиксированы в ст.33 Устава ООН: переговоры – непосредственные и к-е ведутся по иным дип-м каналам. Непосредственные – двусторонее обсуждение спорной проблемы с целью урегулирования спора, обмена мнениями, согласованию позиций. Обычно заканчиваются принятием д-ра. \Переговоры м. проводиться в рамках конференций и совещаний путём непосредственной встречи представителей г-в. \Официальные преговоры и неофициальные. Официальные переговоры ведутся представителями г-в на различных уровнях. Неофициальные – через МИД, правительства, посольства. Взаимные консультации – м. устанавливаться учредительными д-тами м\н организаций или м\н д-ром. Провод-ся на различном уровне. М\н согласительная или примирительная процедура. Цель – помочь гос-м вступить в переговоры и достичь согласия. Провод-ся с помощью добрых услуг, посредничества, следственных и согласительныхкомиссий.
60. Добрые услуги и посредничество в системе мирных средств разрешения международных споров. Добрые услуги оказывает 3-е г-во, не являющееся стороной в споре. Цель его – склонитьспорящие стороны к урегулированию спора мирным путём. 3-е гос-во содействует установлению м\у ними прямых дипломатических контактов и проведение переговоров. Г-во не участвует в переговорах и не предлагает конкретного разрешения спора. Посредничество – или 3-е г-во или м\н организация или конкретное лицо. Посредник принимает активное участие в переговорах сторон, руководит переговорами и вправе предлагатьсвой проект соглашения. Оба г-ва д. б. согласны прибегнуть к услугам конкретного посредника.
61. Международные следственные и согласительные комиссии в системе мирных средств разрешения международных споров. Международные следственные и согласительные комиссии — органы, создаваемые спорящими сторонами на паритетных началах, иногда с привлечением третьей стороны..Задачей следственных комиссий является точное установление фактов, связанных со спором. Согласительные комиссии не ограничиваются выяснением фактической стороны дела, они пред принимают усилия для урегулирования спора и с этой целью вносят предложения. Выводы следственных и согласительных комиссий фа культативны и не обязывают спорящие стороны. Они могут с ними согласиться или отказаться принять их. Порядок формирования и функционирования международных следственных комиссий установлен по инициативе России в Гаагских конвенциях о мирном решении международных столкновений 1899 и 1907 годов (ст. 9 -35). Согласно Конвенциям, целью таких комиссий является «выяснение вопросов факта посредством беспристрастного и добросовестного их расследования» (ст. 9). Следственная комиссия создается на основе особого соглашения между спорящими сторона ми, в котором должны быть точно определены подлежащие расследо ванию факты, установлены порядок и срок образования комиссии, объем полномочий комиссаров. В соглашении могут быть также оп ределены место пребывания комиссии, ее право на перемещение, язык, которым она будет пользоваться, и т.д. (ст. 10). Если стороны не согласились об ином, то в соответствии со ст. 12 и 45 каждая сто рона назначает в комиссию из общего списка членов Постоянной палаты третейского суда двух комиссаров, из которых только один может быть ее гражданином. Четыре члена комиссии выбирают пято го — председателя комиссии. Общий акт предусматривает, что споры между участниками акта могут рассматриваться в постоянной или временной специаль ной согласительной комиссии, создаваемой спорящими сторонами. В составе комиссии из пяти членов может быть лишь по одному гражданину спорящих сторон. Три других члена комиссии избираются с согласия сторон в споре из граждан третьих держав. Производство в согласительной комиссии состязательное, решения принимаются большинством голосов членов комиссии. Положения о согласительных комиссиях (примирительной про цедуре) предусмотрены в значительном количестве двусторонних и многосторонних договоров и конвенций. На основе двусторонних соглашений создаются на паритетных началах согласительные комиссии в составе пограничных комиссаров (пограничных пред ставителей), которые либо сами разрешают пограничные споры и инциденты, либо передают их на рассмотрение своих правительств.
62. Международная судебная процедура, ее место и роль в системе мирных средств разрешения международных споров. Одним из видов разрешения международных споров является судебная процедура. Соответствующие судебные органы учреждаются на основе договоров при международных организациях как универсального (Международный Суд ООН), так и регионального характера (Суд ЕС, Межамериканский суд по правам человека, Экономический Суд СНГ). Состав международного суда образуется заранее и не зависит от воли сторон. Его компетенция фиксируется в учредительном акте; суды также принимают собственные регламенты. Решения судов обязательны для сторон и обжалованию не подлежат. В зависимости от характера рассматриваемых споров международные суды делятся на суды по разрешению: межгосударственных споров (Международный СудООН, Экономический Суд СНГ); как межгосударственных споров, так и дел, возбуждаемых физическими и юридическими лицами против государств и международных организаций (Европейский суд по правам человека); трудовых споров в рамках международных организаций (Административный трибунал МОТ); по привлечению к ответственности физических лиц (Нюрнбергский трибунал); различных категорий споров (Суд ЕС). Например, в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. создан Международный трибунал по морскому праву. Трибунал состоит из 21 судьи, избираемого государствами — участниками Конвенции. Они являются экспертами в области морского права и представляют основные существующие в мире системы права. Для образования судебного присутствия достаточно 11 судей. В рамках Трибунала создана Камера по спорам, касающимся морского дна. Трибунал рассматривает споры между: государствами — участниками Конвенции 1982 г.; субъектами контрактов по разработке морского дна; Органом по морскому дну и государством-участником, юридическим или физическим лицом в случаях, когда Орган несет ответственность за ущерб этим субъектам. В настоящее время отмечается значительное увеличение числа международных судов и расширение их компетенции.
63. Международный суд ООН: состав, компетенция, принятие решений. Факультативная и обязательная юрисдикция Международного суда ООН. Суд учрежден Уставом ООН в 1945г. Состав: коллегия 15 судей (независимых), избираемые на 9 лет Ген.Ассамблеей и Советом Безопасности по предложению Постоянной Палаты Третейского суда. Члены суда ползуются диплом. Привилегиями и иммунитетами.Местопребываени Суда – Гаага (Нидерланды). Суд избирает Председателя и Вице-председателя на три года с правом их переизбрания. Выборы производятся тайным голосованием на основе принципа абсолютного большинства, в таком же порядке избирается секретарь и его зам.К веденью суда относятся все дела, переданные ему сторонами (только гос-тва) и вопросы, предусмотренные Уставом ООН, действующими договорами и конвенциями. Юрисдикция суда обазательна по вопросам: - толкование договора; - любого вопроса МП; - наличия факта, котороый (если будет установлен) представит собой нарушение МП; характер и размер возмещения за нарушение межд.обязательств. Суд обязан решать вопросы и споры на основе МП, конвенций, межд.обычаи, суд.решения, общие принципы права. Суд заседает постоянно, за исключением судебных вакаций, сроки в длительность которых устанавливаются судом. Обычно Суд осуществляет свою деятельность на пленарных заседаниях, однако по просьбе сторон он может образовать подразделения ограниченного состава, которые называются камерами. Решение, постановленное одной из камер, считается вынесенным самим Судом. В рамквх Суда была образована камера по рассмотрению экологических дел, ежегодно образуется камера по упрощенным процедурам. Офиц.языками Суда являются французский и английский. Судопроизводство состоит из 2 частей: письменного и устного судопроизводства (может быть публичным и закрытым). Письменное судопроизводство состоит из представления Суду и сторонам меморандумов, контрмеморандумов и, если потребуется, объектов на них, а равно всех подтверждающих их бумаг и документов. Устное судопроизводство состоит в заслушивании Судом свидетелей, экспертов, представителей, поверенных адвокатов. Решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу. Оно является окончательным и обжалованию не подлежит. Если какая-либо сторона не выполняет обязательств, возложенных на него Судом, то Совет Без-сти по просьбе другой стороны может, если признает это необходимым, сделать рекомендации или решить вопрос о принятии мер для приведения решения в исполнение (п. 2 ст. 94 Устава ООН). Помимо рассмотрения спора, Суд может давать консультативные заключения по любому юр. Более широкое использование Суда стало бы важным вкладом в миротворческую деятельность ООН.
64. Региональная (европейская) система защиты прав и свобод человека. Европейский суд по правам человека. Европейский суд по правам человека является главным судебным органом Совета Европы. Он уполномочен рассматривать споры между участниками Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. по поводу толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней. Обязательная юрисдикция Европейского суда распространяется также на право Суда рассматривать индивидуальные петиции о нарушении прав человека. Однако отдельные лица и неправительственные организации не имеют непосредственного доступа в Европейский суд. Предварительно петиции рассматриваются в Европейской комиссии по правам человека, которая и выносит решение относительно того, надлежит ли принимать эти петиции к рассмотрению в Европейском суде или нет. Решения Европейского суда носят обязательный характер для государства или государств, против которых эти решения направлены.
65. Международный арбитраж в системе мирных средств разрешения международных споров. * международный арбитраж (добровольно выраженное согласие спорящих передать свой спор на рассмотрение третьей стороны (третейское разбирательство), решение которой является обязательным для сторон в споре. Существует два вида арбитражных органов: постоянный арбитраж - Постоянная палата третейского суда в Гааге, арбитраж ad hoc, который создается для рассмотрения конкретного спора между государствами. Различают три способа передачи дела на международное арбитражное разбирательство: специальное соглашение (компромисс), передающее существующий спор на арбитраж; специальное положение (компромиссная оговорка) в различных договорах, предусматривающее передачу в арбитраж споров, которые могут возникнуть из толкования или применения договора; общие арбитражные договоры, предусматривающие передачу на арбитраж любых споров, которые могут возникнуть между сторонами (обязательный арбитраж);
66. Право международной безопасности. Понятие агрессии. Акты агрессии. Право международной безопасности - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных на обеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов. Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. При этом формы закрепления нормативных решений, составляющих основу данных принципов разнообразны: * международный договор (так, на Стокгольмской конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе в 1985 г. советская сторона предложила основные положения Договора о взаимном неприменении военной силы и поддержания отношений мира); * итоговые документы межгосударственных конференций (например, Заключительный акт 1975 г.); * нормоустановительные решения международных организаций (скажем, Декларация ООН об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях от 18 ноября 1987 г.).
67. Коллективная безопасность (всеобъемлющая безопасность). Коллективная безопасность - система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира. Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак - принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы “внутрь” системы: * не прибегать в своих взаимоотношениях к силе; * разрешать все споры мирным путем; * активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру. Более развитая форма коллективной безопасности может включать и обязательство, обращенное “вовне”,- взаимопомощь участников в случае агрессии (ст.51 Устава ООН). В этом случае нападение на одно государство-участника рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности. Второй признак - наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве “классической” формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|