Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 18. Международное морское право




Тема 18. Международное морское право

Вопрос 1. Понятие международного морского права

Международное морское право – одна из древнейших отраслей международного права, представляющая собой совокупность принципов и правовых норм, определяющих правовой режим морских пространств, а также регулирующих разнообразную деятельность по их освоению.

Международное морское право следует отличать от частного морского права, регулирующего права и обязанности юридических и физических лиц в отношении вопросов морского судоходства, таких как морские перевозки грузов и страхование.

Морское право относится к кодифицированным отраслям международного права. Систематизация норм морского права происходила на трём Женевских конференциях.

I Женевская конференция по морскому праву 1958 года завершилась принятием четырех конвенций: Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне; Конвенции об открытом море; Конвенции о континентальном шельфе; Конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.

II конференция состоялась в 1960 г., но не смогла решить вопрос кодификации морского права.

III Женевская конференция по морскому праву работала с 1973 до 1982 г. Она закончилась принятием Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.  В ней повторяются, изменяются либо заменяются все ключевые положения четырех конвенций 1958 года. Однако многие из положений Конвенции 1982 года отходят от существующего обычного права. Конвенция состоит из 320 статей и девяти приложений. В ней рассматриваются большинство вопросов, касающихся использования морского пространства, такие как: экономические зоны моря, континентальный шельф, права на глубоководное морское дно, права и свободы судоходства в территориальных и открытых морях, сохранение и рациональное использование биологических ресурсов моря, защита и сохранение морской среды, морские научные исследования, а также процедуры урегулирования споров.

 

Вопрос 2. Международный трибунал по морскому праву

На основе Конвенции ООН по морскому праву, которая была подписана более чем 150 государствами и вступила в силу 16 ноября 1994 г., а также Соглашения 1994 г. был сформирован Международный трибунал по морскому праву, штаб-квартира которого находится в Гамбурге (Германия).

Члены трибунала избираются на совещании государств-участников, подписавших конвенцию OOН по морскому праву 1982 г. из списка лиц, выдвинутых государствами в качестве кандидатов в судьи Международного трибунала по морскому праву. К кандидатам предъявляются такие требования, как высшее юридическое образование, репутация справедливости и беспристрастности, авторитетность в области морского права.

Трибунал состоит из 21 представителя разных стран. В основу формирования трибунала положены принцип справедливого географического распределения и принцип представительства основных правовых концепций. То есть в составе Трибунала должно быть не менее трех представителей от каждой из семи географических групп, установленных Генеральной Ассамблеей ООН, причём все должны быть гражданами разных государств. Члены Трибунала избираются на 9 лет. Каждые три года одна треть состава меняется. Допускается переизбрание на повторный срок.

Члены Трибунала при исполнении своих обязанностей являются независимыми и пользуются дипломатическими иммунитетами и привилегиями.

Первые выборы судей состоялись в 1996 году. Членом трибунала от Российской Федерации стал Анатолий Лазаревич Колодкин. С 2008 года членом Международного трибунала по морскому праву является Владимир Владимирович Голицын.

Международный трибунал по морскому праву устанавливает свой регламент, избирает председателя и его заместителя, секретаря. Трибунал может работать в полном составе и по палатам: использования глубоководного морского дна, разведки и разработки естественных ресурсов, рыболовства, борьбы с загрязнением морской среды. В особую структуру выделена палата по ускоренному разрешению дел, состоящая из пяти судей.

Сторонами спора в Трибунале могут быть:

-   государства, подписавшие Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г.;

-   Международный орган по морскому дну;

- предприятия или организации, непосредственно осуществляющие деятельность в районе морского дна за пределами национальной юрисдикции;

- юридические и физические лица – участники Конвенции и
осуществляющие деятельность в открытом море;

- государства-участники других соглашений, действующих в
рамках, охватываемых Конвенцией 1982 года, или предусматривающих обращение в Трибунал по морскому праву.

Заявления и споры выслушиваются и разрешаются либо трибу­налом при наличии кворума, либо камерами. В том и другом случае слушание дела ведется под руководством Председателя. Оно осуществляется публично с согласий сторон. До открытия слушаний Три­бунал определяет сроки и форму изложения своих доводов спорящими сторонами предпринимает меры, необходимые для получения доказательств.

Особое положение в суде занимает Камера по спорам, касающимся морского дна. Она состоит из 11 членов. Они избираются членами суда в присутствии квалифицированного большинства. Члены Камеры избирают своего председателя сроком на три года. Для принятия решений Камерой требуется кворум в семь членов.

Трибунал в своих действиях руководствуется Конвенцией 1982 г и другими нормативными документами. Решение принимается большинством голосов присутствующих членов суда. Каждый член Трибунала имеет право представлять свое особое мнение, которое излагается в письменном виде и может быть приложено к решению. Решение является окончательным, обжалованию не подлежит. Оно обязательно только для сторон в споре и только по данному делу.

Пока главную долю в общем перечне дел, рассмотренных Трибуналом, занимают дела об освобождении судов и экипажей. Трибунал имеет право выносить решения о незамедлительном освобождении судна и экипажа (prompt release), если они не освобождаются, несмотря на предоставление разумного залога или иного финансового обеспечения, и если в течение десяти дней со времени задержания не будет достигнуто соглашения между государством флага и государством, задержавшим судно и экипаж, о передаче вопроса об освобождении любому суду или арбитражу.

Положение о незамедлительном освобождении действительно только в отношении государств, являющихся участниками Конвенции. Заявление об освобождении может быть подано только государством флага или от его имени. Обращение в Трибунал с просьбой о «незамедлительном освобождении» возможно также в случае разбирательства в отношении сброса с судна за пределами внутренних вод, территориального моря или исключительной экономической зоны в нарушение применимых международных норм и стандартов или в пределах этих морских районов и пространств (п. 1 и 4 ст. 218 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ).

Любое заявление об освобождении судна или его экипажа должно представляться государством флага или от его имени любым органом или организацией, уполномоченной данным государством. При подаче заявления последнее должно представляться вместе с соответствующим документом, удостоверяющим такие полномочия. Такой документ должен быть выдан самим правительством, министром или руководителем ведомства, но обязательно от имени правительства, т. е. государства флага.

Заявление об освобождении должно содержать:

- время и место задержания;

- фактические данные об обстоятельствах задержания;

- основания и соображения относительно освобождения;

- данные о судне, включая название судна, флаг, порт приписки, дедвейт;

- судовую роль;

- информацию о судовладельце — название, адрес;

- сумму и условия залога или другого финансового обеспечения, внесенного государством, чье судно или экипаж задержаны.

Трибунал в приоритетном порядке рассматривает заявления о незамедлительном освобождении. Трибунал или его Президент, если Трибунал в это время не заседает, назначает максимально возможную раннюю дату для рассмотрения заявления, но не позднее десяти дней со дня получения заявления.

Государство, задержавшее судно, получив решение Трибунала об освобождении, должно незамедлительно освободить судно и сообщить об этом в Трибунал.

Всего лишь через год после создания, 4 декабря 1997 г., Трибунал рассмотрел свое первое дело – было вынесено решение о незамедлительном освобождении рыболовного судна «Сайга», плавающего под флагом Сент-Винсент и Гренады и арестованного за бункеровку (снабжение топливом) в гвинейской исключительной экономической зоне. Из 25 членов экипажа 22 являлись гражданами Украины, 3 - Сенегала.

В соответствии со ст. 73 Конвенции по морскому праву правительство Гвинеи обязано было немедленно уведомить государство флага о задержании судна. Оно этого не сделало. По истечении десяти дней после задержания Гвинея обязана была освободить судно и экипаж независимо от предоставления или непредоставления разумного залога. Служащие Гвинеи, не уведомив страну флага судна, выгрузили запас топлива в объеме 5 тыс. тонн.

В такой ситуации 13 ноября 1997 года государство флага (республика Сент-Винсент и Гренадины) обратилось в Международный трибунал по морскому праву с иском к государству Гвинея. В ответ правительство Гвинеи устроило собственный национальный суд, обвинив танкер «Сайга» и его экипаж в контрабанде, и присудил к штрафу в размере 15 млн. долларов США.

Двенадцатью голосами «за» при девяти «против» Трибунал признал иск республики «Сент-Винсент и Гренадины» обоснованным и обязал Гвинею немедленно освободить судно «Сайга» вместе с экипажем. Немедленной уплаты залога Трибунал не потребовал. В соответствии со ст. 73 Конвенции двенадцатью голосами «за» при девяти «против» трибунал оценил стоимость разгруженного дизельного топлива в размере один миллион долларов США, а также финансовое обеспечение издержек в сумме 400 тыс. долларов США.

Каждое дело представляет важное теоретическое и практическое значение для развития международного морского права:

• Дело № 1. «Судно «Сайга» (Сент-Винсент и Гренадины против Гвинеи). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 2. «Судно «Сайга» (№2) (Сент-Винсент и Гренадины против Гвинеи)»;

• Дела № 3 и 4. « Южный голубой тунец» (Новая Зеландия против Японии, Австралия против Японии). Временные меры»;

• Дело № 5. « Судно «Камуко» (Панама против Франции). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 6. «Судно «Монте Конфурко» (Сейшеллы против Франции). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 7. «Сохранение и рациональное использования запасов рыбы-меч в юго-восточной части Тихого океана (Чили/ Европейское Сообщество)»;

• Дело № 8. «Судно «Гранд Принс» (Белиз против Франции). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 9 «Судно «Чайсири Рифер-2» (Панама против Йемена). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 10. «Завод «МОКС» (Ирландия против Великобритании). Временные меры»;

• Дело № 11. «Судно «Волга» (Российская Федерация против Австралии). Незамедлительное освобождение»;

• Дело № 12. «Строительство Сингапуром дамбы в заливе Джохор (Малайзия против Сингапура). Временные меры»;

• Дело № 13. Судно «Джуно Трэйдер» (Сент-Винсент и Гренадины против Гвинеи-Бисау)». Незамедлительное освобождение;

• Дело № 14. Судно «Хошинмару» (Япония против Российской Федерации). Незамедлительное освобождение;

• Дело № 15. Судно «Томимару» (Япония против Российской Федерации). Незамедлительное освобождение и т. д.

Российская Федерация уже трижды являлась стороной морских споров о незамедлительном освобождении, которые рассматривал Трибунал.

Наиболее характерными в этом отношении являются два последних из перечисленных дел, в которых Япония выступала против Российской Федерации.

6 июля 2007 г. Япония обратилась в Трибунал, подав два заявления. Одно касалось освобождения рыболовного судна «Хошинмару-88» («88th Hoshinmaru») и 17 членов его экипажа, второе – освобождения рыболовного судна «Томимару-53» («53rd Tomomaru»). Оба указанных судна были задержаны российскими пограничниками за незаконный лов рыбы в исключительной экономической зоне России, 1 июля 2007 г. и 31 октября 2006 г. – соответственно. Экипаж «Томимару-53» вскоре был освобожден.

По судну «Хошинмару-88» 6 августа 2007 г. Трибунал вынес решение о его незамедлительном освобождении после предоставления залога в размере 10 млн. рублей (примерно 392 тыс. долларов США) и незамедлительном освобождении капитана и экипажа без каких-либо условий.

Следует отметить, что по всем позициям в данном решении Трибунал выступил единогласно. Вместе с тем, с заявлениями по делу выступили судьи Колодкин ( Kolodkin), Тревес ( Treves), Лаки ( Lucky) и Турк ( Turk). Судья Янай (Yanay) представил особое мнение.

17 августа 2007 г. МИД Японии объявил, что Россия выполнила решение Трибунала и освободила задержанное японское судно и его экипаж в соответствии с условиями, указанными в решении.

Что касается второго задержанного японского судна «Томимару-53», то Трибунал признал заявление Японии беспредметным (application without object) и отклонил его.

Принимаемые Трибуналом решения воспроизводятся в серии “Reports of Judgments, Advisory Opinions and Orders” («Отчеты о решениях, консультативных заключениях и постановленияx»). Документация, касающаяся разбирательств, публикуется в серии “Pleadings, Minutes of Public Sittings and Documents” («Состязательные бумаги, отчеты об открытых заседаниях и документы».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...