Тема 19. Международное воздушное право
Тема 19. Международное воздушное право Вопрос 1. Понятие международного воздушного права. Деятельность ИКАО Международное воздушное право – это отрасль международного публичного права, представляющая совокупность норм и принципов, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений. Под международными воздушными сообщениями понимаются воздушные сообщения, осуществляемые воздушными судами (летательными аппаратами, которые могут держаться в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, кроме космических кораблей, судов на воздушной подушке, метеорологических шаров и беспилотных аэростатов) с целью общественных перевозок пассажиров, почты или груза, над территорией более чем одного государства. Первый нормативно правовой акт, направленный на регулирование воздушных полетов был принят в 1784 году властями Парижа, в котором запрещались полеты на воздушном шаре без специального разрешения полиции, с целью защиты жизнь и здоровья людей и частной собственность от негативных последствий, которые могли быть вызваны падением воздушного шара. В свою очередь в 1784 году в России Екатерина II издала указ о запрещении пускать воздушные шары с 1 марта по 1 декабря из-за опасности возникновения пожаров. Акты аналогичного содержания также были приняты в других государствах. В соответствии с Парижской конвенцией в 1919 году была создана подчиненная Лиги Наций Международная комиссия по воздушной навигации со штаб-квартирой в Париже. В 1937 году в ходе Межамериканской технический авиационный конференция принимается решение о создании Постоянной американской авиационной комиссии. Впоследствии в результате подписания Чикагской Конвенцией 1944 года обе комиссии заменяются сформированной в 1947 году Международной организацией гражданской авиации (ИКАО). Она является специализированным учреждением Организацией Объединенных Наций со штаб-квартирой в Монреале (Канада). Советский Союз к ней присоединился в 1970 году.
Вопрос 2. Источники международного воздушного права Основными источниками международного воздушного права являются: 7) Чикагская конвенция 1944 г. о международной гражданской авиации 1944 г. В ней закреплено, что воздушное пространство рассматривается как пространство, расположенное над сухопутной и водной территорией государства и разделяющее с ним правовой режим. Для осуществления регулярных авиаперевозок, иностранным авиакомпаниям даются разрешения на право входить в воздушное пространство и приземляться на территории государства. В ходе Чикагской конференции 1944 г., было согласовано предложение разделить такое право на пять степеней – так называемых «свобод воздуха». Первая – право выполнения беспосадочных перелетов через территорию государства (транзитный перелет), вторая – право выполнения полетов через территорию государства и посадки с некоммерческой целью (техническое обслуживание, дозаправка). Эти две «свободы» также известны как «соглашение о транзите» или «соглашение о двух свободах». Большинство государств-членов ИКАО являются участниками многостороннего соглашения о транзите по международным воздушным линиям 1944 г., открытого для подписания любыми странами. Другие «свободы воздуха» так называемые «соглашение о международных авиаперевозках», или «соглашение о пяти свободах», относятся к перевозке пассажиров, почты или грузов, выполняемых на коммерческой основе. Третья из пяти свобод – право осуществлять авиаперевозку из своей страны и в другую; четвертая – право осуществлять авиаперевозку из другой страны в свою; пятая – право осуществлять авиаперевозку пассажиров, почты или грузов независимо от того, в какой стране они берутся и в какую страну доставляются. Пятая свобода является главным предметом торга между государствами по поводу прав на авиаперевозки. С тех пор были добавлены некоторые другие «свободы». Не все они признаны на официальном уровне, однако соглашения о них включаются в международные двухсторонние договоры;
8) Ряд Конвенции, направленных на унификацию правил: Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г. ), Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (Монреальская конвенция 1999 г. ), Конвенция об ущербе, причиненном иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности. 1952 г. (Римская конвенция 1952 г. ); 9) конвенции по борьбе с угоном и захватом самолетов: Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна 1963 г. (Токийская конвенция 1963 г. ). Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г. (Гаагская конвенция 1970 г. ), Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. (Монреальская конвенция 1971 г. ). Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 г., дополняющий Монреальскую конвенцию 1971 г., Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|