Иерусалимский храм: международная торговля
Третье направление «невидимого» бизнеса храма – операции с недвижимостью, сдача в аренду земельных участков, торговые операции (помимо торговли драгоценными металлами). Об этих коммерческих операциях еврейских богачей – «иерусалимских князей» – мы читаем у Б. Гладкова: «Они владели тучными полями, засеваемыми пшеницей, а также виноградниками и садами масличных деревьев. Но главный доход им давали торговля и промышленность. Собственные корабли “князя” привозили ему серебро из бо 1 А С Шк М ь Т: SHILD, 1999 С 32–33; А Г Г ш Рк бк Рк СПб: СПбГУ, 2008 С 166 2 О, к ш э ф б Рк П ю кх к, э б ь кх гатейших испанских рудников, а отправляемые им на восток караваны привозили шелковые ткани и различные пряности. Во всех приморских городах до Гибралтара у “иерусалимских князей” были большие торговые склады, банкирские конторы и агентуры»1. Примечательно, что до вавилонского пленения евреи не особенно проявляли себя на поприще торговли. Любые их попытки в этой сфере оканчивались неудачно, т.к. в торговле полностью господствовали финикийцы. Дореволюционный исследователь истории еврейского народа Н. Зайцев писал: «Несмотря на удобства, представляемые положением Палестины к ведению торговли, израильтяне занимались ею, однако же, весьма мало; призвание их было совсем другое. Между тем торговля соседних финикян по Средиземному морю простиралась в то время до Испании, Британии и Пруссии: в Испании они добывали серебро, в Англии – цинк, на Балтийском море – янтарь». Далее он продолжает: «Уже по рассеянии своем между вавилонянами и другими народами израильтяне начали принимать значительное участие в торговле; особенная же склонность их к торговым занятиям, известная ныне, развилась уже по разрушении Иерусалима римлянами»2.
Так же как и ростовщичество, торговля после вавилонского плена стала основным занятием тех евреев, которые не вернулись на родину. Уже цитировавшийся нами Петр Люкимсон пишет: «По мнению историков, торговля начинает занимать заметное место в среде еврейских занятий… в период первого, вавилонского изгнания, когда тысячи еврейских пленников, многие из которых ушли в изгнание с нажитым ими добром, поселяются в крупных городах вавилонской империи»3. Успех евреев в торговле, по крайней мере отчасти, можно объяснить тем, что многие другие народы, особенно проживавшие в Европе, относились к этому виду деятельности как «низкому», «презренному» (торговля с целью спекуляции приравнивалась к ростовщичеству). Такое отношение существовало еще в древние времена, оно сохранилось и в Средние века. Об этом писал Цицерон: «Презренным надо считать тех, кто покупает у купцов для немедленной перепродажи, они ведь ничего не заработают, если не будут сверх меры лгать, а нет ничего позорнее пустозвонства»4. Евреи начинают заниматься как внутренней, так и международной торговлей, причем значение второй все больше возрастает: «…вскоре фигу 1 Б Гк Тк Е М: Хк ь, 2009 (31) С 448 2 З Ок б х М: Кф+, 2004 С 608 3 П Люк Б к Е ь Р Д: Фк, 2007 С 314–315 4 А Б Р Пк х М: ПЛ, 1990 (: Е Ф Гшк С Р В хк К 1 М, 2004 С 45) ра еврейского торговца… становится весьма распространенной на всей территории Вавилонской, а затем и Персидской империи. От местной торговли евреи быстро переходят к международной, в которой чувствуют себя еще более уютно: если в Вавилоне и Сузах они были иноземцами и переселенцами, то вдали от этих мест оказывались такими же чужеземцами, как и купцы, приехавшие из других стран»1. Что очень важно: «торговые точки», создаваемые еврейскими купцами в разных странах и городах, становились одновременно «точками кристаллизации», вокруг которых складывались еврейские общины – зарубежная «корневая система» Иерусалимского храма. П. Люкимсон пишет об этом аспекте заграничной торговой деятельности евреев: «…строгие религиозные предписания вынуждали таких еврейских купцов создавать в этих странах свои гостиницы и постоялые дворы, вследствие чего часть торговцев начинала в них оседать, становясь тем ядром, вокруг которого постепенно образовывалась еврейская община, также специализировавшаяся на торговле и финансовой деятельности»2.
Конечно, читатель может сказать, что торговые и прочие коммерческие операции «иерусалимских князей» могли осуществляться без участия Иерусалимского храма. Тем более можно усомниться в квалификации этой деятельности как «закулисного бизнеса» Иерусалимского храма. Да, внешне все могло быть очень благопристойно и легально. Но если смотреть на бизнес «иерусалимских князей» неформально, то, скорее всего, все операции были так или иначе связаны с Иерусалимским храмом. Здесь очень уместно вспомнить слова Иисуса Христа, который говорил народу об Иоанне Крестителе: «…роскошно живущие находятся при дворах царских»3. Во времена Христа «двора царского» не было, его заменял Иерусалимский храм; «роскошно живущие» в Иудее находились при Иерусалимском храме и храмовой верхушке. Иудея того времени была типично тоталитарным обществом: действия каждого человека находились под контролем «жреческой олигархии», которая опиралась на свою широкую агентуру на местах (система доносительства в древней Иудее была развита до степени совершенства). Не могли укрыться от внимания иерусалимской храмовой верхушки и скольнибудь существенные «финансовые потоки». Выражаясь современным языком, в стране существовал очень эффективный «финансовый контроль». Поэтому любой богатый иудей, занимающийся бизнесом (если это не была откровенная контрабанда), должен был «договариваться» с иерусалимской храмовой верхушкой. Такие «договоренности» могли только покупаться. А формы оплаты были разные1. Полагаем, что современному российскому человеку, наблюдающему коррупцию по всей вертикали власти в Российской Федерации, наше объяснение не покажется надуманным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|