Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры




МЕТОДЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

ИГРОТЕРАПИЯ

Игровая терапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В основе – признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. В современной психокоррекции взрослых игра используется в групповой психотерапии и социально-психологическом тренинге в виде специальных упражнений, заданий на невербальные коммуникации, разыгрывания различных ситуаций и др. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снижает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая опасность социально значимых последствий.

Характерная особенность игры – ее двуплановость:

1. Играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач

2. Ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами.

Двупланость игры обуславливает ее развивающий эффект. Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Отличительные признаки развертывания игры, – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов – замещение реальных предметов игровыми (условными); реальные отношения между играющими. Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты – роль.

Сюжет игры – воспроизводимая в ней область действительности; содержание игры – то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми в их взрослой жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка и его социализация.

В игротерапии происходит взаимодействие взрослого с ребенком на собственных условиях последнего, когда ему предоставляется возможность свободного самовыражения с одновременным принятием его чувства взрослости.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, нарушения поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков; выдергивание волос; коррекция селективного мутизма (избирательность при общении); агрессивность в поведении; как средство улучшения эмоционального состояния детей после развода родителей; подвергающиеся насилию и заброшенные дети; стресс и тревожность у госпитализированных детей; коррекция затруднений в чтении; успеваемость детей с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуальное и эмоциональное развитие умственно отсталых детей; лечение заикания; облегчение состояния при психосоматических заболеваниях; улучшение Я-концепции; снижении тревоги при расставании с близкими.

Игротерапия оказывается эффективной при работе с детьми разной диагностической категории, кроме полного аутизма и неконтактной шизофрении.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

1. Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, следования им ребенком и ориентировка в этих отношениях

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоления познавательного и личностного эгоцентризма в последовательной децентрации, благодаря чему происходит осознание собственного Я в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение. Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний и обеспечение их осознания благодаря вербализации и соответственно осознанию смысла проблемной ситуации, формирование ее новых значений

5. Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия:

1. создание атмосферы принятия ребенка

2. эмоциональное сопереживание ребенку

3. отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме

4. обеспечение в процессе игровых занятий условий, актуализирующих переживания ребенком чувств достижения собственного достоинства и самоуважения

Принципы осуществления игротерапии:

1. коммуникация ребенку его безусловного принятия

2. недирективность в управлении коррекционным процессом

3. установление фокуса коррекционного процесса на чувствах и переживаниях ребенка.

Основные виды и формы игротерапии (по различным основаниям)

1. по теоретическому подходу

· игротерапия в психоанализе (М.Кляйн, А.Фрейд, Г.Гуг-Гельмут: игра – символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов со стороны социального окружения с помощью игрушек, игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения)

· игротерапия, центрированная на клиенте (К.Роджерс, В.Экслайн: в основе представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Задача коррекции – создание или восстановление значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации личностного роста и развития. Игра – единственное место, где ребенок получает возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний.

Терапевт ставит своей целью развитие терапевтических отношений с ребенком, для чего необходимо решить следующие задачи:

создать для ребенка атмосферу безопасности через введение ограничений в отношениях и последовательное их выполнение терапевтом;

понимать (воспринимать реальность с точки зрения ребенка) и принимать (терпение в отношении темпа самоисследования ребенка) мир ребенка;

поощрять выражения эмоционального мира ребенка без вынесения оценки;

создать ощущение дозволенности, т.е. свободы выбора, но не вседозволенности;

способность к принятию решений ребенком;

обеспечить ребенку возможность принимать на себя ответственность и развивать чувство контроля (игротерапевт не делает за ребенка ничего, что он может сделать сам).

Шаги в установлении терапевтических ограничений:

1. Принимать желания, чувства, потребности ребенка. Чувства должны быть отражены сразу, как они появились.

2. Сообщить об ограничениях

3. Указать приемлемую альтернативу

4. Если ограничения нарушаются ребенком, объявить о том, что ему предоставляется последняя возможность выбора. Ребенку предъявляется ультиматум: или игрушкой нельзя будет пользоваться, или сеанс прекращается. На выбор ребенка игротерапевт делает свой выбор поведения.

5. Ограничения не нужны до тех пор, пока они не нужны (вводятся только тогда, когда возникает ситуация, следовательно, с каждым ребенком свои ограничения.) не опережать ребенка в его плохих проявления.

· игротерапия отреагирования (Д.Леви: работа с детьми, пережившими какое-либо травмирующее событие; игра предоставляет детям возможность отреагирования. Игротерапевт воссоздает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги)

· игротерапия построения отношений (Д.Тафт, А.Аллен: основное внимание лечебной силе эмоциональных отношений между терапевтом и клиентом, никаких усилий для того, чтобы объяснить или интерпретировать прошлый опыт. Детям предоставляется свобода выбора – играть или не играть; цель – помочь ребенку утвердить свое Я, чувство собственной ценности)

· примитивная игротерапия (школьные психологи США: удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психического развития)

· игротерапия в отечественной психологической практике (Л.Абрамян, А.Варга, И.Выгодская, А.Захаров, А.Спиваковская.

Спиваковская: основной принцип игровой психокоррекции – изменение условий, т.е. выведение детей из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения.

Абрамян исследовала способы преодоления негативных эмоциональных состояний детей средствами игры. Основной механизм – перевоплощение. В игре-драматизации ребенок испытывает двойственные переживания: он «лепит» образ, преобразуя самого себя, и смотрит на это как бы со стороны. Роль должна соответствовать возможностям ребенка в плане перевоплощения.

Карвасарский, Захаров: целям психокоррекции служит перенос негативных эмоций и качеств ребенка на игровой образ.

Захаров внес вклад в разработку методов групповой игротерапии неврозов у детей и подростков. Сеанс 30 минут 1 раз в неделю при хроническом неврозе, 2-3 раза в неделю при остром неврозе. Продолжительность программы от нескольких недель до нескольких месяцев.

Структура: беседа → спонтанная игра → направленная игра → внушение.

Функции игры (диагностическая, терапевтическая, обучающая) реализуются в спонтанной и направленной игре.

Правила игротерапии:

1. Спонтанная и направленная игры – это две взаимодополняющие фазы единого процесса, в котором главное – импровизация.

2. Игра не комментируется взрослым

3. Направленное воздействие на клиента осуществляется посредством характеров воспроизводимых им и игротерапевтом персонажей.

Этапы игротерапии:

1. Объединение детей в группу начинается совместной и интересной для них деятельностью в виде прогулки, знакомства, рассказов о себе.

2. Сочинение рассказов (дома, а затем представление в группе).

3. Игра проводится на тему, предлагаемую детьми и терапевтом. Последовательно воспроизводятся рассказы, сказки, условные и реальные ситуации. Требуется включение психолога и высокая активность играющих. По мере движения группы вперед содержание ролевых игр меняется от терапевтической направленности до обучающей.

4. Обсуждение)

 

2. по функциям взрослого в игре

· недирективная (ненаправленная) игротерапия (свободная игра как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить 3 коррекционных задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка; достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции; коррекция отношений в системе «ребенок-взрослый»).

Возможно пассивное (безусловное принятие клиента; установление доверия между терапевтом и клиентом; следование игротерапевтического процесса за ребенком; неускорение процесса) и активное (формирование отношений; рефлексия собственных ощущений; внесение определенных ограничений и запретов) участие игротерапевта в коррекционном процессе. Игротерапевт выполняет роли «идеального родителя» и «равноправного партнера по игре».

· директивная (направленная) игротерапия (выполнение игротерепевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм. Взрослый – центральное лицо.) Например, облегчающая терапия Леви

 

3. по форме организации деятельности

· индивидуальная игротерапия (противопоказания: сверхглубокая умственная отсталость, неконтактная шизофрения, глубокий аутизм)

· групповая игротерапия (главный критерий предпочтения перед индивидуальной формой – наличие у ребенка социальной потребности в общении. Групповая игротерапия - это психологический и социальный процесс, в котором дети естественным образом взаимодействуют друг с другом, приобретая новые знания не только о других детях, но и о себе. Призвана помочь ребенку осознать свое реальное Я, повысить его самооценку и развить потенциальные возможности, отреагировать внутренние конфликты, страхи, агрессивные тенденции, уменьшить беспокойство и чувство вины.

Противопоказания: ярко выраженная детская ревность в форме конкуренции с сибсами; ярко выраженное асоциальное поведение, представляющее угрозу для безопасности партнеров по группе; ускоренное сексуальное развитие; крайняя агрессивность; актуальное стрессовое состояние. В этих случаях групповой игротерапии должна предшествовать индивидуальная форма, обеспечивающая снятие острой симптоматики и подготовку ребенка к работе с группой.

Подбор кандидатов должен осуществляться по принципу дополнения и включать детей с разнообразными нарушениями, не желательно нахождение в одной группе детей, контактирующих вне игротерапевтической ситуации. Разница в возрасте не должна быть более 12 мес. Группа дошкольного и младшего школьного возраста должна включать детей разных полов.

Численность детей в группе по Захарову: в возрасте 4-5 лет – 4 человека; в возрасте 5-11 лет – 6 человек; в возрасте 11-14 лет – 8 человек. Если группу ведет 2 терапевта, численность детей может быть увеличена до 1,5 раза.

Рекомендуется работа терапевтов в паре: мужчина и женщина. Это позволяет детям проецировать свои ожидания и установки относительно мужского и женского поведения; отреагировать свои переживания, связанные с фигурой матери или отца; ребенок строит свое поведение, идентифицируясь со взрослым своего пола, а поддержку и одобрение ему важно получить от противоположного пола)

 

4. по структуре используемого в игротерапии материала

· игротерапия с неструктурированным материалом (к неструктурированным играм относятся двигательные игры и упражнения – прыганье, лазанье; игры с водой, песком, глиной; группа игр, принадлежащих к фонду арттерапии – рисование пальцами, кистью, пастелью, цветными карандашами.

С помощью неструктурированного материала ребенок может косвенно выражать свои желания, этот материал способствует развитию сублимации. Занятия с неструктурированным материалом важны на ранних фазах игротерапии, когда чувства ребенка еще не выделены и не осознаны им. Дальше возможен переход к структурированным играм.

· игротерапия со структурированным материалом (к структурированным играм относятся игры в семью людей или животных, агрессивные, с марионетками – кукольный театр, строительные, выражающие конструктивные и деструктивные намерения.

Структурированный материал провоцирует выражение агрессии (огнестрельное, холодное оружие), прямое выражение желаний (человеческие фигуры), а также коммуникативные действия (игры в телефон, телеграф, поезда, машины). Оптимальный возраст детей – 4-12 лет

Игровая комната и ее оснащение

Следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчали бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Правилом является отбор, а не накопление игрушек. Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в 3 больших класса:

1. Игрушки из реальной жизни.

Кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, которые могут изображать членов реальной семьи ребенка, делают возможным непосредственное выражение чувств ребенка (гнев, страх, соперничество между сиблингами, кризисы, семейные конфликты). Грузовик, машина, касса важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребенка, т.к. с ними можно играть в неопределенную игру, не выражая никаких чувств.

2. Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. Структурированные игрушки и материалы (солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож) для выражения гнева, фрустрации, враждебности.

Игрушки, изображающие диких животных, т.к. на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто кукла.

3. Игрушки для творческого самовыражения и ослабления эмоций.

Песок, вода, кубики, палитра и краски.

Глина – материал, который может быть отнесен к двум группам. Она может служить для выражения творческого потенциала и отработки агрессивных чувств.

Особые замечания при выборе игрушек:

1. Не рекомендуется использовать головоломки, т.к. по крайней мере 1 пазл непременно потеряется, что помешает достижению успеха и чувства удовлетворения.

2. Использование полена, молотка и гвоздей. Полено должно быть из дерева мягкой породы, высотой примерно 30т см. молоток должен быть обычного размера, т.к. детский молоток детей не устраивает. Гвозди должны быть двух размеров: короткие толстые с большой шляпкой и более длинные тонкие.

3. Все вещи, находящиеся в комнате, должны быть целыми, аккуратными и функционирующими.

4. Краски должны быть свежими.

5. Детям нужно такое место, куда можно сбежать от игротерапевта и спрятаться. Необходимо устроить игровую комнату таким образом, чтобы какой-то объект отступал от стены. Тогда дети могут играть. Укрывшись от взгляда игротерапевта, когда почувствуют в этом необходимость.

6. Игровая комната не должна использоваться как детская.

7. После каждого сеанса в игровой комнате необходимо навести порядок и расставить игрушки по местам.

АРТТЕРАПИЯ

Термин «арттерапия» ввел Адриан Хилл в 1938г.

Это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве. В первую очередь изобразительном и творческой деятельности.

Основная цель: гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания (в классическом психоанализе механизм коррекционного воздействия – сублимация; К.Г.Юнг – искусство и арттерапия облегчают процесс индивидуации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным Я).

Важнейшая техника воздействия в психоанализе: техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.

Гуманистическая психология: коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего Я. Интерес к результатам творчества со стороны окружающих, принятие ими продуктов творчества повышает самооценку клиента и степень его самопринятия и самооценки.

Коррекционный механизм: процесс творчества, как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.

2 основных механизма психологической коррекции в арттерапии:

1. Искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травматическую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

2. Эстетическая реакция позволяет изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение»

Цели арттерапии:

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам.

2. Облегчить процесс лечения. Невербальное общение легче ускользает от цензуры сознания.

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений.

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять.

5. Наладить отношения между психологом и клиентом.

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

8. Развить художественные способности и повысить самооценку.

Использование элементов арттерапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешить конфликты и налаживать отношения между участниками группы.

Недостатком арттерапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест.

2 формы арттерапии:

1. Пассивная форма (клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми)

2. Активная форма (клиент сам создает продукты творчества)

Занятия по арттерапии могут быть:

1. Структурированными (тема жестко задается и материал предлагается психологом. Обычно по окончании занятия обсуждается тема, манера исполнения и т.д)

2. Неструктурированными (клиент самостоятельно выбирает тему для освещения, материал, инструменты).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...