Методы, основанные на принципе биологической обратной связи (БОС)
В основе методик, основанных на принципе биофидбека (от англ. «biofeedback») – биологической обратной связи, лежит представление о возможности целесообразного регулирования непроизвольных функций при использовании систем внешней обратной связи. Дают возможность обучить клиента навыкам сознательного регулирования физиологических процессов. БОС представляет собой метод, посредством которого информация о биологической деятельности человека собирается, обрабатывается и посылается обратно к нему, так, что он в результате может изменить эту деятельность. Создается «петля обратной связи». Типы БОС: 1. Электромиографическая биообратная связь. Используется электромиограф – прибор, который позволяет регулировать электрические импульсы организма с помощью электродов, фиксируемых на теле человека. В приборе электрический сигнал организма усиливается и преображается в световой или звуковой, интенсивность которого соответствует интенсивности входящего сигнала. Человек, воспринимая эти сигналы, получает информацию, необходимую для регуляции какой –либо функции. Биообратная связь используется для улучшения состояния человека в стрессовых и постстрессовых ситуациях. Дает возможность человеку научиться расслаблять конкретную мышцу или группу мышц. Используется для вызывания более генерализованной релаксации при воздействии на стресс через центральные механизмы. 2. Температурная биообратная связь. Периферическая температура кожи отражает сосудодвигательную функцию. Когда периферические кровеносные сосуды расширены, ток крови через них увеличивается и кожа становится более теплой. Определяя степень сужения кровеносных сосудов, можно косвенным путем измерить степень симпатической активности.
Оборудование: термистор – измерительный прибор, который прикрепляется на палец испытуемого; обрабатывающее устройство и дисплей. Температурная биообратная связь полезна при функциональных нарушениях кровообращения; используется при лечении мигрени, артериальной гипертонии, в тех случаях, когда человек пытается контролировать симпатическую деятельность, как при астме и в процессе психотерапии (информации о сопротивлении клиента). Это ценное средство обучения общему расслаблению. Используется как альтернатива или в связке с электромиографической биообратной связью. 3. Электрокожная биообратная связь. Клиент обучается воздействовать на симпатическую нервную активацию. Используется в основном в рамках систематической десенсибилизации для снижения общего симпатического возбуждения. Как метод исследования «языка тела» 4. Электроэнцефалографическая биообратная связь. В состояниях бодрствования, настороженности (сосредоточение внимания или возбуждение) наблюдаются бета-волны. Альфа-волны связаны с состоянием релаксации, характеризующимся спокойствием, пассивным вниманием и невозмутимостью. Обучение в увеличении альфа-активности, снижать уровень возбуждения и повышать в целом индивидуальную способность к пассивному вниманию. Методика лечения ночного недержания мочи «Звонок в постели». Жетонный метод (жетонная система, жетонная экономика, метод символической экономии) Теоретическая основа – модель оперантного научения Скиннера. Цель коррекции: изменение поведения в соответствии с социальной ролью, предписанной индивиду обществом. Представляет собой определенную форму внешней организации поведения индивида: в контролируемой среде клиент получает привилегии (деньги или какие-либо другие материальные блага) в обмен на «жетоны», которыми он награждается за выполнение социально одобряемого поведения. Модификация поведения состоит в том, что право на получение различных льгот реализуется путем предъявления «жетонов», которые изымаются при всяком нарушении режима (число изымаемых «жетонов» пропорционально тяжести нарушения).
Осуществление метода возможно при условии строгого внешнего контроля поведения и его незамедлительного подкрепления. «Жетонная программа» включает 5 компонентов: 1. Систематическое наблюдение за поведением тех индивидов, для которых проектируется коррекционная программа 2. Составление описания социально требуемого поведения 3. Детерминация круга положительных стимулов, которые могут служить подкреплением для индивида 4. Введение «жетонов» как материальных носителей права индивидов на получение положительного подкрепления и правил обмена жетонов на привилегии 5. Контроль за поведением индивидов, включенных в жетонную экономику, оценка их поведения, выдача «жетонов», реализация правил обмена Условия реализации программы в детском возрасте: · Четкое предъявление ребенку требуемого социального образца поведения · Обоснование выбора такого образца помощью взрослого как альтернативного асоциальному образцу поведения · Обучение учителей и воспитателей целенаправленному наблюдению и оценке поведения ребенка с целью анализа его поведения и оказания помощи в выборе социально одобряемого образца поведения для ребенка · Развернутое инструктирование детей о том, как следует выполнять те или иные действия · Четкий контроль за следованием ребенком выбранному образцу и положительное и отрицательное подкрепление форм поведения. Метод Морита (1921г.) Направленность метода – коррекция личностных проявлений. Исходные теоретические положения – понимание всеобщей зависимости людей. Условие целесообразного поведения – необходимость производить хорошее впечатление на окружающих; в таких обстоятельствах у человека может возникнуть боязнь отношений с людьми. Морита описал личность «шин-кей-шит-цу», для которой характерны эгоцентрические черты, интеллектуальные тенденции в сочетании с большими жизненными силами, направленными на самосохранение (и не всегда на саморазвитие), со стремлением к физическому и духовному совершенству. Особенности личности «шин-кей-шит-цу»:
· Большая жизненная сила и воля (часто не осознаваемые человеком) · Дихотомическое мышление («или-или», «все или ничего») · Высокая сензетивность как следствие концентрации на своих психических и физических качествах · Сильное стремление к основным стандартам жизненных ценностей · Стремление к абсолютам – через поиски совершенного, наилучшего · Эгоистические тенденции (чрезмерная занятость самим собой) Перед лицом реальности такая личность неустойчива – любое событие, нарушающее ее состояние, воспринимается как угроза. Симптомы исчезнут, если снять излишний искусственный контроль над «Я» со стороны интеллекта. В процессе взаимодействия клиенту помогают относиться к своим опасениям как к приходящим явлениям и дают шанс почувствовать себя естественным спонтанным существом, свободным от подавляющих оков ума, которые постоянно настаивают на невозможных стремлениях и изменяют течение жизни. Морита-терапия направлена на выработку у клиента нового отношения к болезненным симптомам и развивает желание активной деятельности, вырабатывает реалистическое понимание жизни, создает новое «Я» человека, основанное на фактическом опыте. Изменения достигаются путем использования личного опыта в процессе действий. Коррекционный процесс осуществляется в стационарных условиях в 4 этапа, по 5-10 дней каждый. 1 стадия (4-8 дней) – период абсолютного покоя, отдыха, изоляции при постельном режиме. Не разрешается ни с кем разговаривать, читать, писать, курить, петь и т.д. вначале испытывает некоторое облегчение, но через 2-3 дня симптомы обостряются с новой силой. В специфической «ситуации пациента» принимает свои психологические и болезненные физиологические расстройства в качестве неизбежной реальности. Вслед за борьбой с максимальным проявлением расстройств наступает улучшение и клиент приходит к мысли, что сумел пережить самое худшее. На основании нового опыта начинает понимать, что даже самые неприятные болезненные проявления проходят, если дать им возможность идти своим естественным путем, не отрицая их как нечто чуждое, а принимая их как часть собственной жизни.
Восстанавливаются силы, которые клиент тратил на отрицание или избегание своих симптомов. Клиент осознает, как долго он находился в состоянии пассивности, и возникает желание действовать. 2 стадия (5-10 дней) – легкая работа в саду, на уборке и т.д.Работать должен без передышки, чтобы осознать свое рабочее «Я». По-прежнему запрет на разговоры. Интроспективная тенденция и застенчивость уменьшаются, разрешается вести дневник. 3 стадия (5-14 дней) – умеренные и даже тяжелые работы, которые требуют больше сил и терпения. Закономерная потеря интереса к работе. Воспринимая работу как вызов, клиент испытывает удовлетворение после ее выполнения. Появляется установка делать все настолько хорошо, насколько это возможно, насколько позволяют обстоятельства. Клиент не должен стремиться к безупречной работе, к достижению недосягаемых идеалов. 4 стадия (14-221 день) – клиент начинает сталкиваться с реальной повседневной жизнью. Ему поручают задания, за которые он несет ответственность и которые он должен выполнять независимо от своего отношения к ним. Можно читать, но немного и только о конкретных практических предметах. Разрешается говорить с другими клиентами, но только не о своих болезненных симптомах. Цель – подготовка к жизни, к возвращению в реальное общество. В дневнике появляются записи о положительных эмоциях. После завершения Морита-терапии у клиента вырабатывается реалистическое отношение к жизни. Новый опыт, полученный во время работы, позволяет преодолеть стремление к максимализму, создает новое Я, основанное на полученном опыте. Личность становится более динамичной и продуктивной.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|