Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имаго-метод (автор И.Е.Вольперт 1966г.)




Метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. Относится к группе методов коррекции, в основе которых лежит научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях, расширение коммуникативных возможностей, развитие способностей к воспроизведению образа, мобилизации собственного жизненного опыта.

Первоначальный курс имаготерапии занимает от 3 до 6 мес., чтобы за это время полностью было изложено содержание всего произведения. Имаготерапия проводится в групповой и реже индивидуальной форме. Клиенту предлагается ежедневно (до 2 ч) воспроизводить в поведении образ своего Я таким, каким он хотел бы стать. Постепенно продолжительность игры увеличивается и желаемый образ становится в какой-то ере привычным поведенческим стереотипом клиента.

Цели и задачи имаго-метода:

· Создание для клиента условий, способствующих развитию у него способностей адекватного реагирования на возникающие неприятные ситуации. Т.обр., развивается деформированный образ Я

· Укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов человека, его коммуникативных возможностей

· Развитие у клиента творческих возможностей по освоению новых ресурсов своего Я

· Тренировка способностей к мобилизации жизненного опыта, развитие саморегуляции

· Обогащение жизни клиента новыми переживаниями

Конкретные приемы: пересказ литературного произведения с переводом рассказа в заранее заданный диалог; импровизированный диалог; импровизация заранее заданной ситуации; пересказ и драматизация народной сказки; воспроизведение классической и современной драматургии; исполнение роли в спектакле.

На первом этапе клиенту предлагается роль рассказчика или слушателя. Образ для клиента подбирается психологом и является коррекционным в соответствии с его психологическим содержанием. Наряду с пересказом литературного произведения применяется театр экспромта – импровизированная инсценировка типичной житейской ситуации.

Задача имаготерапевта – тренировка психологически адекватного поведения.

Второй этап – драматизация пересказа (фрагмента произведения или вымышленной ситуации); занятия по технике речи. Движений в такт танцу.

Третий этап – занятия в коррекционной драматической студии. Используются хореографические фрагменты, драматические, комедийные спектакли. Отбор образов, исходя из психологических особенностей клиентов: клиентам с пониженным настроением полезно воспроизведение образов людей, непосредственно и эмоционально переживающих подъем.

Коррекционные факторы: отвлечение, убеждение, разъяснение, внушение, имитационное поведение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения.

ПСИХОДРАМА

Метод групповой работы, представляющий ролевую игру, в ходе которой используется драматическая импровизация как способ изучения внутреннего мира участников группы и создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для клиента проблемами. Основана на игровом принципе.

Якоб Леви Морено: эксперимент «спонтанный театр» (рассказ актера театра Морено о своих взаимоотношениях с невестой). Морено исходил из того, что человек обладает естественными способностями к игре и, исполняя различные роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В ходе разыгрывания возникает спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующий достижению творческой активности и инсайта.

В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Т.обр., он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни. Участники сеанса внимательно следят за событиями и соотносят происходящее на сцене со своими собственными затруднениями.

Цель психодрамы: диагностика и коррекция неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. Психодрама помогает клиенту раскрыть глубинные эмоции в гораздо более яркой и действенной форме, чем это позволяют сделать другие методы, основанные на словесном описании переживания. Во время психодрамы происходит поиск эффективных путей решения психологических проблем разных уровней: анализируются новые роли, альтернативные, аффективные и поведенческие стили, осуществляется поиск и апробирование более конструктивных моделей решения проблемы. Действия, физические движения повышают возможность использования сигналов невербального поведения.

Работа группы проводится в форме сюжетно-ролевой игры, на избираемую самим клиентом тему, которая представляет собой реальную проблему кого-либо из участников. Роли задаются и исполняются т.обр., чтобы способствовать глубокому пониманию и решению возникшей проблемы.

Помогает клиентам, у которых есть трудности в вербализации своих чувств и своего жизненного опыта в целом. Используется при отклоняющемся поведении у детей и подростков для устранения неадекватных эмоциональных реакций и отработки навыков социальной перцепции. Разновидность – биодрама (между детьми распределяются роли животных) и кукольная драматизация (взрослые разыгрывают перед ребенком кукольный спектакль, проигрывая конфликтные или значимые для него ситуации).

Наиболее успешно используется в комплексе с другими методами групповой работы. Элементы психодрамы широко используются в других направлениях: гештальттерапии, поведенческой терапии, социально-психологическом тренинге, деловых играх.

Необходимое условие для проведения: доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация.

Задачи психодрамы:

1. Творческое переосмысление собственных проблем и конфликтов

2. Выработка более глубокого и адекватного самопонимания клиентом

3. Преодоление неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования

4. Формирование нового адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования

Факторы, положительно влияющие на изменение установок: предоставление клиенту свободного выбора как относительно участия в психодраме, так и относительно роли, вовлечение клиента в исполнительскую деятельность, появление возможности внести в игру собственные импровизации, получение клиентом положительного подкрепления по окончании действия.

Основные элементы психодрамы:

1. Протагонист – первый игрок, изображает героя, главного исполнителя психодраматической сцены, который представляет свои проблемы. С помощью режиссера, аудитории и специальных постановочных приемов воссоздает свою актуальную психологическую реальность, чтобы достичь инсайта и улучшить способность функционирования в реальной жизни.

2. Режиссер (фасилитатор)– тот, кто помогает клиенту исследовать свои проблемы (обычно это психолог). Функции: организация психодраматического действия, пространства, создание атмосферы доверия, стимулирование участников к спонтанности, подготовка протагониста и всей группы к ролевой игре, выявление проблем, переживаний клиента, комментарии, включение вспомогательных персонажей, организация обсуждения, эмоционального обмена и анализа, интерпретации происходящего.

3. Вспомогательные «Я» - клиенты, исполняющие вспомогательные роли и усиливающие функции психолога. Могут олицетворять значимых для протагониста людей или части его собственного «Я». Функции:

· сыграть роль, которая необходима протагонисту для реализации замысла;

· помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами; сделать видимым неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста в решении проблем и конфликтов;

· помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

Решают в психодраме следующие задачи: 1) изображают отсутствующих реальных или воображаемых лиц, имеющих отношение к протагонисту, и становятся носителями его переносов и проекций в психодраме; 2) являются посредником между ведущим и протагонистом и должны концентрироваться как на протагонисте и его игре, так и на ведущем и его указаниях; 3) выполняют социотерапевтическую функцию, помогая протагонисту изображать и исследовать собственные отношения, а также проводить диалог со своими жизненными партнерами.

4. Зрители – члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения (относительно протагониста, участников и самих себя). На заключительном этапе они демонстрируют свое эмоциональное отношение к происходящему, рассказывают о волнующих их проблемах и конфликтах, которые аналогичны разыгранным в психодраме. Задача:

· помочь протагонисту, реагируя критически или сочувственно на то, что происходит на сцене;

· помочь самим себе, переживая происходящее на сцене и т. обр. достигая инсайта в отношении своих собственных мотивов и конфликтов;

· помочь протагонисту осознать его собственные проблемы, не анализируя их по стереотипу психолога, диагностирующего клинический случай, а рассказывая различные случаи из своего личного опыта, похожие на то, что происходило с протагонистом (протагонист чувствует, что не одинок в своих проблемах)

5. Сцена – место в пространстве, где разворачивается действие. Классическая форма: сцена в Мореновском терапевтическом театре. Она представляет собой трехъярусную конструкцию, над которой возвышается полукруглый балкон. На 1 ярусе ведущий и протагонист оказываются вне групповой ситуации, попадают непосредственно в пространство психодрамы. На 2 ярусе протагонист и ведущий сидят друг перед другом или прохаживаются по сцене, происходит вступительная беседа, при этом группа в той или иной степени исчезает из поля зрения протагониста. На 3 ярусе может осмысливаться и эмоционально переживаться уже разыгранная сцена, которая затем может плавно перейти в другую. Само драматическое действие разыгрывается на 3 ярусе, на круглой платформе (4 метра в диаметре). Балкон служит для конкретизации различного пространственного опыта, например взлета или падения, подъема или спуска, вскарабкивания или соскальзывания.

Если нет подобной сцены, можно использовать любое достаточно большое пространство в кругу группы (само помещение должно быть правильной пропорции).

Формы и виды психодрамы:

1. Психодрама, центрированная на протагонисте

Главный исполнитель изображает реальную или воображаемую ситуацию своей жизни

2. Психодрама, центрированная на теме

Тема, затрагивающая всех членов группы, которая должна быть проиллюстрирована каждым через изображение соответствующих событий. Короткие сценические представления помогают распознать важные проблемы отдельных участников, они служат материалом для последующей, центрированной на протагонисте или направленной на группу психодрамы.

3. Психодрама, направленная на группу

Часто осуществляется в виде психодрамы, центрированной на протагонисте. Характерная особенность – работа с проблемой, затрагивающей всех членов группы. Почти все участники группы получают возможность для идентификации, которая детально прорабатывается в фазе обсуждения. Может быть направлена на распознавание этиологии того или иного состояния, но прежде всего ориентирована на обретение всеми участниками группы нового, углубленного понимания проблематики, в той или иной степени затрагивающей каждого из них.

4. Психодрама, центрированная на группе

Занимается эмоциональными отношениями участников группы друг с другом и возникающими «здесь и теперь» общими проблемами, вытекающими из этих отношений. Применяется при синдроме ролевого дефицита, при делинквентном поведении, различного рода фобиях, при ролевых конфликтах, для повышения креативности.

Размер группы: 6-9 человек. Меньше 6 человек – слишком мало зрителей, если больше 9 – режиссеру трудно управляться с запросами протагониста, следить за динамикой группы, улавливать реакции членов группы. Психодрама в группе требует гетерогенного состава группы (различие по полу, структуре личности, способностям, опыту). Психодрама для группы чаще всего осуществляется в гомогенных по составу группах (например, группа супружеских пар, родителей, подростков, алкоголиков и т.п.). Драматическая группа может быть закрытой (быстрее возникает сильная групповая сплоченность) или открытой (рассматривается как естественной следствие психодрамы, целью которой является быстрое обретение самостоятельности каждым участником группы в реальной жизни).

Длительность психодрамы: обычно сеанс представляется как встреча длительностью 50 мин. В реальности встречи могут быть короче или длиннее, и протяженность сеансов зависит от остроты, сложности проблемы клиента. Примерные рамки: от 15-20 мин. до 4 ч.

Основные компоненты психодрамы:

1. Ролевая игра – участие в импровизированном представлении, когда человеку предоставляется возможность творчески проработать личные проблемы и внутренние конфликты.

2. Спонтанность – поведение и чувства, не регулируемые воздействие извне, поэтому в психодраме нет заранее написанных сценариев и ролей. Д.Морено рассматривал спонтанное поведение как противоядие от все нарастающей ригидности социальных ролей. Предполагает 2 параметра: адекватность ответа, новизну. Спонтанность проявляется в том, что проблемы и отношения не анализируются на словах, а переживаются в каждый данный момент их существования. В психодраматическом действии нет прошлого и будущего – есть только настоящее, все происходящее переживается в реальном действии. Это дает возможность ее участнику объективизировать свое прошлое, проявить его во вне.

3. «Теле» - двусторонний процесс передачи эмоций между клиентом и режиссером и среди членов группы. Вчувствование друг в друга, взаимосвязь всех эмоциональных появлений переноса, контрпереноса и эмпатии. Эмпатия – одностороннее вчувствование одного человека во внутренний мир другого, «теле» - взаимный обмен эмпатиями. «Теле» может включать в себя положительные (позитивные «теле») и отрицательные (негативные «теле») эмоции, возникающие в психодраматической ситуации. «Теле» скрепляет группу. Результат использования «теле»: признание того, что мы видим других не такими, какими они есть на самом деле, а такими, какими они проявляются в отношениях к нам.

4. Катарсис – чувственное потрясение и внутреннее очищение. Психодрама имеет лечебный эффект не столько по отношению к зрителю (вторичный катарсис), сколько по отношению к самому актеру, который разыгрывает драму и освобождает себя от нее.

5. Инсайт – вид познания, который приводит к немедленному решению или новому пониманию проблемы. Прозрение, озарение, изменение в структуре перцептивного поля участников психодрамы. Может возникнуть не только во время катарсиса, но и во время обсуждения разыгранной психодрамы тогда, когда связанные с ним переживания уже ослаблены. Цель психодрамы: создание такого группового климата, в котором было бы возможно максимальное проявление катарсиса и инсайта.

Основные фазы психодрамы:

1 фаза. Разогрев и разминка.

Вывод протагониста, получение материала для дискуссии, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия.

Состоит из 3 стадий:

1. Постепенное раскрепощение двигательной активности участников

2. Стимуляция спонтанных поведенческих реакций

3. Фокусировка членов группы на конкретной проблеме

Различают направленный и ненаправленный разогрев. Направленный разогрев используется в ситуации, когда протагонист вступает в сеанс, не будучи готовым к ролевой игре. Задача режиссера – максимально реализовать стадию разогрева для достижения обычных для нее целей. Используются вербальные и невербальные приемы.

Ненаправленный разогрев может быть сфокусированным и специфическим. Протагонист входит в сеанс, будучи готовым иметь дело с определенной темой. Короткий разогрев, т.к. протагонисты обычно перевозбуждены и требуется период для «остывания». Затем начинается действие.

Члены группы выполняют ряд несложных упражнений (словесных, телесных или их сочетания), облегчающих в дальнейшем исполнение ролей в психодраме. Задача разминки – стимулирование спонтанности участников, облегчение страха, тревоги и беспокойства, снятие защиты, создание соответствующей эмоциональной атмосферы.

2 фаза. Собственно драматическое действие

импровизированно воссоздаются и проигрываются в ролях реальные проблемные жизненные ситуации. Протагонист чаще всего играет роль самого себя. Проблемная ситуация проигрывается с различных сторон и различными способами для того, чтобы лучше понять и осознать суть самой проблемы, найти наиболее разумный способ ее решения. Клиент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Приемы: «зеркало», «двойники», другие «Я», «монолог», «диалог», «построение будущего», «проба реальности» и др.

3 фаза. Обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

Анализ начинается с высказываний клиентов, не принимавших непосредственное участие в психодраматическом действии: о своих впечатлениях, о собственных переживаниях, ассоциациях, мыслях, воспоминаниях, которые возникли у них во время разыгрывания ролевых ситуаций, обратная связь, анализ и интерпретация психодраматического действия. Затем высказываются вспомогательные «Я»: о своих чувствах, о своем видении ситуации, о тех чувствах, которые возникли у них во время разыгрывания ситуаций. Затем слово предоставляется протагонисту, завершает выступление психолог со своим видением проблем клиента. Фаза обсуждения обычно состоит из 2 частей:

1. Ролевая обратная связь: партнеры по очереди описывают протагонисту чувства, которые возникали у них при исполнении отведенных им ролей, а также при изображении протагониста при обмене ролями. Протагонист видит себя и свое поведение в совершенном ином ракурсе.

2. Идентификационная обратная связь: участвуют зрители и режиссер. Т.к. во время игры они идентифицировались с протагонистом или с одним из изображаемых людей, имеющих к нему отношение. Идентификация также является важной информацией об участниках группы. Отчет об идентификационном переживании может облегчить зажатому человека выход его собственной проблематики.

Задачи стадии:

· де-ролинг – выход из роли, которую протагонист играл во время действия в форме короткой дискуссии, процесса выражения чувств и обмена ими со стороны протагониста и получения обратной связи.

· Эмоциональная стабильность – восстановление эмоциональной стабильности после окончания действия

· Комфортное состояние - понимание того, что кто-то старается разделить с тобой твои сложности. Понимание того, что трудности не так уж необычны, что многие люди сталкиваются с подобными или еще более трудными проблемами.

· Способность понимать себя – обычно проходит в ходе интерпретации, даваемой режиссером.

Методики психодрамы

1. Представление самого себя (самопрезентация)

Состоит из серии коротких ролевых действий. В которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Действует один, представление абсолютно субъективно.

2. Монолог

Комментирование своих действий в середине сцены в начале действия или в конце. Представляет собой реплику, высказывание человека – автора проблемы. В нем он выражает суть проблемы, высказывает свои мысли и чувства. Обращение к самому себе, а не к окружающим.

Эффективен при выявлении расхождений между скрываемыми и показными чувствами и мыслями. Протагонист представляется «здесь и сейчас».

3. Дублирование (множественное дублирование)

Осуществляется двойником, который берет на себя роль автора проблемы, дополняя ее и подчеркивая те или иные моменты в психологии и поведении автора. Двойник может выступать в роли «внутреннего голоса» автора. В таких случаях он выражает скрытые мысли и чувства автора. Двойник может усилить те или иные моменты поведения автора в проблемной ситуации, изобразить их комически, действовать совершено противоположным образом и т.д.

Если протагонист не может развить действие дальше, то двойник помогает ему.

Нейтральный двойник подтверждает или только несколько усиливает чувства протагониста. Иронический двойник выполняет роль протагониста в ироническом, юмористическом ключе, подталкивает его на более глубокое изучение проблемы. Страстный двойник усиливает чувства протагониста, делает их более яркими и понятными. Двойник-оппозиционер старается занять позицию, противоположную позиции протагониста, чтобы вызвать его на спор и привлечь его внимание к альтернативным вариантам поведения.

Двойник воспринимает действие протагониста одновременно и со стороны, и изнутри, это позволяет ему понять протагониста так, как не может никто другой из членов группы. Важно, чтобы он выражал чувства протагониста, а не свои собственные.

4. Обмен ролями

Протагонист играет роль какой-либо другой ключевой фигуры, а вспомогательное «Я» берет на себя роль протагониста. Цель – человек, выступающий как вспомогательное «Я», лучше уяснил свою собственную роль, глядя на ее исполнение протагонистом; чтобы одни участники могли достичь эмпатического понимания затруднений, которые испытывают другие, взглянуть на мир с их точки зрения.

Эта методика позволяет понять затруднения протагониста, помочь ему более точно выразить свой замысел; дает возможность вспомогательному «Я» показать свое понимание ситуации, выразить свое отношение к ней.

Эффективно используется в работе с детьми младшего и среднего возраста как техника социализации и самоинтеграции. Для взрослых – наиболее эффективный и быстрый способ достижения инсайта.

5. «Пустой» стул и «высокий» стул

При использовании техники «пустой» стул клиент может отреагировать через действие свои проблемы, воображая своего антагониста сидящим на пустом стуле на сцене. Клиент взаимодействует с этим фантомом и даже обменивается с ним ролями, и в роли фантома взаимодействует с воображаемым сами собой. Иными словами, клиент с позиции соответствующего индивида и его роли, взаимодействует с фантомным индивидом, условно принявшим роль самого клиента после того, как клиент и отсутствующий или фантомный индивид обменялись ролями.

При использовании техники «высокого» стула обычный стул помещается на подставке так, чтобы клиент, сидящий на нем, возвышался над остальными сидящими (он может встать на стул, чтобы быть выше всех на сцене). Это делается для того, чтобы придать клиенту-протагонисту силу или ощущение силы, которая ему необходима, чтобы успешно справиться со своими врагам в –психодраматическом действии или с другими людьми, важными для него, но которые обычно подавляют его в реальности.

6. Зеркало

Позволяет протагонисту понять, как его воспринимают другие, обрести новый взгляд на свое собственное поведение. Когда режиссер чувствует, что пора применить именно этот прием, он предлагает протагонисту отойти в сторону и понаблюдать за тем, как его изображает вспомогательное «Я».

Используется в группах, где основное внимание уделяется выработке умений вести себя в соответствии с ситуацией.

7. Проигрывание возможных будущих жизненных ситуаций

Участники должны представить себе, что произошло бы, если реально драматизируемая ими проблемная ситуация оказалась иной, чем она есть на самом деле, или разрешилась каким-нибудь другим способом. Импровизированно воссоздаются и проигрываются возможные ситуации, которые могут сложиться в будущем. Применяется для того, чтобы подготовить протагониста к ситуациям, возникновение которых можно предвидеть в будущем. Проигрывая эти ситуации заранее, протагонист к ним готовится и вносит соответствующие коррективы в свое поведение.

8. За спиной

Клиент садится на сцене на стул спиной к зрителям, а режиссер призывает зрителей к обсуждению клиента, давая тем самым ему возможность понять, как видят его другие.

9. Идеальный другой.

Помогает снизить напряженность клиента в конце психодраматического действия, а также дает ему возможность испытывать отношение к себе, которого он так жаждет, но которое может и не быть возможным в реальной жизни. «Другой», изображаемый в психодраме, может являться одним из супругов, родителей, друзей, в то время как «идеальный другой» - это тот же самый, изображаемый вспомогательным «Я», который в психодраме становится тем идеальным образом этого человека, т.е. таким, каким его хотел бы видеть клиент в реальной жизни.

10. Волшебный магазин

Помогает клиенту осознать свои истинные цели и желания в жизни: клиент взаимодействует с владельцем «волшебного магазина», которого часто изображает вспомогательное «Я» или режиссер.

Режиссер просит участников представить себе, что на сцене открыта лавочка, где продаются всякие чудесные вещи: любовь, мужество, мудрость, талант и т.д. Владелец магазина предлагает клиенту на выбор все, что он только может пожелать: богатство, успех, счастье, интеллект гения. Добровольцев просят выйти вперед и попробовать выменять какой-нибудь товар. Режиссер, играющий роль продавца, уточняет: «Сколько нужно…», «От кого», «В связи с чем» и т.д.

Владелец магазина требует в уплату от клиента что-нибудь из того, что пациенту тоже дорого, например здоровье, любовь, честь, независимость. Это ставит клиента перед дилеммой и обычно заставляет его немедленно обратиться внутрь самого себя. Чтобы осознать. Что он на самом деле ценит и чего хочет в жизни. Результат взаимодействия клиента и продавца – либо принятие сделки, либо отказ от нее, либо, что случается часто, неспособность покупателя принять какое-либо решение. Разработка этой темы приводит к тому, что добровольные покупатели начинают лучше понимать цель своей покупки и осознавать последствия своих действий. В процессе торга может быть найдена тема, подходящая для разыгрывания в психодраме.

Выбор приемов определяется составом группы и готовностью ее членов к спонтанным действия, направленным на достижение общегрупповой цели.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...