Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономическая деятельность и ее информационное обеспечение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курский государственный технический университет

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

(конспект лекций для студентов очно-заочной формы обучения)

 

 

Курск 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

1. Экономическая деятельность и ее информационное обеспечение

2. Информационные технологии в экономике и их задачи

3. Основы автоматизации экономической деятельности предприятий

4. Компьютерные технологии моделирования управления

5. Применение сетевых технологий в экономической деятельности

6. Защита информации в экономических информационных системах

7. Программное обеспечение экономической деятельности

Литература


ТЕМА 1.

Экономическая деятельность и ее информационное обеспечение

 

Роль информационных технологий в развитии общества состоит в ускорении процессов получения, распространения и использования обществом новых знаний.

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информатизация общества. Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Информатизация — организованный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Выделим три подхода к определению информации: антропоцентрический, техноцентрический и недетерминированный.

Суть антропоцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют со сведениями или фактами, которые теоретически могут быть получены и преобразованы в знания. Этот подход в настоящее время применяется наиболее широко, например, в российском законодательстве дано следующее определение «Под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления» (Федеральный Закон № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г. «Российская газета» № 39 от 22.02.95 г.).

Суть техноцентрического подхода состоит в том, что информацию отождествляют с данными. Этот подход нашел очень широкое распространение в технических дисциплинах. Например, нам часто встречаются упоминания о том, что «информация передается по компьютерным сетям», «информация обрабатывается компьютерами», «информация хранится в базах данных». Во всех этих случаях происходит подмена понятий. Дело в том, что по компьютерным сетям передаются только данные, компьютеры обрабатывают только данные, а в базах данных хранятся тоже только данные. Станут ли эти данные информацией и если да, то какой, зависит не только от данных, а и от многочисленных аппаратных, программных и естественных методов.

Недетерминированный подход к понятию информации встречается также достаточно широко. Он состоит в отказе от определения информации на том основании, что оно является фундаментальным, как, например, материя и энергия. В частности, мы не найдем определения информации в «Законе о государственной тайне» и в «Законе о средствах массовой информации», хотя и в том и в другом правовом акте это понятие используется. С точки зрения данного подхода, информация (от лат. information — разъяснение, изложение) — это одна из исходных общенаучных категорий, отражающая структуру материи и способы ее познания, не сводимая к другим, более простым понятиям.

Также информацию можно рассматривать в следующих аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.

Синтаксический аспект — отражает физические характеристики информации: способ представления, скорость передачи, тип носителя, способ кодирования, используемые каналы, надёжность и безопасность передачи. Информация, рассматриваемая только с точки зрения синтаксиса, обычно называется данными, т.к. в этом аспекте не рассматривается содержательная сторона.

Семантический аспект характеризует содержательную сторону информации, когда рассматривается состав содержащихся сведений и связь между ними.

Прагматический аспект информации связан с ценностью информации для пользователя при принятии им решения. Информацию, рассматриваемую в этом аспекте, можно назвать знанием.

В нашем курсе мы будем придерживаться антропоцентрического или прагматического подхода, т.е. будем рассматривать информацию как отношения между сведениями и их получателем, как меру полезности, ценности данных для конкретного получателя. А данные — как сведения, представленные в формализованном виде и предназначенные для последующей обработки техническими средствами, например на компьютере. Таким образом, данные — это любые сведения, а информация — сведения нужные получателю, позволяющие устранить неопределенность и принять решение.

Документированная информация — информация, зафиксированная на материальном носителе и имеющая реквизиты для ее идентификации.

Под экономической информацией понимается совокупность сведений, отображающих состояние или определяющих изменение и развитие экономики и всех ее элементов. Экономическая информация является важной частью управленческой информации, основным ресурсом организационно-экономического управления.

Информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, — называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

Информационная технология - процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационные технологии в сфере экономики — это комплекс методов переработки разрозненных исходных данных в достоверную, оперативную информацию для принятия решений с помощью аппаратных и программных средств с целью достижения оптимальных рыночных параметров объекта управления.

Цель информационной технологии (ИТ) - производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. ИТ является наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества.

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия 20в. В процессе становления информатики. Особенностью информационных технологий является то, что в ней и предметом, и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники и связи. Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс наряду с другими материальными ресурсами. Причем, производство информации и ее верхнего уровня - знаний, оказывает решающее влияние на модификацию и создание новых промышленных технологий.

Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютере. Информационная технология является понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе.

Информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, поиска, и распространения информации.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммун икациями.

Телекоммуникации — дистанционная передача данных на базе компьютерных сетей и современных средств связи.

Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать ее для получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Свойства информации. Измерение информации и данных. Основными свойствами информации являются достоверность, полнота, актуальность.

Достоверность информации. Под достоверностью информации понимается ее соответствие объективной реальности (как текущей, так и прошедшей) окружающего мира.

Полнота информации. Под полнотой информации понимается ее достаточность для принятия решения.

Актуальность информации. Актуальность — это степень соответствия информации текущему моменту времени. Нередко с актуальностью, как и с полнотой, связывают коммерческую ценность информации. Поскольку информационные процессы растянуты во времени, то достоверная и адекватная, но устаревшая информация может приводить к ошибочным решениям. Необходимость поиска (или разработки) адекватного метода для работы с данными может приводить к такой задержке в получении информации, что она становится неактуальной и ненужной. На этом, в частности, основаны многие современные системы шифрования данных и механизмы электронной подписи. Лица, не владеющие ключом (методом) для чтения данных, могут заняться поиском ключа, поскольку алгоритм метода обычно доступен, но продолжительность этого поиска столь велика, что за время работы информация теряет актуальность и, соответственно, связанную с ней практическую ценность.

К важным свойствам информации также относятся адекватность и доступность.

Под адекватностью понимают степень соответствия информации, полученной потребителем, тому, что автор вложил в ее содержание.

Доступность информации — это мера возможности получить ту или иную информацию. На степень доступности информации влияют одновременно как доступность данных, так и доступность адекватных методов для их ингерпретации. Отсутствие доступа к данным или отсутствие адекватных методов обработки данных приводят к одинаковому результату: информация оказывается недоступной.

Количественная оценка информации и данных. Внимание к проблеме передачи и количественной оценки информации было привлечено фундаментальными работами Н. Винера, К. Шеннона (США), положившими начало теории информации. Значительный вклад в теорию информации внесли отечественные ученые А.Н. Колмогоров, А.А. Харкевич, В.А. Котельников. Только принимая за основу новизну сведений, можно дать количественную оценку информации, так как новизна сведений является следствием неопределенности сведений об объекте, процессе, явлении, а неопределенность поддается измерению. Например, сообщение имени победившего на выборах в губернаторы, если было всего два кандидата, несет меньшее количество информации по сравнению со случаем, если бы выборы происходили в конкурентной борьбе шести кандидатов.

За единицу информации принимают количество информации, заключенное в выборе одного из двух равновероятных событий. Эта единица называется двоичной единицей, или битом (binary digit, bit).

Если сообщение указывает на один из n равновероятных вариантов, то оно несет количество информации, равное log2n. Ту же формулу можно выразить иначе: количество информации равно степени, в которую необходимо возвести 2, чтобы получить число равноправных вариантов выбора, т.е. 2I = 6, где I = 4 бита.

Измерение только количества информации не отвечает насущным потребностям современного общества — необходима мера ценности информации. Проблема определения ценности информации, исключительно актуальна в настоящее время, когда уже трудно даже с помощью компьютеров обрабатывать мощные информационные потоки. Разработанные методы определения ценности информации призваны сыграть существенную роль в получении человеком необходимой информации.

В информатике и вычислительной технике принята система представления данных двоичным кодом. Наименьшей единицей такого представления является бит.

Байт – это группа взаимосвязанных битов. 1 байт = 8 бит. Одним байтом кодируется один символ текстовой информации.

1 Килобайт (Кб)=210 байт = 1024 байт.

Однако, повсюду, где это не принципиально, считают, что 1 Кб равен 1000 байт. Условно можно считать, что одна страница неформатированного машинописного текста равна 2 Кб.

1 Мегабайт (Мб) = 1024 Кб.

1 Гигабайт (Гб) =1024 Мб.

1 Терабайт (Тб)= 1024 Гб.

Необходимо понимать различие, которое связано с количеством хранимой или переданной информации, представленной в двоичных единицах, и количеством информации, заключенным в данном сообщении. С точки зрения теории информации, неопределенность, снимаемая в результате передачи одной страницы текста примерно из 2000 знаков, может составлять всего несколько бит (неинформативное сообщение), в то время как эта же страница при кодировании букв 8-элементными кодовыми комбинациями будет содержать 16 x 103 бит, хотя это не является количеством информации, заключенной в данном тексте.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время наблюдается бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны — изменениями в экономике, а с другой стороны — новыми возможностями информационных технологий.

Отметим наиболее значимые, на наш взгляд, достижения в сфере информационных технологий.

Расширение применения сети Интернет. С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, видео и мультипликацию. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным (она существует уже более 30 лет), в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

Развитие электронного бизнеса. По мере активного подключения потребителей к Интернет деловые люди также ищут выхода в сеть. Банки предлагают услуги в электронной форме, при которых физические лица смогут проводить банковские операции в режиме on-line, не приходя для этого в банк. 24 часа в сутки работают электронные магазины, реселлеры по сети заключают сделки, а производители нашли в лице Интернет простой и удобный способ связи с поставщиками и потребителями.

Наличие большого количества промышленно функционирующих баз данных, содержащих информацию практически по всем видам деятельности общества. Созданы технологии, обеспечивающие интерактивный доступ массового пользователя к этим информационным ресурсам.

Расширение функциональных возможностей информационных систем, обеспечивающих параллельную одновременную обработку баз данных с разнообразной структурой данных, мультиобъектных документов, гиперсред, в том числе реализующих технологии создания и ведения гипертекстовых баз данных.

Сближение рынков бытовой и компьютерной техники. Это произошло благодаря смене формы записи видео и звука с аналоговой на цифровую. В основе работы простейшего проигрывателя CD и сложнейшего компьютера лежит один и тот же принцип — обработка цифрового сигнала.

Локальные беспроводные сети. Расширение границ офиса. Возможность иметь компьютер всегда под рукой жизненно важна для современного человека. На расширение границ офиса оказали большое влияние успехи в развитии беспроводных технологий, особенно беспроводных факсов и модемов.

Социальные и этические аспекты применения информационных технологий. Под воздействием информационных технологий меняются формы экономической деятельности, виды и типы предприятий и организаций, характер взаимоотношений между работодателями и служащими, между персоналом и клиентами. Новые эффективные средства коммуникации позволяют обеспечить гибкую организацию предприятий, делая их более конкурентоспособными. Широкое применение находят такие формы трудовых отношений как работа на дому, по совместительству и подряд. В процессе становления информационного общества необходим постоянный диалог между социальными партнерами, так как речь идет о создании новой рабочей среды, в которой такое понятие как рабочее место неизбежно должно претерпеть существенное изменение. В политической сфере информационные технологии расширяют права граждан путём предоставления моментального доступа к разнообразной информации, увеличивают возможности людей участвовать в процессе принятия политических решений и следить за действиями правительства, предоставляют возможность активно производить информацию, а не только её потреблять. Автоматизированные системы начинают использоваться в избирательных технологиях (АСУ "Госдума", ГАС "Выборы" и др.). В январе 2002 года принята национальная программа «Электронная Россия», ставящая своей главной целью создание возможности для граждан в управлении государством.

Государство в информационном обществе приобретает новые черты. Опыт развитых стран, вступивших в информационную цивилизацию и достигших больших успехов в экономике и качестве жизни, показывает, что правовое демократическое государство должно строиться по принципу пяти колец.

Этот принцип гласит: Государство может иметь процветающую экономику и прогресс в социально-культурном плане лишь при взаимодействии пяти независимых властей: законодательной, исполнительной, судебной, власти информации и власти интеллекта. Причем последние две власти должны пронизывать все остальные. Здесь власть информации означает свободу печати, гласность, обилие общедоступных банков данных. Власть интеллекта реализуется жестким отбором в руководящие звенья всех уровней и всех ветвей власти наиболее подготовленных, компетентных специалистов.

Однако, в связи с широким использованием автоматизированных систем в обществе возникают проблемы, связанные с обеспечением информационной безопасности личности, общества, государства (информационные войны, нарушения тайны частной жизни, новые виды преступности), обеспечением права доступа граждан к информации и реализации этих прав, обеспечением прав авторства и собственности на информацию. Всё это требует наличия адекватной правовой основы для регулирования информационных правоотношений — информационного законодательства (права).

Отмеченные обстоятельства требуют комплексного рассмотрения процессов, происходящих в информационной сфере общества и разработки методов правового государственного регулирования. Эта проблема весьма актуальна для России, поскольку в информационно развитых странах первые правовые акты появились в середине 70-х годов, в то время как в России первый закон принят лишь в 1992 г. (Закон об охране Программ и Баз Данных).

Помимо правовых норм, как известно, существуют иные социальные нормы. Социальные нормы — это общие правила поведения, регулирующие общественные отношения между физическими лицами, социальными группами, хозяйствующими субъектами и государством. Эти нормы обеспечивают наиболее гармоничное целесообразное функционирование информационного общества в соответствии с потребностями его развития. Они активно воздействуют на поведение людей и определяют его направление. Рассмотрим наиболее существенные для регулирования информационных отношений социальные нормы: нормы морали (нравственности), корпоративные и технические нормы.

Компьютерная революция повлекла за собой не только коренные экономические изменения в обществе, но и породила проблемы гуманитарного характера. Перед обитателями киберпространства возникают всё новые соблазны (если использовать это слово в широком смысле), свойственное любому другому человеческому сообществу и нередко с душком антисоциального поведения. Поэтому с каждым годом всё острее стоят вопросы регулирования отношений и растёт понимание того, что саморегуляция на основе нравственных (этических) норм является одним из способов сосуществования в виртуальном мире. В обиход вошли понятия компьютерная этика, этика рекламодателей, нэтикет (этика поведения в сети Интернет) и др.

Выражение "компьютерная этика" в известной мере условно, ибо означает не что иное, как моральные кодексы не только компьютерных профессионалов, но и всех пользователей компьютерных систем. И в этом видится отличие компьютерной этики от профессиональной этики других специалистов. Употребление понятия "компьютерная этика" оправдано в том смысле, что оно делает ударение на важности особо тщательно продуманной разработке нравственных норм для всех субъектов информационного общества. Джеймс Мур, один из пионеров в постановке рассматриваемой проблемы, определяет компьютерную этику как "анализ природы социального воздействия компьютерных технологий на общество, формулирование на этой основе моральных норм и проведение активной политики их внедрения в сознание разработчиков и пользователей компьютерных технологий". Несмотря на то, что соблюдение моральных норм поддерживается только силой общественного воздействия, их наличие необходимо и потому, что исторически на основе норм морали вырабатываются новые и совершенствуются существующие юридические нормы, обеспечиваемые силой государственного воздействия.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...