Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что есть движение как развитие и чем оно отличается от экспансии?




Движение объекта в сторону расширения объема одного из аспектов не является реальным его движением как целого, это только "захват" по одному из уровней, то есть экспансия.

Рассмотрим разницу в понятиях "развитие" и "экспансия" применительно к такому целому, как человек. Это целое, согласно методу качественных структур, представим в следующем виде:

Смещение акцента развития человека по вектору конструкции ведет к укреплению его организма и к достижению цели абсолютного здоровья, но это всегда лишь экспансия в этом направлении, а не движение всего целого.

Смещение развития человека по вектору функционирования ведет к расширению сферы его социальной деятельности и направлено на достижение абсолютного знания в соответствующей сфере, то есть это экспансия в этом направлении, но опять-таки не движение всего целого.

Смещение развития по вектору аспекта связи ведет к расширению энергоинформационного входа и подразумевает в пределе абсолютную энергию, являясь экспансией в этом направлении.

Суть саморазвития как роста "территории влияния" есть направленное движение по одному из векторов, при этом целокупного развития нет.

По признаку направления саморазвития можно классифицировать все известные системы самосовершенствования: экспансия по аспекту связи, ориентация на "абсолютную энергию" (человек - "царь Космоса"), по аспекту организации - "царь Природы", по аспекту функционирования - "царь Мира".

Нетрудно заметить, что все эти варианты самосовершенствования имеют общее свойство - они не приводят к развитию целого, а являются лишь расширением в одном из направлений. Целое же развивается лишь тогда, когда есть целокупное движение, то есть когда движется точка координатора. И если говорить о человеке, то его реальным развитием будет развитие самосознания, а целокупным движением - движение самосознания в пространстве Мира. Только тогда можно говорить о развитии целого как такового, то есть тотальном развитии.

Напрашивается естественный вопрос: что же есть гармония? Какое развитие не вносит искажения в целое, не нарушает гармонии? Гармония есть сбалансированность развития всех трех инструментов. Чтобы достичь гармонии, нужно отказаться от экспансии, и тогда гармония будет возможна при любом объеме всех трех аспектов целого, лишь бы они были включены в целокупное бытие. (Здесь можно говорить только о такой качественной характеристике инструментов как "объем", о мощности объемов как уровнях экспансии инструментов).

Каким образом можно достичь состояния сбалансированности, целокупности?

Попробуем найти ответ на этот вопрос, рассуждая о том, что же такое жизнь человека с позиции экспансии?

Человек, согласно территориальному императиву (все живое стремится занять свою территорию), поглощает окружающую реальность, завоевывая себе свое место в пространстве (жилище), свое место в обществе (социальный статус), свое место в Мире (мой Мир).

Поглощаемое человек переваривает, и все переваренное образует его личную историю, тот след, который мы оставляем в жизни.

Из-за того, что полностью проживать настоящий момент жизни мы не успеваем, мы часто бываем похожи на пассажира в быстро мчащемся автомобиле, который не в силах рассмотреть то, что мимо него проносится, и все время разворачивает голову назад. Автомобиль - это наша жизнь, и мы в ней - пассажиры. В какой-то момент страх смерти заставляет нас повернуться спиной к тому, что впереди, и мы видим только свою личную историю.

Экспансия, которую мы все время наращиваем, приводит к разрушению, а затем к коллапсированию в первоначальную точку. И наша жизнь выглядит так: рождение, экспансия (поглощение), разрушение, коллапсирование, смерть. Из нулевой точки в нулевую точку. Жизнь была, осталась личная история, но было ли развитие?

Тут есть некоторый шанс. Дело в том, что моменты стабильного самосознания могут постепенно кристаллизовать в точке координатора нечто от истинного "Я". Этот кристалл может быть причиной такого явления, когда из пассажира мы превратимся в водителя, из поглотителя - в производителя и станем авторами собственной жизни. Для этого нужно перестать тратить силы на экспансию, "выровняться", сгармонизировать все три инструмента, и когда в точке координатора будет выращен кристалл истинного "Я", магнитный центр субъекта, может произойти поворот стрелок. Человек начнет жить от избытка, станет пассионарной личностью, то есть производящей из себя.

Без экспансии мы сможем почувствовать себя в Мире как дома, обретем покой и тишину. Точка координатора будет точкой входа, и мы сможем порождать, творить свою жизнь. Человек станет событием, ощутит себя в Мире по-другому, а личная история потеряет свое значение. "И надо оставлять пробелы в судьбе..." (Б.Пастернак).

Жизнь станет событием и появится ощущение того, что у тебя всегда есть все, действительно необходимое, исчезнет страх оказаться без чего-то такого, что может понадобиться. Тогда и запасать-то ничего не нужно, ибо есть постоянный источник – целокупное бытие.

Что же движет человеком, если у него есть все? Избыток. Избыток энергии, сил, времени, информации и т.д. И еще раз мы углубляемся в смысл древнего высказывания: все истинное от избытка.

Понятен становится смысл и другого высказывания: истинная вера человека там, куда он идет, когда ему хорошо. Древние знали об этом, и обучение во многих духовных школах состояло из двух частей: сначала человека вооружали средствами для того, чтобы ему "стало хорошо", и если после этого человек не уходил, его начинали учить действительно новому.

Ибо когда человеку плохо, он верит только в то, что ему помогает. И трудно предсказать, во что он будет верить, когда ему станет хорошо.

 


Немного "мистики"

С позиций качественных структур реальное развитие человека как целого можно представить следующим образом (допустив, что три основные сущности мироздания - это материя, энергия, информация):

В момент совмещения точки координатора человека с точкой координатора мироздания человек испытывает особое переживание, которое в древних школах называли просветлением; мы назовем это состояние нуль-переходом. С этого момента наступает качественно иное восприятие Мира и своего места в нем, и все дальнейшее, что происходит с человеком, можно определить как движение целого в целом в точке координатора.

 

***

 

Итак, отметим теперь самое основное:

1) Метод качественных структур есть способ думания о целом.

2) При таком способе восприятия целого нет иерархической соподчиненности, и все аспекты равнозначны.

3) Вектор аспекта связи обладает свойством отклоняться в сторону большего объема.

4) Точка координатора занимает нулевую позицию.

5) Если целое теряет точку координатора, оно разрушается.

 

Пример из "задачника"

Взгляд изнутри 14

 

Проиллюстрируем, что дает применение метода качественных структур на примере такого целого, как "семья". Аспектом организации семьи является общее хозяйство, аспектом функционирования - воспроизводство потомства, аспектом связи - труд. Точкой координатора может быть любовь, взаимное уважение или нечто другое, чувство, приводящее людей к образованию и дальнейшему существованию семьи. Содержательная сторона точки координатора и определяет тип семьи.

Предположим, наступает момент, когда родители обнаруживают, что достигли своего предела экспансии на аспекте организации (есть жилье, машина, дача и т.п.) и смещают акцент внимания на детей ("теперь мы живем для детей, пусть им будет лучше, чем было нам"). Аспект связи (труд) смещается в сторону аспекта функционирования и обслуживает, в основном, потребности детей. Точка координатора смещается в сторону аспекта функционирования, и целое (семья) разрушается. Тогда мы слышим жалобы на невнимательных детей, эгоистов, забывших своих родителей.

 

СОЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ

 

Установим границы целого, о котором пойдет речь. Мы не будем затрагивать всех проблем сознания, тем более, что вопросы, связанные с ним, одни из самых сложных - как в философском, так и в психологическом смысле. Мы используем специфический, чисто инструментальный подход.

Напоминаю, что наличие стабильного самосознания и целостного сознания являются ключевым вопросом в овладении психотехникой.

Что мы берем в качестве составляющих этого инструмента?

С наибольшей легкостью выделяем в сознании процесс решения умственных задач, то есть мышление. Это и будет аспектом функционирования инструментального сознания.

Мы все думаем, но редко кто пытается понять, как это происходит.

Немногие люди могут относиться к думанью, как к работе.

Любой процесс в человеке начинается с активизации какой-либо потребности. Та же, в поиске способа своей реализации, стимулирует поиск соответствующего объекта. Появляется ценность.

Потребность плюс ценность создают мотив: "Я хочу" - первую побудительную причину на уровне сознания.

С этой точки зрения, основная функция мышления - обслуживание наших потребностей.

Итак, мотив сформировался. В более или менее свернутом виде, сознательно или бессознательно, определяется проблема - где, в чем, какое противоречие нужно преодолеть для реализации мотива?

На этом же этапе формируется установка на результат. Конкретно она всегда выражается в том, что сознательно или бессознательно человек моделирует себе определенный сигнал, который должен будет ему сообщить о реализации мотива (модель потребного будущего). Это очень сложный момент. Часто сигнал уводит в сторону от решения задачи. Например, человек получает его раньше, чем процесс по-настоящему реализован. Или же обратный случай - все давно сделано, но сигнала запланированного еще не было. И тогда достижение его становится самоцелью, слепо идя к которой, можно разрушить все сделанное.

После формирования установки следует анализ условий и требований.

Сюда входит анализ объективной реальности - цепь условий, необходимых для решения задачи, то есть уровень притязаний. И субъективная установка на себя (требования)- уровень ожиданий.

Далее человек вырабатывает более или менее четкий план деятельности, после чего в идеале рождается решение. В качестве обратной связи, естественно, выступает практика.

Поскольку информацию мышление получает из памяти, то, очевидно, что аспект организации инструментального сознания - память. Аспект связи - код или язык.

И если говорить о типе личности, а базовым инструментом личности является сознание, то это и будет код ИМ - информационный метаболизм личности. То есть своеобразная расшифровка того, каким способом она воспринимает, перерабатывает и выдает информацию.

Расширение кода личности ведет к расширению пространства сознания.

Точкой координатора, нулевой точкой сознания является потребность.

Именно потребность включает весь механизм и делает его целым, будучи сама по себе безотносительной к сознанию.

Вот общий обзор границ того, что мы называем сознанием как инструментом.

Конкретные задачи, стоящие перед нами для получения необходимого качества инструмента, состоят в следующем:

1. Совершенствование метода мышления в соответствии с поставленной задачей.

2. Память как пространство сознания (целостность пространства сознания).

3. Расширение объема сознания (то есть мы осознаем свой код личности и выходим за его границы).

4. Осознание и формирование структуры потребностей.

5. Навык извлечения информации из психоэнергетики.

По первой проблеме. О ней шла речь, когда говорили о методе причинно-позитивного мышления. Мы предложили основной принцип анализа объектов по методу качественных структур. И теперь, исходя из вышеизложенного, имеем возможность разворачивать процесс решения умственных задач в сознательный акт.

По второй проблеме. Мы обладаем "множественным сознанием", отсюда - множественным "Я" и разными системами критериев на все случаи жизни. Три постулата, известные вам, могут служить отправной точкой для создания целостного пространства сознания.

По третьей проблеме. Сюда входит проблема ложной личности. Всякая личность имеет большое количество установок, норм и т. п., многие из которых превратились в сверхценности и само собой разумеющиеся нормы.

Для расширения кода восприятия нужно преодолеть эти образования.

Тут возникает особая сложность, так как изменение способа общения с Миром изменяет наше поведение, что требует изменения привычных приспособлений.

Начиная развивать чувствительность психоэнергетики, мы пробуждаем в себе тот механизм, которым обладали в детстве. Целостная реакция - это и есть реакция через доминирование психоэнергетического инструмента. Но вся сложность состоит в том, что мы хотим пробудить в себе этот инструмент не просто на уровне взрослого человека, а на уровне человека, обладающего развитым сознанием и стабильным самосознанием, для того чтобы пользоваться этим практически и управляемо.

Понятно, что речь идет не об отказе от сознания, а об овладении информацией, идущей от психоэнергетики.

Необходимо уметь сознательно выключать механизм оценки, работающий в нас безостановочно. Иначе не сможем впустить в себя информацию, которая, с точки зрения сложившейся в сознании ситуации, якобы не имеет ценности.

Надо преодолеть барьеры, ограничивающие восприятие объективной реальности, и довести контакт с ней до максимума. Раздвигать границы нужно постепенно. Эта работа может быть успешно проделана только при наличии помощи извне.

По четвертой проблеме. Дело в том, что человек себя самого как набор потребностей не осознает. Редко кто может ответить на вопрос, какая же потребность в нем в данный момент активизирована. Даже на уровне ценностной структуры мы обычно очень приблизительно знаем систему своих ценностей и их иерархию.

Есть две методики для выполнения этой работы.

Все потребности, по П.В. Симонову, делятся на три больших класса: биологические, социальные и духовные (идеальные). Принцип классификации построен на том, какими объектами потребности удовлетворяются: биологические - материальными; социальные - социальными (общностями различного класса); идеальные - идеальными (информация).

Есть гипотеза: если биологические потребности почти все существуют в момент рождения (за исключением потребности продолжения рода), то будущие социальные потребности рождаются из потребности в эмоциональном контакте, прежде всего, с матерью.

Мы знаем, что ребенок, оторванный от матери в возрасте до года, заранее обречен на психологическую неполноценность. Дефицит эмоционального контакта приводит к эмоциональной холодности, отсутствию сочувствия, сопереживания и т.п.

Таким образом, потребность в эмоциональном контакте - базовая для всех социальных потребностей. Исходной для группы идеальных потребностей является потребность в новой информации. Она тоже есть у новорожденного.

Он не просто нуждается в каких-либо раздражителях, а именно в новых. И если в раннем детстве человек не получил достаточного разнообразия всевозможных впечатлений на всех уровнях восприятия, то у него затруднен процесс умственного развития.

Территориальный императив. Все живое стремится занимать территорию.

На уровне биологических потребностей это территория как таковая.

На уровне социальных потребностей выражением территории является социальный статус, то есть определенный уровень признания в определенной группе людей.

На уровне идеальных потребностей - это место в Мире (свой мир), то есть мироотношение.

А чем же регулируется удовлетворение потребностей на уровне бессознательного? Страхами, ограничивающими "территорию" потребности.

На уровне биологических потребностей таким страхом будет страх конечного. Страх смерти, страх, что кончаются запасы пищи и т.д. (хотя, что касается страха остаться голодным, есть и противоположный пример - страх принимать пищу (анорексия). При кажущемся на первый взгляд противоречии это тоже страх конечного).

На уровне социальных потребностей - страх самого себя.

Этот страх - регулятор удовлетворения социальных потребностей, страх нарушения конвенции и конвенционного образа себя.

На уровне идеальных потребностей - страх бесконечного. Его мы все испытывали, думая, к примеру, о бесконечности Вселенной, о том, что вся Солнечная система ничтожная пылинка на окраине Галактики. В примитивном примере этот страх выражается в уходе человека от разговоров на "высокие темы", в осознании боязни сойти с ума.

Если хотите сознательно трансформировать свои потребности, то непременно столкнетесь со всеми видами страхов (при желании раздвигать их границы). Действовать тут, то есть раздвигать границы, надо очень осторожно, резкие рывки крайне опасны. Не зря во всех учениях это делается постепенно, в правильной последовательности и в определенное время. Резкий рывок приводит к обратному ходу маятника.

Необходимо разобраться в своих потребностях и систематизировать их, увидеть, какие из них какое место у вас занимают.

Следует помнить, что, чем шире и разнообразнее деятельность по удовлетворению той или иной потребности, тем шире и разнообразнее сама потребность. (Леонтьев, "Личность, сознание, деятельность").

Как известно, наши потребности и способы их удовлетворения формировались под влиянием окружающих еще тогда, когда мы с вами в этом мало что понимали. Самовоспоминание, "пересмотр" жизни дает возможность выяснить, когда и почему сформировалась та или иная потребность, а через это - возможность трансформировать ее реально, в соответствии с тем, что вы собственно хотите.

Здесь ключевой момент для овладения сознанием как инструментом. Без этой работы ни о каком самосовершенствовании говорить не приходится.

Вторая методика для анализа структуры своих потребностей и трансформации их - определение ценностей структуры личности - более проста, так как осознать систему своих ценностей легче, чем систему потребностей.

У человека все способы удовлетворения потребностей социализированы.

Социальные потребности в процессе его развития доминируют, он усваивает социальный опыт человечества. Уже ребенок может начинать голодать для того, чтобы добиться эмоционального контакта. А взрослый, даже очень голодный, часто не в состоянии съесть пищу, которая не принята в среде, где он воспитывался.

Также социализированы и способы удовлетворения идеальных потребностей. Мы и думаем в соответствии со стереотипами, усвоенными в процессе общения и обучения.

Создание реальной и идеальной ценностных структур дает четкий внутренний ориентир во всех выборах, которые отныне вы сможете делать сознательно, если не пожалеете на это времени и труда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...