Полная развертка типа информационного метаболизма
(Штурвал Калинаускаса)
По методу качественных структур тип информационного метаболизма представим в следующем виде: содержание I функции определено нашими плюс-ценностями, содержание II функции определено нашими плюс-требованиями (тем, что нам надо), содержание III функции определяется нашими проблемами (тем, в чем человек ищет решения: как жить?), IV - функция - место входа информации, содержание которой определяется тем, что нам приятно (воплощение наших "хочу"), наши плюс-мотивы. Но нельзя говорить о достаточно полном изучении механизмов информационного метаболизма, если не учитывать дихотомический критерий, который является основой оценочного механизма. Всякому своему набору плюс-ценностей мы противопоставляем набор минус-ценностей, набору плюс-требований - набор минус-требований, набору плюс-мотивов - набор минус-мотивов, набору наших проблем - набор решений. То есть наша целостность включает в себя пары: хорошо - плохо, надо - не надо, хочу - не хочу, проблемы - решения. Продолжив оси в отрицательную сторону и добавив ось проблем - решений, получим полную развертку типа ИМ по методу качественных структур. Проблемы и решения - это формообразующие элементы нашего мышления. Проблемы суть наша внутренняя работа (субъективная реальность), решения - план объективной реальности. Ось "проблемы - решения" условно направлена перпендикулярно плоскости чертежа, ее реальное положение определить невозможно, так как она колеблется в зависимости от реализуемой нами жизненной программы и отклоняется в сторону какой-либо из осей. Анализируя свое окружение по преобладанию определенных типов ИМ, можно сказать, какая именно жизненная программа реализуется на данном этапе вашей жизнедеятельности. Полная развертка типа ИМ выглядит так (на примере):
Символами наших плюс-ценностей мы "являемся для себя сами. Даже самый заядлый скептик имеет плюс-ценностей больше, чем минус-ценностей, другое соотношение между ними означало бы, что человек постоянно думает о себе плохо, а это уже патология. Если нас окружают люди с тождественным типом ИМ, это означает, что мы заняты укреплением своих позиций, самоутверждением. Символами наших желаний и плюс-мотивов являются наши дополняющие. Именно поэтому двум дуалам настолько хорошо вместе, что ничего другого и не нужно. Если вас окружают дуалы - вы отдыхаете. Символами наших плюс-требований, идеальными сотрудниками в работе являются наши "зеркальные". Если в вашем окружении преобладают люди с зеркальным для вас типом ИМ, то ваша жизненная программа находится в фазе активной выдачи продукции (реализации). Символами наших проблем являются наши активаторы. Если в вашем окружении преобладают именно они, то для вас настало время осмысления. Символами ваших минус-ценностей являются ваши противоположные типы. Таким людям жить вместе просто невозможно, быт превращается в кошмар. Целесообразно разойтись в пространстве. Что интересно: для противоположных типов характерна очень глубокая тяга друг к другу и понимание в самой глубокой сути. Если вокруг вас концентрируются люди с противоположным типом ИМ, важна жизненная позиция - "уйти от быта". Тип, противоположный вашему дуалу, воплощает ваши "не хочу", ваши страхи и то, что вы избегаете, что не хотите в этом мире видеть и признавать. Если вокруг вас собрались такие типы, вы заняты проблемой выживания, вы обороняетесь. Тип, противоположный зеркальному, воплощает ваши минус-требования, ваши "не надо". С таким человеком хочется бороться и, если рядом такие люди, - вы заняты борьбой, опровержением, вы учитесь побеждать. Тип, противоположный вашему активатору,- ваш гаситель, он переводит вас на рельсы реальности, говоря о том, что пришла пора принимать решения, пришел момент выбора, момент превращения множественного будущего в единичное прошлое. Общение с конфликтным типом требует от вас осознанных, практических решений.
Надеюсь, вы не станете отрицать, что соционика - очень удачный способ видеть то, что реально существует. Неоднозначность отношений имеет позитивное значение для вас лично, вам выгодно находится со всеми в диалоге - это увеличивает вашу самореализацию. Человек состоит из людей, и пытаться решать проблему саморазвития без понимания этого момента - бесполезное занятие. Если вы поймете, что каждый человек пришел к вам, чтобы рассказать о вас, вы сможете многое узнать о себе, и такая позиция принесет вам огромную пользу.
ПРОБЛЕМА РАСТОЖДЕСТВЛЕНИЯ (Личность и сознание) Каким же образом добиться растождествления с инструментальной частью сознания? Дело в том, что с точки зрения западной культуры сознание – самая важная часть человека. Если проводить аналогию с восточным делением "тело, душа, дух", то сознание и есть воплощение этого самого духа. Тем более, что идеальные потребности, удовлетворяющиеся идеальными объектами, содержатся в сознании, и общий прогресс развития человечества заключается в том, чтобы все большее количество людей имело возможности удовлетворить свои духовные потребности. Но пока не удовлетворены биологические, сложно обеспечить развитие социальных потребностей, а пока не удовлетворены социальные, сложно обеспечить массовое развитие духовных потребностей. Для удовлетворения идеальных потребностей нужен досуг, то есть время, свободное от занятий по удовлетворению других потребностей. Зная путь духовного развития человечества, мы можем сказать, что оно все-таки находило возможность реализации этих потребностей. Чем больше мы знакомимся с древнейшими искусством и наукой, тем больше понимаем, что умственные способности и духовные запросы наших далеких предков были достаточно высоки и разнообразны. Доминирование духовных потребностей может возникнуть и в ситуации совсем не благоприятной. Однако всегда находились люди, для которых эти потребности были главными. Именно они и разрабатывали те системы, на которые сейчас, в конце XX века, мы вновь обратили внимание в поиске ответа на проблемы нашего сегодняшнего дня.
Одна из наиболее существенных примет нашего времени - впервые человечество перешло из мира вещей в мир процессов. Раньше человек рождался и умирал практически в одном и том же мире. Он жил в мире вещей. В наше время человек рождается в одном, а уходит из жизни практически в ином Мире. Процессы, сменявшие друг друга раньше в течение тысяч, сотен лет, меняются сегодня через десяток-другой лет. То, что было четверть века назад событием, – сегодня бытовой факт. Быть современным человеком в нашем понимании - это все время изменяться вместе с Миром, в котором ты живешь, синхронно с протекающими в нем процессами. Давайте теперь посмотрим, какими же резервами мы обладаем для того, чтобы, прожив сорок тысяч лет сознательной жизни в мире вещей, приспособиться к жизни в мире процессов. От рождения и до 14 лет (в среднем) человек адаптируется за счет внешних воздействий, основную энергию он получает из внешнего Мира, из окружающей среды. С 14 до 25 – 27 лет (в среднем) человек живет на энергии индивидуальности (включая потребность в продолжении рода). На энергии индивидуальности человек делает все то, что называется самоутверждением. К 26 годам индивидуальность, как двигатель, выключается. После этого энергию для адаптации, преодоления всяческих препятствий начинает, давать личность. Появляется прочная структура общественных отношений, определяется позиция в социуме, реализуется то, что получено на предыдущем этапе. Этой энергией человек живет до 37 – 40 лет. Итак, до 14 лет – детство (у меня обязанностей нет – общество обязано вырастить меня); после первого кризиса, с 14 до 25, – человек должен, прежде всего, выполнить как биологическое существо одну из своих главнейших функций – продолжить род; с 25 до 37 лет – должен вернуть обществу все, что оно ему дало как личности. Кризис тридцатисемилетних – один из тяжелейших, потому что дальше общепризнанных адаптационных механизмов нет.
С этого возраста есть только один двигатель и одна сила – сущность. И если в этот кризисный момент человек не имеет возможности активизировать силу своей сущности как ведущей части себя, он начинает движение назад, становится консервативным. Остается только одна функция – сохранение опыта. Раньше так и было - старики жили для сохранения социального опыта, они обучали молодых. Теперь же, в мире процессов, к моменту кризиса собранный нами опыт большей частью уже устаревает. Он только тогда ценен, когда содержит внутри себя открытую структуру, когда может измениться. Это дает только система, построенная на сущности. Здесь – ключевой момент. Вышесказанное имеет непосредственное отношение к сознанию. Накопленная информация – определенная программа. Тот, кто ее воспримет, будет регулировать свою судьбу с этой точки зрения. Дело в том, что механизм индивидуальности и личности рано или поздно автоматически выключается. А механизм сущности сам по себе не включается. Необходимы растождествление с инструментами, напряженная работа. Ё этот момент очень сложно обрести свою жизнь. Иногда, благодаря накопленному на предыдущих этапах, можно еще потянуть, прячась за иллюзию. Но эти запасы неминуемо истощаются. В итоге возникает то, что мы с вами называем "живой труп". Теперь посмотрим, чем мы можем сами себе помочь? Необходимо, естественно, исходить из того, что проблема взаимоотношения с миром процессов находится в области нашего сознания. Если на первом этапе (1 – 14) сознание впитывает, на втором (14 – 25) – добывает информацию, на третьем (25 – 37) – реализует ее, то есть действует, то дальше оно становится бездейственным. Наполнение. Добыча. Реализация. Три этапа, три основные направленности сознания, три кризиса смысла жизни. Теперь понятно, что если на втором этапе я добыл большое количество информации и если эта информация на этапе реализации еще не устарела, то третий этап я могу растянуть на довольно долгий срок. Примеров этому много, особенно, среди ученых. Но вот реализация осуществлена. А что дальше? Дальше остается то, что соединяет нас с нашими предками на протяжении всех тысячелетии существования человечества. Мы читаем древнейшие источники индийской культуры и понимаем их. Мы можем сопереживать, наслаждаться. Мы постигаем проблемы тех людей, важные и для нас, видим, что решать их они умели так же, как и мы. А древнее искусство? Какой вершины мысли, обобщений, проникновения в природу живого и неживого достигли наши предки!
Кпоследнему этапу остается целый человек и целый Мир. Целый!.. Сущность по своей природе интегрирует самые общие воздействия окружающего Мира на человека. Такие же воздействия происходят и в обратную сторону, то есть на Мир. Итак, на четвертом этапе неизбежно приходим к тому, что у нас остается одно - целостное восприятие Мира и Диалог с ним. Если этот этап начнется. Если человек осознает свою целостность и обратится к духовной деятельности. Этот этап мы называем бытием. И тогда это имеет ценность для всех. В любом, самом быстром изменении есть вечные проблемы. Проблемы бытия как такового, проблемы целостного человека в целостном Мире. Их человек и осмысливает на всех уровнях - от житейского здравого смысла до высот философии - потому что, пройдя все предыдущие этапы, он прошел кратко всю историю человечества, а следовательно, всю историю человека. И если человек от своего личного опыта сможет перейти к обобщению, он тогда будет интересен до самого конца. У древних эти этапы были выражены четко. К 45 годам мужчина, завершив земные дела, оставлял все и уходил в лес, в горы - к духовным делам. В наше время внешне все не так, но тем не менее те же этапы прослеживаются четко. То есть они имеют объективное содержание. Обнаруженные эмпирическим путем очень давно, они остаются и сегодня, отражая объективную природу человека, природу его психики. И определяются именно развитием содержания сознания. Если к 37 годам человек не имеет развитого самосознания, то выйти из этого, третьего, кризиса смысла жизни ему бывает очень трудно. Количество роковых происшествий с тридцатисемилетними необозримо: Моцарт, Чюрленис, Пушкин... Что же происходит с самим сознанием? Код, который должен бы меняться в соответствии с окружающим миром, консервируется, становится все менее соответствующим, пропускная способность его уменьшается. Он перестает пропускать через себя информацию, необходимую для удовлетворения наших, растущих по качеству, потребностей. Количество нереализованных потребностей увеличивается. В силу общей установки, что человек - это личность, что он должен прежде всего функционировать в этом качестве, мышление забирает на себя все большее количество энергии по отношению к пространству сознания. Аспект функционирования все больше доминирует над аспектом организации, и в итоге происходит разрушение пространства сознания. Исчерпав себя на аспекте функционирования, мы обращаемся к аспекту организации. Но и там, вместо целого, имеем лишь один, может быть, относительно и большой, но узко специализированный кусок и еще кусочки - клочки одного, другого, третьего... И построить новую, более широкую модель потребного будущего у нас уже нет возможности. В запасниках, кроме личного опыта, ничего, а личный опыт, как бы он ни был хорош, не переведенный в обобщение, никому не нужен. Эту ненужность трудно осознать, и часто, чтобы хоть как-то его применить, мы начинаем навязывать своим детям в качестве плюс- или минус-идеала: "живи, как я жил", или "не живи, как я жил", преподнося им не причины наших бед и побед, а сами беды и победы, которые уже (в мире процессов) безнадежно устарели. За счет чего же личный опыт можно перевести в план бытия? За счет целостности. Когда мы обнаруживаем в частном проявление общего. Но какая же целостность, если пространство с сознанием разрушено? Поэтому план действия, составляющего четвертый этап, такой: сознательная организация структуры потребностей; работа над целостностью пространства сознания; работа над управлением мыслительным процессом; работа по растождествлению с сознанием как инструментом. Казалось бы, в этом человек и должен проявить себя, но как раз именно здесь он чаще всего оказывается несостоятельным. Вот каким образом жизнь этого инструмента связана с этапами нашей жизни. Решение проблемы раз и навсегда состоит в том, чтобы растождествиться. Потому что все остальные меры - только оттяжка, более или менее временная. Иначе, не растождествившись, находясь во власти умозрения, во власти привычки играть мыслями, как игрушками, во власти безостановочной игры словами, понятиями, умственными упражнениями, игры, которую мы не можем остановить из-за того, что видим в ней выражение времени своей жизни, ощущение субъективного процесса жизни,- мы так и не шагнем на четвертый этап. Нет у отдельно взятого мышления никакой другой функции, кроме обслуживания наших потребностей. Известны два варианта растождествления с сознанием. Первый: постепенное изучение его, проникновение в специфику; понимание структуры, способа развития; применение специальной методики для расширения кода, для увеличения целостности пространства. Все это очень хорошо, но преследует в основном цель совершенствования инструмента, и растождествление на этом пути, хотя и может произойти, требует очень долгого времени. Второй вариант - путь, непосредственно ведущий к растождествлению (описан во многих эмпирических учениях). Состоит он в том, что мы специальным усилием становимся в позицию наблюдателя по отношению к деятельности своего сознания. Первый способ, естественно, тоже ставит нас в позицию наблюдателя - ведь для того, чтобы что-то изучить, надо на это посмотреть со стороны. Но тут есть качественное отличие: если первый вариант ведет от частного к общему, то второй - от общего к частному. Второй вариант построен на принципе медитационного растождествления. "Ежедневно я посвящаю определенное время тому, что наблюдаю деятельность своего сознания и делаю это до тех пор, пока она не прекратится сама собой". При спокойном наблюдении за потоком сознания, без дополнительных импульсов, этот поток постепенно останавливается, исчерпывает себя. В состоянии сосредоточения, отключения от воздействий внешней среды мы сможем наблюдать процесс в его естественном проявлении. И остановить поток сознания до достижения покоя, тишины. (Вспомните наше базовое упражнение на созерцание.) Для достижения желаемых результатов необходимо также рассмотреть проблемы взаимоотношений сознания и личности. Мы знаем, что сознание есть базовый инструмент личности. (Базовый - не значит единственный, психоэнергетика и тело тоже участвуют в создании объема общественных отношений, но под командой сознания.) Личность - это только часть нас. И пока вы не сумеете реально отказаться от отождествления своего "Я" с личностью, никакого растождествления быть не может. Отсюда ошибочная позиция тех людей, которые обращаются к специальной литературе и, ознакомившись в ней с техникой медитации, пытаются сами добиться реальных результатов. Личность, будучи заместителем всего человека, не даст ничего с собой сделать, не отдаст добровольно свою власть над ним. Для человека, живущего интенсивной социальной жизнью, потребности тела, как они считают, - помехи. И он делает шаг к перечеркиванию, "обрезанию" собственной индивидуальности. "Зверь" ему кажется странным, он его боится. Сущность мешает еще больше. Потому что когда я выхожу на уровень целостного восприятия Мира, когда передо мной раскрываются глобальные проблемы человеческого бытия, мне кажется мелким все то, что я должен делать каждый день. А не делать не могу... Значит, сущностный уровень - это тоже "плохо", его надо перечеркнуть, что, как известно, и делается. И тогда остается только личность - вот идеальная модель, тайная идея! Если бы, мол, была только она, как все было бы замечательно! Так получается отчуждение человека от самого себя. Он начинает воспринимать себя только как рабочую силу. Тy часть себя, которую человек отдает обществу как рабочую силу, и называет самим собой. Отрицая свою природу, свою духовную сущность. Этот процесс, о котором еще в прошлом веке писали Маркс и Энгельс, превратился из общефилософской в реальную проблему наших дней. Причем "виновник" его уже не эксплуататорское государство, а мы сами. Потому что это престижно, потому что человек оцениваем прежде всего по этому критерию. Сейчас мы спохватываемся - рождаемость уменьшается, семьи, целостность человеческого существа разрушаются, торжествуют жестокость, насилие, растет количество психических заболеваний. Откуда все это?! Ах, охрана окружающей среды! Среду защищаем, сами же живем так, как и раньше. Но ведь это две параллельные проблемы: окружающая среда не выдерживает нашего насилия, и природа человека тоже не выдерживает (экология человека). И самое главное, что насилие чаще всего - в нас самих. У нас же есть время, мы можем его найти, чтобы реализовать жизнь индивидуальности и сущности. Но мы - "горим" - спешим, ни о чем другом думать не можем, не даем себе права. А ведь и личность от этого не становится богаче, она сама, поставленная нами в столь обособленное положение, начинает разрушаться. Необходимость целостности, даже после столь короткого объяснения, думаем, очевидна всем. Но реализовать это очень трудно. Люди так судорожно цепляются за свою личность, как будто ее у них отнимают. Да нет же! Просто надо все четко осознать: да, личность - аспект функционирования, не менее, но и не более того. Жизнь личности - часть бытия, но не все бытие. Итак, первый момент - это понимание того, что личность есть только часть целого существа. Поскольку базовым инструментом личности является сознание, то все основное в поведении личности определяется двумя факторами: 1. Содержание и структура сознания. 2. Практика (социальная). И тут возникает ключевой момент взаимоотношений науки и ненауки. Прежде всего, напомню, что в древних эмпирических учениях вопрос социальной практики часто уничтожался религиозным содержанием. Естественно, это для нас неприемлемо. Мы не можем и не хотим отменять социальное бытие, но мы можем воздействовать на себя, изменить структуру и содержание сознания и таким образом повлиять на практическую деятельность личности. Это непростая задача. Для человека, состоявшегося как личность, вопрос решается проще - он свою социальную миссию так или иначе выполнил. А людей молодых решение этой задачи часто приводит к отрицанию социальной практики, асоциальному поведению, таким образом - к дискредитации идеи, поскольку отказ от функционирования также нарушает целое. Наша же задача, чтобы гармонично реализовался целостный человек. Если я принял то, что личность только часть меня целого, то я, естественно, прихожу к выводу, что и сознание - не единственный инструмент, которым я воздействую на объективную реальность и познаю ее. За сознанием, как и за любой частью меня, есть интегральное целое - Я. Оно воспринимается через самосознание.
ПОТРЕБНОСТИ (Основные проблемы их удовлетворения)
1. Биологические потребности. К этому классу относятся потребности, удовлетворяемые материальными объектами. Наибольший конфликт здесь лежит в удовлетворении потребностей в безопасности и территории - на сегодняшний день это наиболее трудно осуществимо по различным социальным причинам, и еще потому, что, относясь к телу как к "зверю", то есть относясь к телу со страхом, люди игнорируют его потребности, тем самым разрушая собственный фундамент. Есть такая современная притча. "Учитель,- обратились люди к духовному человеку,- мы хотим идти твоим путем. Мы хотим жить духовно". "Есть ли у вас квартира? Есть ли у вас работа? Есть ли у вас деньги на жизнь?" "Нет". "Устройтесь сначала, а потом приходите",- был ответ. Устроиться, реально обрести безопасную, принадлежащую только вам территорию, сделать это в соответствии с качеством вашей личной биологической потребности, не снимая и не идеализируя этот момент,- вот что предлагает система человеку. Однажды решив, что же именно необходимо вам, дабы удовлетворить потребности в территории и безопасности, вы увидите, что надо в общем-то немного, и, оттолкнувшись уже от этого, найдете обязательно вариант реального решения проблемы. Часто люди, у которых ущемлена эта потребность, бросаются в толпу, в общение, ибо в толпе человек как единичный объект растворяется и от этого чувствует себя в большей безопасности, но, к сожалению, даже добившись этой иллюзорной безопасности, не может действовать, потому что его нет, а любое заявление, что "я есть", разрушит этот красивый самообман. Или другой вариант: мы ищем пару, находим, и это тоже дает нам кратковременный покой. Кратковременный, потому что при первом же явном эмоциональном спаде в этих отношениях наши нерешенные проблемы обрушиваются на нас с удвоенной силой и часто полностью перечеркивают все то, что нами в паре уже создано, и даже саму пару. То есть вы понимаете, что только конкретное реальное решение всех проблем, связанных с базовыми биологическими потребностями в безопасности и территории, позволит вам идти дальше. 2. Социальные потребности удовлетворяются социальными объектами. Базовой является потребность в эмоциональном контакте - она как бы переходная между биологическими и социальными. Из нее развиваются остальные социальные потребности, такие, как потребность в "Мы", потребность в социальной территории, в социальном статусе и другие. Для ее удовлетворения общение должно проходить на неформальном уровне, когда человек принимает человека таким, каков он есть, со всеми его плюсами и минусами. Это невозможно в формальной ситуации, например, на работе. Там от человека требуют только функциональной активности, он вынужден проявляться не целостно, не естественно и свободно, а в соответствии с правилами и обязанностями. В таком случае, казалось бы, лучшим местом для эмоционального контакта является семья - общность, лишенная формальных отношений. Но и это не так. Он и она приходят в семью отдыхать от напряженной деятельности на работе, но, не умея с этой деятельностью растождествиться, все равно приносят домой мир формальных отношений и уже не могут принять партнера таким, каков он есть, а стремятся его изменить в соответствии с представлением о нем, стремятся навязать ему определенную, строго фиксированную функцию. Еще один пример. Многие пытаются удовлетворить потребность в эмоциональном контакте, обожествляя собственных детей. Но, принимая ребенка таким, каков он есть, вы не сможете его воспитывать, то есть изменять; воспитывая же, лишаетесь возможности удовлетворить потребность в социальном контакте. Испытывая этот дефицит, люди часто пытаются подменить эмоциональный контакт контактом на уровне сознания, что является проявлением потребности в социальной территории. Что же можно предложить в качестве решения проблемы? Легче всего это сделать в компании друзей, где вас принимают таким, какой вы есть, где вы можете осуществляться бесконтрольно. Но это случается редко, так как здесь необходима двухсторонняя связь. Ведь и вы в ответ, для сохранения этой ситуации во времени, должны отвечать тем же, принимать людей такими, какие они есть. Несомненно, можно искать таких людей методом проб и ошибок. Вдруг да повезет. Но все же лучше, как и с биологическими потребностями, попробовать решить эту проблему сознательно. Объективно оценив, какое качество эмоционального контакта вас удовлетворяет, попробуйте поискать ситуацию, соответствующую этой норме. Метод проб и ошибок, на наш взгляд, плох именно тем, что следствия хаотичного поиска решения - долги по обязательствам, розданным направо и налево, могут превысить ваши возможности, то есть начать разрушать психику, приведя к тяжелой эмоциональной депрессии. Примеров тому немало. 3. Духовные потребности. Удовлетворяются духовными объектами, базовая потребность - это потребность в новой информации, проявление которой можно увидеть даже у грудных детей. И если уже в этом возрасте не обеспечить ребенку возможность такую информацию постоянно получать, то он вырастает, как правило, слабо развитым интеллектуально. Существует важное различие между двумя первыми группами потребностей и этой. Если биологические и социальные потребности практически насыщаемы, то духовные "принципиально не насыщаемы" (П.В.Симонов, П.М.Ершов). Объективно рассматривая ситуацию в Мире, можем сказать, что далеко не всегда и не везде сейчас есть реальная возможность для удовлетворения духовных потребностей. Многим людям в течение жизни так и не удается к этому приступить. Поэтому мы вправе утверждать, что своей видовой завершенности человек, в отличие от других видов жизни на Земле, еще не достиг. На сегодняшний день основная проблема, возникающая при удовлетворении идеальных потребностей,- конфликт знания и бытия. Сложность здесь часто оказывается в том, что, проиграв ситуацию в свой субъективной реальности, человек оказывается все же не в состоянии совершать реальные поступки. Тут нам на помощь может прийти другой человек, которому мы, изначально доверяя, отдаем право быть нашим зеркалом, судить нас, у которого просим помощи. Во всех древних и не древних учениях этот человек называется Учитель, Помощник, Проводник. И из истории, из огромного множества примеров известно, что только при наличии такого Другого может состояться реальное движение на Пути.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|