Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Министерство культуры республики крым




МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»

(ГБОУВОРК «КУКИИТ»)

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Кафедра философии, культурологии и гуманитарных дисциплин

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ПОЛИТОЛОГИЯ

 

Квалификация выпускника

Бакалавр

Форма обучения

(заочная)

 

Симферополь, 2021

Методические рекомендации по проведению семинарских занятий

Лекция закладывает основы научных знаний в обобщенной форме, а семинарские занятия направлены на расширение и детализацию этих знаний, на выработку и закрепление навыков профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не может ограничиваться слушанием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу обучающихся в соответствии с методическими разработками по каждой запланированной теме.

Слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинарское занятие – школа публичного выступления. Обучающиеся вооружаются знаниями в области ораторского искусства, приобретают навыки ведения дискуссии, умение анализировать и оценивать выступления, ярко, четко и убедительно излагать свои мысли.

Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль преподавателя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой обучающимися докладов, сообщений; всем обучающимся указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Семинарские занятия способствуют выработке навыков самостоятельной работы. Анализируя выступления, преподаватель помогает вскрыть недостатки в методике самостоятельной работы и устранить их.

В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии. При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к обучающимся, а при его проведении – обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

На семинаре решаются важные воспитательные задачи. Воспитательное воздействие на обучающихся оказывает организация занятия, его научно-теоретический уровень. В атмосфере творческой коллективной работы успешно формируются принципиальность в суждениях, смелость в оценке выступлений однокурсников, самокритичность и другие ценные качества. Решению воспитательных задач помогают наглядные пособия и технические средства обучения, способствуя углублению и закреплению знаний участников семинара.

Велико влияние личного поведения преподавателя на занятии. Он выступает как пропагандист научных идей. Убежденность, последовательность взглядов, острая реакция на ошибочные суждения, живое реагирование на ход занятия, педагогический такт – эти качества преподавателя дают хороший воспитательный эффект.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение докладов и докладов, решение задач; обобщение и систематизация знаний обучающихся по смежным предметам (политология – история, культурология – история культуры, философия – философия культуры и искусства, педагогика – психология и т. п. ).

На семинаре контролируется уровень знаний обучающихся, качество их самостоятельной работы.

Главная цель семинарских занятий: обеспечить обучающимся возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Виды семинаров

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки обучающихся в данной группе, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность обучающихся, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.

В практике проведения семинаров в вузах сложился ряд видов: вопросно-ответный; развернутая беседа на основе заранее врученного обучающимся плана семинарского занятия; устные доклады обучающихся с последующим обсуждением их; обсуждение письменных докладов, заранее подготовленных отдельными обучающимися и прочитанного перед всей группой; теоретическая конференция в группе или на потоке; семинар-диспут; семинар по материалам конкретных социальных исследований, проведенных обучающимися под руководством преподавателя; семинар-экскурсия в музеи или по памятным историческим местам; контрольная (письменная) работа по отдельным вопросам (темам) с последующим обсуждением; семинар-коллоквиум; семинар-пресс-конференция.

Наиболее распространенным видом проведения семинарских занятий является развернутая беседа. Данный вид предполагает подготовку обучающихся по всем вопросам семинара с единым для группы перечнем рекомендованной литературы; выступления обучающихся (по их желанию или же по вызову преподавателя); обсуждение выступлений, вступление и заключение преподавателя по отдельным вопросам и семинару в целом.

Развернутая беседа позволяет вовлечь в обсуждение поставленных вопросов максимум участников, разумеется, при использовании всего арсенала средств их активизации; постановку хорошо продуманных, четко сформулированных дополнительных вопросов к выступающему или всей группе; умелую концентрацию внимания обучающихся на сильных и слабых сторонах выступлений товарищей; своевременное акцентирование интересов обучающихся на новых моментах, возникающих в процессе обсуждения семинарской темы и т. д.

Рекомендуемое количество вопросов, предлагаемых для обсуждения на семинаре – от 3 до 5.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...