Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

План семинарского занятия №3. Тема: Гражданское общество




План семинарского занятия №3

Тема: Гражданское общество

Цели занятия: углубление знаний о гражданском обществе и условиях его формирования и развития.

Основные понятия: гражданское общество, социальные группы, социальные объединения, социальный капитал, межличностные отношения, повседневные интересы.

Время: 1, 5 ч.

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие гражданского общества, условия его формирования.

2. Взаимосвязь гражданского общества и государства.

3. Особенности формирования гражданского общества в России.

4. Роль культуры личности в развитии гражданского общества.

Проблемные вопросы:

1. Определите особенности развития гражданского общества в России.

2. Назовите условия создания и развития гражданского общества.

3. Определите роль культуры в формировании гражданского общества.

4. Каковы основания создания гражданского общества?

5. В чём сущность гражданского общества?

6. В чём сущность понятия «гражданин»?

7. Является ли гражданин субъектом политики?

Вопросы к размышлению:

1. «Политика обозначает стремление к власти или к влиянию на разделение власти то ли между государствами, то ли в самом государстве между группами людей, из которых это государство состоит» (М. Вебер). Как Вы понимание это изречение?

2. Власть «занимает в анализе политических систем место, во многих отношениях схожее с тем, которое занимают деньги в экономических системах»

3. (Т. Парсонс). Согласны ли Вы с этим?

4. «В целом власть не портит людей, но глупцы, если они при власти, портят власть» (Б. Шоу). Согласны ли Вы с этим?

5. Прокомментируйте высказывание известного французского мыслителя А. Камю: «Хорошая власть – это здоровое и осторожное управление несправедливостью».

6. Прокомментируйте высказывание английского лорда Эктона «Власть – это зло, абсолютная власть – зло абсолютное».

7. По мнению французского философа Э. Шартье «власть необъяснима, и в этом ее сила». Согласны ли Вы с этим?

8. Русский писатель М. Бакунин считал, что «власть – всегда аморальна». На Ваш взгляд, справедливо ли это высказывание?

9. В рамках идеологии либерализма выделяется течение анархо-либерализма (либертаризма), связанное с верой в то, что рыночные отношения обмена могут окончательно вытеснить властные отношения, и отношения гражданского партнерства должны распространиться на все сферы общественной жизни. Как Вы относитесь к данной теории?

Ход проведения:

При ответе на первый вопрос следует раскрыть содержание понятия «гражданское общество», основываясь на формационном, цивилизационном и институциональном подходах в изучении этого феномена. В структуру гражданского общества входят: семья, общественные организации, кооперации, ассоциации, профсоюзы, творческие, спортивные, религиозные объединения. Гражданское общество рассматривается в широком и узком смысле слова. В широком смысле - это все сферы человеческой деятельности вне непосредственного влияния государства и его институтов. Главным субъектом гражданского общества является суверенная личность, свободно ставящая цели своей деятельности и определяющая способы их достижения. Следует остановиться на главных ценностях гражданского общества - жизнь, свобода, равенство, право на собственность (в различных формах) и свободное выражение воли граждан. В характеристику понятия гражданского общества следует начать с определения данного понятия, истории возникновения и становления идеи гражданского общества (от античности - в произведениях Аристотеля и Цицерона, Макиавелли, Гоббса и Дж. Локка, которые впервые использовали термин «гражданское общество», до Г. Гегеля, доказавшего самостоятельность этого понятия и явления.

При рассмотрении второго вопроса целесообразно выявить все факторы, определяющие процесс формирования гражданского общества - экономические, политические, социальные, культурные, организационные. Каждый социально-экономический уклад формирует свой тип гражданского общества. целесообразно сопоставить существенные признаки гражданского общества и государства. Эти и другие сопоставления особенностей положения и деятельности гражданского общества и государства помогут глубже разобраться в сущности гражданского общества. Следует отметить, что из-за различного рода организации групп интересов гражданское общество вступает в особые отношения с государством, которое должно защищать интересы гражданского общества в целом и ее субъектов.

В третьем вопросе об особенностях формирования гражданского общества в России следует осветить проблемы на пути становления гражданского общества в современной России, формах взаимодействия институтов современного российского государства и формирующихся институтов гражданского общества. Отметить, что в Российской Федерации государство играет важнейшую роль в их формировании и обусловливает основные тенденции их дальнейшего развития, что имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В качестве вывода развить мысль о необходимости самоорганизации общества: опорой гражданского общества могут и должны стать многочисленные общественные организации и ассоциации, поскольку гражданская активность должна исходить «снизу». Затем следует рассмотреть условия, при которых возможно становление гражданского общества как системы добровольных организаций и союзов граждан, создаваемые для защиты соответствующих интересов.

Четвертый вопрос необходимо начать с определения правовой культуры личности, которая состоит из правового сознания и навыков и форм правовой деятельности. Поскольку развитие гражданского общества предполагает активное участие человека в общественной и политической жизни, то правовая культура является тем фактором, обеспечивающим эффективность гражданской деятельности лиц и их организаций.

Необходимое оборудование и материалы:

Освоение дисциплины предполагает использование академической аудитории для проведения семинарских и практических занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...