Методика проведения семинара
На семинаре усилия преподавателя направлены на обеспечение высокого научно-теоретического уровня занятия, на серьезное изучение обучающимися основных проблем темы в ходе развернутой беседы, творческой дискуссии. Глубокое знание материала, оперативное и гибкое мышление, методическое мастерство, организаторские способности преподавателя обеспечивают квалифицированное руководство семинаром. Семинар целесообразно начинать с выяснения готовности к занятию и наличия неясных вопросов по обсуждаемой теме. Это способствует повышению чувства ответственности обучающихся за свою подготовку, осуществлению контрольной функции семинара. Во вступлении преподаватель называет тему, формулирует цель, замысел и задачи занятия, обращает внимание на узловые моменты проблемы для обсуждения, напоминает о необходимости связи излагаемого материала с современностью, указывает порядок проведения занятия и его особенности. Вступительное слово должно быть лаконичным, логически стройным, выразительным. Его продолжительность на полуторачасовом семинаре должно быть не более 5 минут. Хорошо продуманное, яркое по форме вступительное слово задает хороший тон всему занятию. После вступительного слова преподавателя следует доклад или обсуждение вопросов плана семинарского занятия. Умелое регулирование выступлений является действенным средством активизации работы обучающихся на занятии, вовлечение их в обсуждение вопросов, контроля за подготовленностью участников семинара. Обучающиеся выступают, как правило, на добровольных началах. Вместе с тем практикуются и вызовы. Это делается тогда, когда нет желающих выступить, или когда преподаватель решил проверить подготовку отдельных обучающихся, вовлечь в работу тех, кто не проявляет активности. Важно добиваться того, чтобы выступления были лаконичными, не более 5-7 минут. Допущенные в них неточные формулировки, неверные суждения, ошибки в произношении должны быть замечены и непременно исправлены, но в свое время. Надо дать возможность выступающему закончить доклад, а затем уже уточнять и исправлять ошибки, в первую очередь силами обучающихся. При этом не следует упускать возможности организовать дискуссию. В отдельных случаях, когда выступающий неправильно произнес слово, или неверно поставил ударение, преподаватель сразу же должен исправить ошибку.
Вмешательство преподавателя в выступление должно быть оправданным и умелым. Оно допустимо в тех случаях, когда обучающийся уходит от вопроса, говорит не по существу, повторяется, впадает в многословие, не может закончить выступление в отведенное время или допустил грубую ошибку, требующую немедленного исправления. Помимо выступлений по поросам обучающиеся могут делать дополнения и замечания, обычно с места. Удачные дополнения засчитываются в актив обучающегося, и о них надо сказать в заключительном слове. Обсуждение вопроса предполагает и дискуссию по наиболее сложным и важным вопросам дисциплины. Дискуссия может возникнуть непроизвольно, когда высказана ошибочная точка зрения, затронут острый, дискуссионный вопрос или изложенная тем или иным обучающимся точка зрения расходится со взглядами других участников семинара. Руководитель семинара заранее продумывает организацию дискуссии. Для этого он уясняет положения, намечает Проблемные вопросы, подбирает соответствующий цифровой, фактический материал, высказывания. Для уверенного управления дискуссией педагог придерживается определенной тактики: в случае возникновения слишком горячего спора не прибегает к администрированию. В ходе дискуссии преподаватель должен проявлять максимум внимательности, избегать излишней эмоциональности, раздражительности, высокомерных заявлений, не выдавать до поры до времени своего отношения к высказываемым точкам зрения.
В ходе семинара вопросы могут быть поставлены самому преподавателю. В этом случае не следует торопиться с ответом. Преподаватель определяет, нельзя ли вынести его на обсуждение всей группы, использовать для организации дискуссии. И лишь после того, как будут исчерпаны возможности учебной группы, он подводит итоги высказываний, вносит должную ясность в вопрос и делает выводы. Цель заключительного слова преподавателя – сконцентрировать внимание обучающихся на наиболее важных и сложных вопросах, внести полную ясность в их понимание, оценить подготовленность группы к занятию и его теоретический и методический уровень, проанализировать выступления и дать необходимые рекомендации для дальнейшей работы над темой. Заключительное слово является весьма ответственной частью семинара.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|