Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Методика исчисления и уплаты акцизов




КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Налоги и налогообложение

 

 

на тему:

«Порядок уплаты акцизов

производителями подакцизных товаров»

Выполнила студентка:

3 курса специальности

Налоги и

налогообложение, ОЗО

Амосова К. А.

 

Руководитель:

Ст. преп. Сапронова О.А.

Ставрополь - 2008

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АКЦИЗНОГО ОБЛОЖЕНИЯ……………...5

1.1. Сущность и значение косвенных налогов……………………………………………...5

1.2. История взимания акцизов……………………………………………………………....7

 

ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗОВ…………………….11

2.1. Плательщики и объект обложения акцизами…………………………………………….11

2.2. Порядок исчисления и уплаты акцизов……………………………………………….….18

 

ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АКЦИЗНОГО ОБЛОЖЕНИЯ………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………………..28

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………30

 

ВВЕДЕНИЕ

Налогообложение — это та сфера, которая касается практически всех: и государства, и общества в целом, и каждого налогоплательщика в отдельности. Причем, всех она касается с весьма болезненной точки зрения.

Для государства налоги — это вопрос существования. Они являются основным доходным источником его, обеспечивая финансирование его деятельности. Денежные средства, собранные посредством налогов, поступают в бюджет или другие денежные фонды государства. Оттуда они расходуются на содержание государственного аппарата, обеспечение обороноспособности страны и поддержание правопорядка, финансирование государственных программ, выплату заработной платы работникам бюджетной сферы, включая учителей, врачей, работников культуры. Недостаточность средств, собранных посредством налогов, неэффективность налоговой системы, массовое уклонение от уплаты налогов — сразу же сказываются на «самочувствии» государства. А через это — на «самочувствии» общества и населения.

Ключевым звеном формирования рыночной экономики, достижения экономического роста, обеспечения цивилизованного уровня жизни российских граждан является создание эффективно работающей налоговой системы. За последние годы в основном определились контуры этой системы, требующие дополнительные отладки и шлифовки в соответствии с объективными экономическими и социальными условиями.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим, необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразование налоговой системы.

Налоговая политика в нашей стране направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. А принятые изменения в Налоговом кодексе, по моему мнению, не снимают налогового бремени с предприятий, зато «облегчили» жизнь состоятельных граждан. Все это, несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям, как отечественным, так и иностранным. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Возникли налоги достаточно давно и с тех пор экономисты спорят, должны они быть исключительно прямыми или косвенными, каково должно быть соотношение между ними?

Целью курсовой работы является изучение особенностей прямого и косвенного налогообложения. В ходе написания курсовой работы должны быть решены следующие задачи:

- рассмотрены особенности прямого налогообложения;

- изучена классификация прямых налогов;

- исследовано косвенное налогообложение;

- перечислены мероприятия государства по реформированию прямых и косвенных налогов.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации налогообложения.

 

 

Глава 1. Теоретические основы акцизного обложения

Сущность и значение косвенных налогов

Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара, тариф или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы, которые перечисляет государству. В данном случае связь между плательщиком и государством опосредована через объект обложения.

Классификация косвенных налогов представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Виды косвенных налогов

КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

Акцизы Фискальные монопольные налоги Таможенные пошлины
1. Индивидуальные: - на пиво. - на сахар. - на бензин. - и т. д. 2. Универсальные (налог с оборота): - однократный. - многократный. 3. Налог на добавленную стоимость. 4. Налог с продаж. 1. На соль. 2. На табак. 3. На спички. 4. На спирт. 5. и т. д. 1. По происхождению: - экспортные. - импортные. - транзитные. 2. По целям: - фискальные. - протекционные. - сверхпротекционные. - антидемпинговые. - преференциальные. 3. По ставкам: - специфические. - адвалерные. - смешанные.

 

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

История взимания акцизов

Прообраз акцизных налогов существовал еще в Древнем Риме: тогда под его действие попадала соль и некоторые другие товары массового потребления. Кроме того, своеобразными акцизами выступали сборы, взимавшиеся при освобождении рабов, а также сбор с товаров, привозимых морем не для собственного употребления.

В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в винные откупы. В тот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в "царевых кабаках". Чтобы не заниматься их содержанием, власти стали отдавать кабаки в откуп частным лицам. С ними заключался специальный контракт, который определял порядок реализации алкогольных напитков - их цену, часы работы, условия продажи и т.д. Сам откупщик становился лицом государственным и именовался отныне "коронным поверенным". Ставка акциза (говоря современным фискальным языком) составляла 100% (включая сумму налога) - весь доход, полученный от реализации алкоголя, подлежал перечислению в бюджет. Таким образом, сами откупщики не получали от казны никакого вознаграждения и имели возможность зарабатывать, оказывая "сопутствующие" услуги. В их число входили: производство и продажа алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.), продажа закусок; денежные штрафы, взимаемые с тех, кто нарушал государственную монополию. Легко заметить, что такая система была не слишком эффективной и породила массовые злоупотребления. На закуске сильно не разживешься, особенно учитывая тот факт, что питейные заведения имели право посещать лишь люди низших сословий. При этом откупщики буквально сидели на золотой жиле, продавая алкоголь в огромных количествах - ведь Россия всегда была "пьющей" страной. Соблазн утаивать весомую часть откупных денег был слишком велик, и держатели кабаков повсеместно обворовывали государство, наживая огромные состояния. Считается, что "теневой оборот" подобных заведений составлял не менее 75% от общегосударственного.

Подобная откупная система существовала долгие годы и благополучно пережила Великую смуту начала XVII века. При новой династии Романовых власти очень быстро осознали, что казна теряет от столь неэффективной системы огромные суммы, которые, учитывая постоянные войны, очень бы пригодились бюджету. Откупы пытались запрещать, вводить жесткую государственную монополию на питейные заведения. Но все это закончилось полным провалом: откупная система в том или ином виде сохранилась вплоть до середины XIX в, и ее окончательный демонтаж практически совпал по времени с отменой крепостного права. Так произошло и с винными откупами: упомянутые решения Николая I привели к тому, что бюджет империи понес значительные потери, что усугубилось другой проблемой, требовавшей огромных денежных средств — Крымской войной, развязанной в 1853 году.

Полная и бесповоротная отмена винных откупов произошла опять-таки при новом императоре — Александре II, в 1863 году. После падения крепостного права стал совершенно очевиден ее анахронизм, и вместо откупов был введен питейный акциз. Однако, несмотря на то, что поступления от этого налога росли из года в год, внедрение новой системы не сопровождалось продуманной государственной политикой в этой сфере: не было предусмотрено жестких механизмов контроля, да и сама форма сбора акциза не была тщательно проработана. Правительство при Александре II, а затем и Александре III, пыталось изменить ситуацию, проводя акцизные реформы, но не добилось особых успехов. Бюджет по-прежнему недосчитывался значительных сумм. Акцизами в тогдашней России называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов попадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 году Правительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полную государственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до самой революции 1917 года.

В период революции, гражданской войны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию. Очевидно, вводя налог на столь ходовые товары, большевики временно забыли о том, что акцизы "отличаются величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся на бедноту" и что "чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов" (В.И. Ленин). Налоговая реформа 1930-32 гг. подвела черту под политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены, как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях появилась фраза о том, что акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют. Впрочем, если разобраться, то в советской стране действительно не было надобности в налогах на потребление: ведь розничные цены целиком и полностью контролировались правительством, да и все доходы предприятий тоже были собственностью государства. В таких условиях не было надобности в создании какого-либо дополнительного налогового механизма: Совет Министров всегда мог издать постановление об увеличении или уменьшении цен на отдельные группы товаров. Вот и получается, что знаменитое горбачевское повышение цен на водку, по сути, означало введение повышенной ставки акциза на этот вид товара.

В Россию полноправные акцизы вернулись в конце 1991 года с переходом к рыночной экономике, когда были приняты законы "Об основах налоговой системы" и "Об акцизах". С тех пор правила взимания этого налога постоянно изменяются: государство всячески пытается повысить эффективность налогообложения и заткнуть лазейки для "уклонистов", но пока успехи наших чиновников не слишком заметны. Главной проблемой, которая возникла еще в начале 90-ых годов, по-прежнему остается существование огромного "теневого" сектора по производству алкоголя. Это касается как крупных предприятий, скрывающих часть своего оборота, так и мелких подпольных цехов по выпуску и розливу всяческих "спиртосодержащих жидкостей" под видом алкогольной продукции.

Экспериментов в акцизной сфере за последние годы было предостаточно. Достаточно лишь вспомнить знаменитую мучительную историю с введением расщепленного акциза и акцизных складов. Эпопея, начавшаяся в 2000 году, близка к завершению: спустя пять лет Правительство признало, что разделение акциза было ошибкой и полностью сворачивает эту систему. Другой, не менее абсурдный эксперимент — постоянное перекладывание "акцизных денег" из одного бюджета в другой, что приводит к волнообразным всплескам регионального алкогольного сепаратизма.

 

 

Глава 2. Методика исчисления и уплаты акцизов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...