Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Предания, былички, легенды, сказы




Сказки

30. Как исполнители называют сказки? Как они отличают их от несказочной прозы (быличек, преданий, легенд и сказов)?

31. Когда, в каких бытовых условиях и кому рассказывались сказки (в домашнем кругу, во время отдыха и т. д. )?

32. Рассказываются ли сказки в настоящее время, в каких бытовых условиях?

33. Как бытование сказок зависит от состава слушателей? Существуют ли сказки для детей, для взрослых? Известны ли исполнителям докучные сказки?

34. Как сказочник относится к тому, что рассказывает? Как он понимает смысл сказок, цель их исполнения?

35. Кто научил исполнителя рассказывать сказки? Как понимает сказочник искусство исполнения? Меняется ли манера исполнения сказок (мимика, жестикуляция, голос) в зависимости от жанровой принадлежности исполняемой сказки, от состава слушателей?

36.  Пользуются ли сказочники популярностью среди односельчан? Одинаковой ли популярностью пользуются разные жанры сказок? Каковы причины популярности или непопулярности того или иного жанра в данной местности?

37. Известны ли сказки, созданные в советское время? Кто их автор, исполнители? Какова степень известности новых сказок? Как относятся к ним слушатели?

Предания, былички, легенды, сказы

38. Чем, по мнению исполнителей, отличается несказочная проза от сказок? Чем различаются между собой предания, былички, легенды и сказы? Как они называются исполнителями каковы источники этих жанров (книжные и устные – для преданий, только устные – для быличек и сказов)?

39. Чем объяснить популярность некоторых преданий, легенд или быличек в данной местности?

40. В каких жизненных ситуациях и с какой целью рассказываются предания, былички, легенды, сказы; кому они рассказываются?

41. Кто в селе имеет репутацию хорошего рассказчика? Почему? Каковы его репертуар и манера исполнения?

42. Что рассказывается о происхождении мира: о солнце, о луне, о радуге и пр.? Как объясняются некоторые «странности» в живом и неживом мире (почему рак движется назад, лошадь спит стоя и т. д. )?

43. Известны ли былички о встрече с домовым, лешим, русалками, полудницами и пр.?

44. Какие предания рассказывают о происхождении села, о его названии? Какие предания существуют о происхождении названий местных рек, лесов, оврагов и пр.? Что рассказывают о событиях, которые происходили в далеком прошлом?

45. Какие устные рассказы известны о том, как пришла революция в деревню? Известны ли устные рассказы о гражданской войне, коллективизации, Великой Отечественной войне?

Былины, исторические песни, баллады

46.  Как исполнители называют былины (ста́ рина, песня и т. д. )? Как называют исполнителей былин (сказители, петари и т. д. )? Как называют исполнение былин (поют, сказывают и пр. )?

47. Как поется былина – соло или хором? Если хором, то выделяется ли в нем запевала; если выделяется, то какова его роль в хоре? Сопровождается ли исполнение былин аккомпанементом? Если сопровождается, то каким?

48. Где, в какое время исполнялись и исполняются былины? Какие условия способствовали сохранению былин в данной местности, а какие, наоборот, – их исчезновению? Что забылось в первую очередь в былине: сюжет, напев, какие-то компоненты содержания произведения и т. д.?

49. С какой целью исполнялись былины? Широко ли известны исполнители былин в округе? Каково к ним отношение окружающих?

50. Осознаются ли былины как особый жанр фольклора или отождествляются, например, с историческими песнями или духовными стихами? Если былины воспринимаются как особый жанр фольклора, то чем, по мнению исполнителей, они отличаются от других жанров?

51. Не рассказываются ли в данной местности былины в виде сказок? Не распеваются ли былины в качестве обрядовых песен?

52. Каков в целом репертуар исполнителей былин? Какое место занимают в нем былины?

53. Отличают ли певцы от былин исторические и балладные песни? Существует ли народная терминология, обозначающая эти жанры? Есть ли особенности бытования каждого из них?

54. Какие исторические песни о монголо-татарском нашествии, об Иване Грозном, Ермаке, Гришке Отрепьеве, Степане Разине, петровском времени, Емельяне Пугачеве, Отечественной войне 1812 года и т. д. помнят исполнители? От кого они впервые услышали эти песни? Как объяснить суть исторических событий, положенных в основу песен?

55. Какие традиционные баллады на социально-политические, семейно-бытовые темы известны певцам? Как понимаются исполнителями конфликты баллад?

56. Известны ли исполнителям баллады о «жестоких» изменах, любви, убийствах, самоубийствах? Как певцы оценивают эти баллады?

Необрядовые песни

57. Чем, по мнению исполнителей, отличаются необрядовые лирические песни от обрядовых, от исторических и балладных песен, от частушек? Какова народная терминология, обозначающая этот вид песен?

58. Пелись ли специальные песни (трудовые) при совершении какой-либо тяжелой работы?

59. Какое место в репертуаре певцов занимали и занимают лирические песни на социально-политические, семейно-бытовые, любовные темы? Какие сатирические и юмористические песни известны исполнителям? Какие песни сейчас популярны?

60. Какие песни литературного происхождения знают певцы?

61. Известны ли исполнителям лирические песни (романсы) о «жестоких» изменах любви, убийствах? Как певцы относятся к этим песня? Отличают ли они «жестокие» романсы от песен литературного происхождения, от традиционных лирических песен?

62. В каких бытовых условиях и как исполнялись и исполняются песни (в поле, в доме культуры, во время свадеб и т. д., хором, соло, во время пляски и т. д. )? Какие песни (жанры) предпочитают петь мужчины, какие – женщины? Есть ли у исполнителей любимые произведения, что в них им нравится?

63. Какие певцы больше других популярны в селе, чем они нравятся слушателям (голосом, задушевностью исполнения и т. д. )? каков их репертуар, какое место занимают в нем фольклорные песни, песни литературного происхождения, «жестокие» романсы и баллады?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...