Частушки. Народный театр. Детский фольклор. Пословицы и поговорки. Загадки. Примерный вопросник для составления отчета. по фольклорной практике
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Частушки 64. Каково местное название частушек, как оно объясняется исполнителями? нет ли нескольких названий частушек? Не связано ли это с бытованием в данной местности разных типов частушек? 65. Каковы источники знания частушек исполнителями (местная традиция, радио, телевидение, художественная самодеятельность)? Различают ли исполнители местные частушки и чужие, по каким признакам? 66. В каких жизненных ситуациях поются частушки? Сопровождается ли их исполнение аккомпанементом, пляской? Разыгрываются ли частушечные диалоги, как это происходит? 67. Какие частушки возникли в рабочей среде, в советское время? 68. Не знают ли исполнители авторов местных частушек, не создают ли частушки сами? Какую роль в этом играют события, свидетелем которых был частушечник, его знакомые? 69. Есть ли в данной местности известные частушечники? Какое место в их репертуаре занимают другие жанры фольклора? Народный театр 70. Бытовал ли в данной местности обычай рядиться в связи с какими-либо праздниками и событиями? Кто рядился, кем рядились, какие сценки разыгрывались, какие диалоги при этом велись? Какие маски и костюмы использовали ряженые? Стремились ли они быть неузнанными и почему? Как относилось к ряженым население? 71. Разыгрывались ли в данной местности пьесы «Царь Максимилиан», «Лодка», «Мнимый барин» и др. Когда и где исполнялись эти пьесы? Кто был организатором постановки этих пьес, как оформлялись спектакли? 72. Что известно исполнителям о театре Петрушки, о райке, вертепе, о «выкриках» балаганных дедов? 73. Какова традиция ряжения, исполнения народных пьес и др. в настоящее время? Детский фольклор 74. Какие произведения взрослые исполняют специально для детей? Какие колыбельные песни, пестушки и потешки бытуют в данной местности? Сопровождаются ли они игрой, действиями?
75. Какие произведения исполняются детьми и только в детской аудитории? В каких календарных обрядах участвуют дети, знают ли они колядки, овсени, веснянки и т. д.? какие песенки-заклинания мира природы исполняются детьми (о дожде, о божьей коровке и пр. )? 76. Какие небылицы-перевертыши, дразнилки и поддевки распространяются в детской среде? Знают ли дети скороговорки, загадки, загадки-задачи и т. д.? 77. Какие игры популярны в детской среде, кто участвует в них? Каков возраст участников и их число в каждой игре? Есть ли игры только для мальчиков и только для девочек? Как проходит игра, в какое время и в каких местах? 78. Как происходит жеребьевка, как считаются, какие жеребьевки и считалки при этом произносятся? Какие еще произведения фольклора исполняются во время игр? 79. Знают ли дети страшные истории («страшилки»)? Какие сказки рассказывают они в своей среде? 80. Здороваются ли дети особыми приветствиями? Как прощаются? Известны ли им клятвы и пр.? 81. Каковы местные названия жанров детского фольклора? Пословицы и поговорки 82. Чем, по мнению исполнителей, пословицы и поговорки различаются между собой и для чего употребляются в речи? 83. Существуют ли пословицы, связанные с местными событиями, бытом, природой и т. д.? 84. Какие пословицы и поговорки обязаны своим происхождением советскому времени, перестройке, постперестроечному времени? 85. Существуют ли местные названия пословиц и поговорок? Загадки 86. Кто, кому и когда загадывает загадки? Какие виды загадок бытуют в данной местности (загадки-задачи, заумные загадки и пр. )? 87. Есть ли загадки, имеющие две и более отгадок? Бытуют ли разные загадки с одной и той же отгадкой?
88. Какие загадки появились в советское время? 89. Какую роль в знании загадок играют школа, книга, телевидение? 90. Существует ли народная терминология, обозначающая загадки? Примерный вопросник для составления отчета по фольклорной практике
1. Подсчитать, сколько записано произведений устного народного творчества по жанрам. 2. От какого количества исполнителей были произведены записи; дать характеристику исполнителей: возраст, сколько мужчин, женщин, детей было прослушано? 3. Охарактеризовать репертуар исполнителей по возрастным признакам. Каково отношение разных групп (молодежь, старшее поколение, дети, мужчины, женщины) к фольклору. В чем различие между репертуаром исполнителей разных возрастов? 4. Каково отношение разных возрастных групп населения к фольклору, к самодеятельному и профессиональному искусству (к эстраде, в частности); чем объяснить противоречивое отношение к фольклору исполнителей разных возрастных групп, одной и той же возрастной группы? 5. Какова доля традиционного фольклора в репертуаре исполнителей разных возрастных групп: каковы источники знания фольклора (местная традиция или пришедшая с миграцией населения, школа, книги, радио, телевидение, музыкальные записи)? 6. Какие жанры фольклора наблюдались в форме естественного бытования, бытуют активно, какие записаны по воспоминаниям? 7. Удалось ли вам встретиться со знатоками фольклора, талантливыми исполнителями? Чем определяется их известность в этой местности (репертуар, мастерство). Дайте характеристику такому (таким) знатоку (знатокам). Какие жанры в каком объеме удалось от него (от них) записать? 8. Существуют ли в обследованной вами местности фольклорные коллективы? Охарактеризуйте их состав (родственники, соседи), репертуар. 9. Особое внимание обратите на фольклорные произведения, которые исполнители связывают с местной историей, бытом (топонимические легенды, песни, праздники). Как можно охарактеризовать фольклорный репертуар изучаемой вами местности? 10. Чем отличается фольклорный репертуар одной деревни (села, поселка) от другой; что можно считать фольклорным репертуаром данной деревни (села, поселка), почему; существуют ли фольклорные произведения, происхождение и содержание которых исполнители связывали бы с местной историей и бытом?
11. Какое влияние на местную фольклорную традицию оказывает книга, радио, телевидение, школа, дом культуры? 12. Кто участвует в художественной самодеятельности (возрастная характеристика участников и пр. ); какие фольклорные произведения исполняются коллективами художественной самодеятельности; каковы связи художественной самодеятельности с местным фольклорным репертуаром? 13. Есть ли в местности традиция альбомов-песенников? Если да, то какое место в них занимает традиционный фольклор, какова история альбома (когда, почему, кем были записаны фольклорные произведения, как часто исполняются, какие эстрадные песни привлекают исполнителей и переписываются в альбомы)? 14. Какие, на ваш взгляд, наиболее примечательные записи вы сделали? Как отражаются в ваших записях традиция и современность?
[1] В подготовке материала к разделу использовались следующие учебные пособия: Карпухин И. Е. Устное народное поэтическое творчество: Учебное пособие для студентов. 3-е изд., перераб. и доп. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. ин-т, 2001. – 189 с.; Круглов Ю. Г. Фольклорная практика: Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит. » - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1986. – 128 с. [2] Калинников И. О собирании сказок в Орловской губернии. – Живая старина, 1913, вып. 3-4. С 348-349. [3] Кулаковский Л. В. Как собирать и записывать народные песни. М., 1962. С. 48. [4] См. ниже «Примерный вопросник по собиранию фольклора». [5] Мельников М. Н. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск, 1970. С. 183. [6] Савушкина Н. И. О собирании фольклора. М., 1974. С. 59.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|