Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Интернализация внешних экологических издержек




Вопрос

Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, т.е. являются внутренними (ынтерналъными) для предприятия. Издержки, вызываемые загрязнением ОС (т.е. собственно экономи­ческий ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (экстерналь-


ными), т.к. для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства. Общество в целом заинтересовано в сокраще­нии общественных экологических издержек, включающих природоохранные за­траты и экономический ущерб от загрязнения. Конкретного же производителя ин­тересует его внутренние (интернальные) природоохранные издержки, которые уплачиваются из бюджета предприятия и отражаются на других экономических показателях производства. Ущерб ОС, наносимый хозяйственной деятельностью данного субъекта хозяйствования, - это издержки других субъектов, т.е. для пред­принимателя они внешние.

Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предпри­ятий на предварительную очистку загрязненной воды и воздуха, в прямых поте­рях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбро­сов, ускорения коррозии металлов и др. В условиях господства общественной (го­сударственной) собственности на средства производства проблема экстернальных издержек не возникала. Теоретически общество было одинаково заинтересовано в минимизации как внутренних, так и внешних издержек, т.к. оно как бы являлось собственником и предприятия, загрязняющего близлежащую территорию, и са­мой территории, терпящей ущерб от ухудшения качества среды. Тогда категория ущерба, заменявшая экстернальные издержки, рассматривалась как величина, не­обходимая для определения экономического оптимума загрязнения ПС.

Сейчас общество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель -природоохранных предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в природоохранные мероприятия, необходимо внешние из­держки предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, т.е. интернализиро-вать внешние издержки (что, по сути, означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель»). Это сложная проблема, кото­рая до конца не решена даже в странах с развитой рыночной экономикой.

Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринима­теля учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных реше­ний. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущер­ба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взы­скать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению величины ущерба, доказа­тельств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производст­венным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть проти­воречия. Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной терри­тории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения.

Второй способ - ввести платежи за загрязнение (налоги, дотации), рассчи­танные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые ввести налог на загрязнителя как инструмент интернализации внешних эффектов предложил анг­лийский экономист А. Пигу. Этот метод действеннее предыдущего, но, однако, не гарантирует в динамике сохранения качества ОС. т.к. материализует принцип «за­грязняй, но плати».


Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал ПС и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него. Под ассимиляционным потенциа­лом понимается способность ПС обезвреживать, поглощать и перерабатывать оп­ределенное количество ВВ без изменения своих основных свойств. Благодаря на­личию такой способности у ПС, общество имеет возможность осуществлять эко­номию природоохранных издержек, которая в конечном итоге и определяет цен­ность ассимиляционного потенциала.

Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциа­ла необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстерналь-ные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ас­симиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на из­держках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал «грязное произ­водство»), или получает дополнительные доходы от с/х, туризма и другого бизне­са, требующего хорошего качества ПС. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить распределение имущественных прав на ассимиляцион­ный потенциал ПС между предприятиями-загрязнителями (путем продажи лицен­зий на загрязнение). Введение имущественных прав на ассимиляционный потен­циал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике.

В конечном итоге в результате взаимных уступок и переговоров будет вы­бран оптимальный для природопользователей (загрязнителей), природы и «жертв загрязнения» вариант. Это положение называют теоремой Коуза. Он сделал вывод о том, что независимо от принадлежности права собственности свободные пере­говоры между заинтересованными сторонами могут привести к достижению эко­номически эффективного уровня загрязнения. Единственное, что необходимо для решения проблем ОС, согласно теореме Коуза, - это создание условий для перего­воров «жертвы загрязнения» и загрязнителя.

Однако на практике в большинстве случаев теорема Коуза не работает в силу большого числа сторон, заинтересованных в разрешении экологических конфлик­тов. Если проблема ограничивается двусторонними контактами, то найти взаимо­приемлемое решение достаточно легко. Но если речь идет о загрязнении воздуш­ного бассейна крупного города, затраты на определение участников, проведение переговоров и реализацию соглашения (так называемые трансакционные издерж­ки) становятся неоправданно большими. Кроме того, возникает проблема с опре­делением виновников деградации ПС. Так, загрязнение грунтовых вод может воз­никнуть во многих местах и по многим причинам, установить которые достоверно невозможно.

Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтере­сованными сторонами, даже если они известны. Например, в случае, когда экс-терналии затрагивают интересы будущих поколений, они не могут голосовать по принятию решений сейчас, хотя в будущем решения предыдущих поколений окажутся жизненно важными. Таким образом, во многих случаях рынок не спосо-


69 бен самостоятельно решать экологические проблемы. Поэтому необходимо го­сударственное регулирование, реализация природоохранной политики, учиты­вающей интересы всего общества.

Вопрос

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...