Интернализация внешних экологических издержек
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Вопрос Экологические издержки хозяйствующих субъектов включаются в общие производственные затраты, т.е. являются внутренними (ынтерналъными) для предприятия. Издержки, вызываемые загрязнением ОС (т.е. собственно экономический ущерб), являются для предприятия-загрязнителя внешними (экстерналь- ными), т.к. для самого производителя ущерб, вызванный его деятельностью, не влияет на издержки производства. Общество в целом заинтересовано в сокращении общественных экологических издержек, включающих природоохранные затраты и экономический ущерб от загрязнения. Конкретного же производителя интересует его внутренние (интернальные) природоохранные издержки, которые уплачиваются из бюджета предприятия и отражаются на других экономических показателях производства. Ущерб ОС, наносимый хозяйственной деятельностью данного субъекта хозяйствования, - это издержки других субъектов, т.е. для предпринимателя они внешние. Экстернальные издержки проявляются в увеличении затрат других предприятий на предварительную очистку загрязненной воды и воздуха, в прямых потерях дохода от снижения урожайности культур под воздействием вредных выбросов, ускорения коррозии металлов и др. В условиях господства общественной (государственной) собственности на средства производства проблема экстернальных издержек не возникала. Теоретически общество было одинаково заинтересовано в минимизации как внутренних, так и внешних издержек, т.к. оно как бы являлось собственником и предприятия, загрязняющего близлежащую территорию, и самой территории, терпящей ущерб от ухудшения качества среды. Тогда категория ущерба, заменявшая экстернальные издержки, рассматривалась как величина, необходимая для определения экономического оптимума загрязнения ПС.
Сейчас общество заинтересовано в снижении ущерба, а предприниматель -природоохранных предзатрат. Для того чтобы заинтересовать предпринимателя вкладывать деньги в природоохранные мероприятия, необходимо внешние издержки предприятия-загрязнителя превратить во внутренние, т.е. интернализиро-вать внешние издержки (что, по сути, означает трансформирование принципа «платит жертва» в принцип «платит загрязнитель»). Это сложная проблема, которая до конца не решена даже в странах с развитой рыночной экономикой. Одним из возможных путей превращения внешних издержек во внутренние является создание институционального механизма, понуждающего предпринимателя учитывать экологический фактор в процессе принятия хозяйственных решений. Это, во-первых, законодательное закрепление принципа компенсации ущерба, тогда реципиенты через суд могут предъявить предпринимателю иск и взыскать с него сумму ущерба. Но если условия компенсации не определены заранее, то возникают технические сложности по определению величины ущерба, доказательств его достоверности: ведь если с той или иной степенью точности можно установить ущерб, наносимый сельскому хозяйству или основным производственным фондам, то по поводу ущерба здоровью людей могут возникнуть противоречия. Сложности компенсации ущерба усугубляются тем, что на одной территории сосредоточено, как правило, несколько производств, и трудно установить конкретного виновника загрязнения. Второй способ - ввести платежи за загрязнение (налоги, дотации), рассчитанные на основе предельных природоохранных затрат. Впервые ввести налог на загрязнителя как инструмент интернализации внешних эффектов предложил английский экономист А. Пигу. Этот метод действеннее предыдущего, но, однако, не гарантирует в динамике сохранения качества ОС. т.к. материализует принцип «загрязняй, но плати».
Наиболее перспективным методом интернализации внешних издержек в условиях перехода к рыночным отношениям станет введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал ПС и создание механизма последующего перераспределения прав собственности на него. Под ассимиляционным потенциалом понимается способность ПС обезвреживать, поглощать и перерабатывать определенное количество ВВ без изменения своих основных свойств. Благодаря наличию такой способности у ПС, общество имеет возможность осуществлять экономию природоохранных издержек, которая в конечном итоге и определяет ценность ассимиляционного потенциала. Для обеспечения рационального использования ассимиляционного потенциала необходимо введение имущественных прав на него. В этом случае экстерналь-ные издержки превращаются в интернальные (внутренние): либо пользователь ассимиляционного потенциала (предприятие-загрязнитель) платит собственнику, либо собственник сам использует ассимиляционный потенциал, экономя на издержках по борьбе с загрязнением (в том случае, если он создал «грязное производство»), или получает дополнительные доходы от с/х, туризма и другого бизнеса, требующего хорошего качества ПС. Собственником в широком смысле может выступать государство в лице местных или центральных органов власти. Именно они должны обеспечить распределение имущественных прав на ассимиляционный потенциал ПС между предприятиями-загрязнителями (путем продажи лицензий на загрязнение). Введение имущественных прав на ассимиляционный потенциал должно быть дополнено возможностью перераспределения (продажи) прав собственности, тогда процесс рационального его использования будет обеспечен в динамике. В конечном итоге в результате взаимных уступок и переговоров будет выбран оптимальный для природопользователей (загрязнителей), природы и «жертв загрязнения» вариант. Это положение называют теоремой Коуза. Он сделал вывод о том, что независимо от принадлежности права собственности свободные переговоры между заинтересованными сторонами могут привести к достижению экономически эффективного уровня загрязнения. Единственное, что необходимо для решения проблем ОС, согласно теореме Коуза, - это создание условий для переговоров «жертвы загрязнения» и загрязнителя.
Однако на практике в большинстве случаев теорема Коуза не работает в силу большого числа сторон, заинтересованных в разрешении экологических конфликтов. Если проблема ограничивается двусторонними контактами, то найти взаимоприемлемое решение достаточно легко. Но если речь идет о загрязнении воздушного бассейна крупного города, затраты на определение участников, проведение переговоров и реализацию соглашения (так называемые трансакционные издержки) становятся неоправданно большими. Кроме того, возникает проблема с определением виновников деградации ПС. Так, загрязнение грунтовых вод может возникнуть во многих местах и по многим причинам, установить которые достоверно невозможно. Не всегда существует возможность провести переговоры со всеми заинтересованными сторонами, даже если они известны. Например, в случае, когда экс-терналии затрагивают интересы будущих поколений, они не могут голосовать по принятию решений сейчас, хотя в будущем решения предыдущих поколений окажутся жизненно важными. Таким образом, во многих случаях рынок не спосо- 69 бен самостоятельно решать экологические проблемы. Поэтому необходимо государственное регулирование, реализация природоохранной политики, учитывающей интересы всего общества. Вопрос
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|