Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меркантилизм как первая экономическая школа.




Меркантилизм характеризовался двумя составляющими:

во-первых, могущество государства рассматривалось им как главная цель, на достижение которой должны быть направлены все усилия общества;

во-вторых, он отстаивал политику протекционизма, т. е. защиту интересов национальных производителей.

Этапы в развитии взглядов меркантилизма на экономическую политику:

1 этап – обоснование политики активного денежного баланса;

2 этап – обоснование политики активного торгового баланса.

Классическая политическая экономия:

У истоков классической политической экономии стояли английский экономист Уильям Петти и француз Пьер Буагильбер.

Их главная заслуга заключалась в поиске источника богатства в производстве и постепенном подрыве старой меркантилистской догмы о необходимости постоянного вмешательства государства в экономику.

Классическая политическая экономия (школа физиократов): физиократы развили положение о невмешательстве государства в экономику; они считали, что богатство создается в сфере материального производства (правда, они ошибочно считали, что только в сельском хозяйстве), что принципиально отличало их от меркантилистов.

Дальнейшее развитие классической политической экономии связано с работами А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, Ж.-Б. Сэя, Дж. Милля, Н.Сениора, Дж. Ст. Милля.

Классическая политическая экономия– основные характеристики:

l акцент на анализе проблем производства и распределения материальных благ;

l в центре анализа находилась проблема стоимости (ценности);

l классики были убеждены в том, что в рыночном хозяйстве действуют универсальные и объективные экономические законы. Ими игнорировались субъективно-психологические факторы хозяйственной жизни;

l классики считали, что в рыночной экономике действует закон рынков (так называемый «закон Сэя»), согласно которому предложение товаров всегда создает адекватный спрос на них. Поэтому всё, что производится, обязательно будет реализовано, спада производства и вынужденной безработицы быть не может, и нет необходимости для государства вмешиваться в функционирование экономики;

l в классической модели цены и заработная плата предполагались гибкими, т.е. могли как расти, так и снижаться;

l классической школой деньги воспринимались только как техническое средство, помогающее облегчить обмен.

Концепция «экономического человека» А. Смита: каждый индивид при осуществлении своих действий руководствуется личными интересами и стремится к максимальной выгоде для себя.

Концепция «невидимой руки» А. Смита: поведение отдельных людей, ведущих себя в соответствии с концепцией «экономического человека», в конечном счете приводит к максимально возможному общественному благосостоянию.

Д. Рикардо принадлежат такие исторические заслуги, как разработка теории ренты, количественной теории денег, принципа сравнительных преимуществ в международной торговле и ряда других положений, до сих пор в той или иной мере используемых экономической наукой.

К. Маркс разработал социально-экономическую теорию, в которой содержание экономики рассматривалось через развитие отношений собственности, а в центр внимания поставлен вопрос об эксплуатации в капиталистическом обществе, об антагонистической противоположности классов наемных рабочих и капиталистов.

Маржиналистская революция:

Работы представителей австрийской школы маржинализма Карла Менгера, Ойгена фон Бём-Баверка, Фридриха фон Визера стали методологической основой для решения следующей научной проблемы: цены на рынке не обязательно отражали стоимость в ее классическом понимании, поскольку люди часто хотели платить больше за вещь как таковую, а не за затраты.

Австрийская школа маржинализма характеризуется акцентом на субъективизме и психологизме. В центре анализа — сфера потребления, в то время как к сфере производства существует значительное пренебрежение.

Неоклассическая экономическая теория:

Теория, соединившая два направления экономической теории (классическую теорию и маржинализм) на методологической основе маржинализма, стала называться неоклассической теорией.

Методология неоклассической экономической теории:

l Покупатели пытаются максимизировать свои выгоды от получения товаров, увеличения покупки товара до тех пор, пока выгода, получаемая ими от дополнительной единицы, не уравновесится тем, что им приходится отдавать для ее получения. Таким образом они максимизируют суммарную полезность, т.е. удовлетворение, связанное с потреблением товаров и услуг. Данный подход лежит в основе современной теории спроса.

l Производители будут производить товары таким образом, чтобы уравновесить издержки производства дополнительной, или предельной единицы с приносимым ею доходом. В результате они максимизируют свою суммарную прибыль. В этом суть современной теории предложения.

l Соответственно, цена товара определяется рынком в результате «уравновешивания» потребностей потребителей и затрат производителей, спроса и предложения.

Дальнейшее развитие неоклассической теории связано с именами Джона Мориса Кларка и Йозефа Шумпетера (введение в экономический анализ динамики), Артура Пигу (обоснование идеи роста общественного благосостояния путем государственного перераспределения доходов), Кнута Викселля (акцентировал внимание на реформировании кредитно-денежного регулирования экономики) и др.

Кейнсианская революция:

l Кейнсианская революция, с одной стороны, состояла в обособлении в самостоятельную дисциплину целой ветви экономической науки — макроэкономики. Благодаря Кейнсу анализ макроэкономических проблем стал осуществляться независимо от микроэкономических исследований поведения потребителей и фирм, ценообразования на рынках производственных ресурсов и т.д.

l Кейнсианская революция, с другой стороны, была реакцией на недостатки неоклассического подхода к анализу экономической жизни. Кейнс считал, что рыночная экономика является внутренне нестабильной, а ее нормальным состоянием является вынужденная безработица. Поэтому возникает необходимость в активном макроэкономическом государственном регулировании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...