Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка.




Рынок — явление чрезвычайно сложное. Различные определения рынка акцентируют внимание лишь на отдельных его сторонах. Все они не могут считаться исчерпывающими.

Все определения понятия «рынок» можно условно разделить на две группы:

 

Определение, учитывающее оба эти подходы:

Рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без всякого государственного регулирования).

Субъекты рынка:

домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов;

фирмы (предприятия) как производители экономических благ.

Домашние хозяйства – это экономические единицы, в которых группа лиц объединяет свои доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения.

Фирмы – это экономические единицы, которые производят товары и услуги на основе осуществления предпринимательской деятельности (соединения всех факторов производства) с целью получения прибыли.

Экономические субъекты:

· домашние хозяйства;

· фирмы;

· государство.

Государство (правительство) – это коллективный экономический субъект, представленный учреждениями и организациями, получающий доход в виде налогов на домашние хозяйства и фирмы и предоставляющий взамен государственные услуги, обеспечение которыми за счет рынка затруднено.

Основные черты (принципы) рыночной экономики:

· свобода экономической деятельности рыночных агентов;

· добровольный обмен (сотрудничество) между ними;

· свободное ценообразование;

· конкуренция;

· экономическая ответственность участников рынка;

· частная собственность.

Свобода экономической деятельности рыночных агентов: все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, законов и правил, стремятся к достижению собственных целей.

Добровольный обмен (сотрудничество) между рыночными агентами: поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам.

Свободное ценообразование: поскольку стороны независимы в принятии решений и вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются свободно под воздействием рыночных сил.

Конкуренция: участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики – побеждает в ней тот, кто эффективнее.

Конкуренция как «процедура открытия» (по Хайеку):

· конкуренция представляет ценность только потому, что ее результаты заранее неизвестны и непредсказуемы;

· они отличны от тех, к которым каждый предприниматель сознательно стремится;

· поэтому общества, полагающиеся на конкуренцию, в конечном счете успешнее других достигают свои цели.

Экономическая ответственность участников рынка: тот, кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности.

Частная собственность: свобода деятельности и экономическая ответственность за неё, независимость субъектов, добровольность обмена, конкуренция могут в полной мере реализовываться лишь в случае, когда индивиды обладают правами частной собственности на производственные ресурсы, объекты сделок и т.д.

Функции рынка:

· информационная;

· стимулирующая;

· коммуникативная;

· распределительная и др.

Информационная функция:

для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима полная и достоверная информация о состоянии внешней среды.

Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если они формируются свободно, то точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей.

Информационное преимущество рыночной экономики (по Хайеку):

Экономический центр для принятия эффективных экономических решений должен обладать полной экономической информацией.

Но экономически значимая информация мимолетна, и если ее не использовать сразу, она быстро устаревает.

Технических же средств для мгновенного сбора, обработки и передачи заинтересованным лицам экономической информации пока нет, и в обозримом будущем они созданы не будут.

Информационное преимущество рынка (по Хайеку):

(2) Но даже если предположить наличие технических средств для мгновенного сбора, переработки и передачи экономической информации тем, кто в ней нуждается, для эффективного централизованного управления необходимы еще и стимулы, побуждающие хозяйствующих субъектов предоставлять экономическому центру полную и неискаженную информацию.

В плановой экономике, когда благополучие субъекта хозяйствования зависит от степени выполнения государственных планов, естественным было бы их желание сообщать в экономический центр неполные и заниженные данные о своих производственных возможностях.

Информационное преимущество рынка (по Хайеку):

(3) И даже если бы такие стимулы существовали, то все равно бóльшая часть экономически значимой информации осталась бы неиспользованной, поскольку она в значительной мере состоит из практических навыков, умений, установок, привычек, в принципе не поддаётся формализации и не может быть использована планирующими государственными органами.

Стимулирующая функция рынка: рынок дает стимулы в виде прибылей и убытков для осуществления экономической деятельности, наиболее целесообразной и полезной с точки зрения общества.

Функция коммуникации (связи) обособленных производителей и потребителей: ценовой механизм заставляет производителей и потребителей согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга.

Распределительная функция: получаемые индивидами доходы представляют собой выплаты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавливаются на рынках факторов производства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...