Вопрос. Рынок: понятие, условия возникновения. Функции рынка. Институциональные основы функционирования рынка.
Рынок — явление чрезвычайно сложное. Различные определения рынка акцентируют внимание лишь на отдельных его сторонах. Все они не могут считаться исчерпывающими. Все определения понятия «рынок» можно условно разделить на две группы:
Определение, учитывающее оба эти подходы: Рынок — это форма координации связей между производителями и потребителями «по горизонтали», на основе свободного ценообразования (без всякого государственного регулирования). Субъекты рынка: домашние хозяйства (индивиды) как владельцы производственных ресурсов; фирмы (предприятия) как производители экономических благ. Домашние хозяйства – это экономические единицы, в которых группа лиц объединяет свои доходы, имеет общую собственность и сообща принимает экономические решения. Фирмы – это экономические единицы, которые производят товары и услуги на основе осуществления предпринимательской деятельности (соединения всех факторов производства) с целью получения прибыли. Экономические субъекты: · домашние хозяйства; · фирмы; · государство. Государство (правительство) – это коллективный экономический субъект, представленный учреждениями и организациями, получающий доход в виде налогов на домашние хозяйства и фирмы и предоставляющий взамен государственные услуги, обеспечение которыми за счет рынка затруднено. Основные черты (принципы) рыночной экономики: · свобода экономической деятельности рыночных агентов; · добровольный обмен (сотрудничество) между ними; · свободное ценообразование; · конкуренция; · экономическая ответственность участников рынка; · частная собственность. Свобода экономической деятельности рыночных агентов: все домашние хозяйства и фирмы действуют относительно независимо друг от друга, принимают самостоятельные решения в рамках существующих норм, законов и правил, стремятся к достижению собственных целей.
Добровольный обмен (сотрудничество) между рыночными агентами: поскольку ни один рыночный агент не может принудить другого к нежелательной для него сделке, стороны вынуждены договариваться, приходить к взаимоприемлемым компромиссам. Свободное ценообразование: поскольку стороны независимы в принятии решений и вынуждены договариваться об условиях сделки, цены на рынке устанавливаются свободно под воздействием рыночных сил. Конкуренция: участники рынка конкурируют между собой: производители — чтобы продать товар, потребители — чтобы купить его. Конкуренция является основой эффективности экономики – побеждает в ней тот, кто эффективнее. Конкуренция как «процедура открытия» (по Хайеку): · конкуренция представляет ценность только потому, что ее результаты заранее неизвестны и непредсказуемы; · они отличны от тех, к которым каждый предприниматель сознательно стремится; · поэтому общества, полагающиеся на конкуренцию, в конечном счете успешнее других достигают свои цели. Экономическая ответственность участников рынка: тот, кто стремится к достижению собственных интересов и принимает независимые решения, должен нести и всю полноту ответственности за результаты своей деятельности. Частная собственность: свобода деятельности и экономическая ответственность за неё, независимость субъектов, добровольность обмена, конкуренция могут в полной мере реализовываться лишь в случае, когда индивиды обладают правами частной собственности на производственные ресурсы, объекты сделок и т.д. Функции рынка: · информационная; · стимулирующая; · коммуникативная; · распределительная и др.
Информационная функция: для того чтобы принимать эффективные решения, экономическим агентам необходима полная и достоверная информация о состоянии внешней среды. Важнейшим источником информации на рынке являются цены. Если они формируются свободно, то точно отражают предпочтения потребителей и возможности производителей. Информационное преимущество рыночной экономики (по Хайеку): Экономический центр для принятия эффективных экономических решений должен обладать полной экономической информацией. Но экономически значимая информация мимолетна, и если ее не использовать сразу, она быстро устаревает. Технических же средств для мгновенного сбора, обработки и передачи заинтересованным лицам экономической информации пока нет, и в обозримом будущем они созданы не будут. Информационное преимущество рынка (по Хайеку): (2) Но даже если предположить наличие технических средств для мгновенного сбора, переработки и передачи экономической информации тем, кто в ней нуждается, для эффективного централизованного управления необходимы еще и стимулы, побуждающие хозяйствующих субъектов предоставлять экономическому центру полную и неискаженную информацию. В плановой экономике, когда благополучие субъекта хозяйствования зависит от степени выполнения государственных планов, естественным было бы их желание сообщать в экономический центр неполные и заниженные данные о своих производственных возможностях. Информационное преимущество рынка (по Хайеку): (3) И даже если бы такие стимулы существовали, то все равно бóльшая часть экономически значимой информации осталась бы неиспользованной, поскольку она в значительной мере состоит из практических навыков, умений, установок, привычек, в принципе не поддаётся формализации и не может быть использована планирующими государственными органами. Стимулирующая функция рынка: рынок дает стимулы в виде прибылей и убытков для осуществления экономической деятельности, наиболее целесообразной и полезной с точки зрения общества. Функция коммуникации (связи) обособленных производителей и потребителей: ценовой механизм заставляет производителей и потребителей согласованно действовать даже в том случае, когда они не задумываются о существовании друг друга.
Распределительная функция: получаемые индивидами доходы представляют собой выплаты за принадлежащие им производственные ресурсы — труд, капитал, землю, предпринимательскую способность. Доходы людей зависят как от количества и качества этих ресурсов, так и от цен, которые устанавливаются на рынках факторов производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|