Специфика делового стиля письма
Текст письма излагается в повествовательной манере, как правило, при прямом порядке слов в предложении, с включением сложносокращенных слов (госкомитет, ОАО «Газпром», и т. п.) и аббревиатур (ГОСТ, ПК и др.). Стиль письма отличается частым употреблением отглагольных существительных, отыменных предлогов (на основании, в отношении, в соответствии с, в силу, в целях, за счет и др.), сложных союзов (вследствие того что; ввиду того что; в связи с тем что; в силу того что и т. п.), а также словосочетаний-связок, служащих для соединения частей сложного предложения {на случай, если...; на том основании, что...; по той причине, что...; с тем условием, что...; таким образом, что...; то обстоятельство, что...; тот факт, что... и др.). Если в деловом письме автор документа — лицо юридическое, то действия передаются от третьего лица единственного числа: предприятие гарантирует..., не возражает..., предлагает...; от третьего лица множественного числа: Совет директоров, администрация предприятия убедительно просят...; от первого лица множественного числа: просим..., сообщаем..., подтверждаем... Если автор — лицо физическое, то действия передаются от первого лица единственного числа: Прошу..., ставлю Вас в известность..., довожу до Вашего сведения...; от первого лица множественного числа: поддерживаем..., одобряем..., напоминаем..., выражаем... и т.д. Характерной особенностью стиля делового письма является широкое употребление в текстах устойчивых (шаблонных, стандартных) языковых оборотов (моделей, формул, клише). Наличие их в деловом языке — следствие четкой регламентированности служебных отношений, повторяемости управленческих процедур и тематической ограниченности текстов документов.
Владение деловым стилем — это во многом и есть знание и умение употреблять языковые формулы, модели речевых оборотов. Деловой этикет в переписке Деловой этикетвообще — это порядок поведения, установленный в деловом общении. Деловой этикет, в частности, проявляет себя в форме изложения текста письма, прежде всего в формулах обращения, выражении просьб, напоминаний, отказов, претензий, в способах аргументации, формулировках указаний, в заключительных словах. Обращение — обязательный элемент коммерческой переписки. Распространенными формулами обращения являются, например, такие: Уважаемый господин (госпожа) с указанием фамилии; Уважаемые коллеги (при обращении к группе лиц, связанных общим родом деятельности); Уважаемый Сергей Иванович (в письмах-приглашениях, в обращениях к известным лицам) и т. д. В деловой переписке должны быть исключены местоимения «я», «он», вместо них применяются местоимения «мы», «Вы». Большое значение для формирования положительного имиджа организации имеет соблюдение такой нормы делового этикета, как своевременность ответа на запрос, деловое предложение и т. д. Если по объективным причинам невозможно дать ответ в установленный срок, нужно сообщить адресату об этом, а также о том, когда будет дан окончательный ответ. Если требуется напомнить партнеру о необходимости выполнения его обязательств, напоминание формулируется в спокойной манере, без резких выражений, например: «Напоминаем Вам, что срок выполнения договора от 16.12.2004 № 25/42 истекает...» В ответ на жесткое письмо-претензию также нужно придерживаться этой нормы: «Мы должны извиниться за неудобства, причиненные как Вам, так и Вашим заказчикам вследствие несвоевременной отправки груза...» При подготовке ответного письма нужно обращать внимание на оформление реквизита «адресат». Если поступившее письмо подписал руководитель, ответ следует адресовать на его имя, если другое должностное лицо — отвечает на его имя.
Проявлением этикета является также употребление заключительных формул вежливости. Если текст письма начинается с формулы личного обращения к адресату, то в конце текста, перед подписью, должна быть заключительная формула вежливости: «С уважением...»; в отдельных случаях— «Ваш...», «Искренне Ваш...». Для образца можно привести следующий пример благодарственного письма:
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ МОСКВА Г-ну П. Самарину, 443025, РОССИЯ, САМАРА, вице-президенту IAMTI АЭРОПОРТ, ОТДЕЛ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ ТЕЛ/ФАКС (8462) 227 545 ТЕЛЕКС 214 258 START SU ТЕЛЕГРАФ 214 173 ПОРТ
от Белика Н В, НАШ НОМЕ РД АТА ______ генерального директора ВАШ НОМЕР _____ ДАТА ______ Международного аэропорта Самара
Уважаемый господин Самарин,
Благодарю Вас за участие в презентации Мастер- и Бизнес-планов Международного аэропорта Москва.Это событие стало очередным этапом на пути реконструкции аэропорта. Мы уверены, что при поддержке Администрации области и заинтересованных лиц мы сможем обеспечить лидерство модернизации системы аэропортов России путем предоставления высококачественного обслуживания на коммерческой основе при соблюдении экологических требований и в соответствии с международными стандартами.
Надеюсь, что наше дальнейшее сотрудничество будет взаимовыгодным.
С уважением, Н.В. Белик
КОММЕРЧЕСКИЕ ПИСЬМА Коммерческие письма выделяются в деловой корреспонденции по тематическому признаку — они оформляют, регистрируют заключение и выполнение коммерческой сделки, т. е. предваряют составление контракта (договора) и являются документами, регулирующими ход его выполнения. Коммерческие письма имеют статус документа. При рассмотрении дела в арбитражном суде они могут являться основанием для предъявления иска (письмо-договор, письмо-запрос, письмо-предложение, письмо-рекламация). Письма-договоры (контракты) Договор – это документ, закрепляющий правовые отношения юридических лиц (контрагентов) или физического лица с юридическим лицом. Характер сделки, условия, сроки, права и обязанности сторон непременно отражаются в соответствующих пунктах договора и составляют совокупность сведений, обеспечивающих документу правовую силу. С точки зрения текстовой организации эти пункты представляют собой модули — текстовые фрагменты с типовыми заголовками, представленные набором стандартных фраз. Вот типичный пример договора о поставках:
ДОГОВОР О ПОСТАВКАХ г. Тихвин 10 октября 2007 г.
Торговый Дом «Глория» в лице директора Вайнберга О. Е., действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и ООО «Coda» в лице директора Дуболазова Г. Н., действующего на основании Устава, именуемого в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили настоящий договор о встречных поставках: 1. ПРЕДМЕТ «ДОГОВОРА О ПОСТАВКАХ» 1. «Исполнитель» обязуется поставить (продать) товар в установленном количестве и качестве, а «Заказчик» принять и оплатить товар в установленный срок. «Исполнитель» имеет право на досрочную поставку в любой срок с момента заключения и вступления его в силу. 1.1. Наименование: сахар-песок. 1.2. Единица измерения: кг. 1.3. Цена за единицу: три тысячи сто рублей. 1.4. Количество: десять тысяч кг. 1.5. Стоимость товара: Тридцать один миллион рублей с учетом НДС и СН. 1.6. Качество: Сертификат ЦСМС. 2. УСЛОВИЯ ПОСТАВКИ И РАСЧЕТА ЗА ТОВАР 2.1. Срок отгрузки: в течение 3-х дней со дня подписания Договора со дня поступления денег на расчетный счет «Исполнителя». 2.2. Вид транспорта и базис поставки за счет «Заказчика». 2.3. Упаковка: мешки. 2.4. Срок, порядок и форма расчетов. 2.4.1. Срок оплаты: в течение 7 календарных дней со дня получения товара. 2.4.2. Порядок оплаты: 100% суммы до 17.10.2007 г. 2.4.3. Форма оплаты: безналичный расчет (платежное поручение). 2.5. При предварительной оплате «Заказчик» обязан в трехдневный срок со дня оплаты вручить «Исполнителю» заверенную банком копию платежного документа или известить его официальной (заверенной с уведомлением) телеграммой с номером, датой и суммой банковского авизо. При невыполнении «Заказчиком» требования настоящего пункта «Исполнитель» вправе по истечении__ дней с момента заключения договора реализовать товар.
3. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН 3.1. За просрочку поставки товара «Исполнитель» уплачивает «Заказчику» соответственно 10% от стоимости непоставленного товара в безакцептном порядке. 3.2. За безосновательный отказ или уклонение от оплаты товара, в том числе при предварительной оплате, «Заказчик» уплачивает «Исполнителю» штраф в размере 10% суммы, от оплаты которой он отказался в безакцептном порядке, за просрочку оплаты — 1% от суммы сделки за каждый день просрочки. 3.3. За отказ от принятия товара в установленный срок «Заказчик» уплачивает «Исполнителю» неустойку в размере 10%, а также возмещает убытки в размере 10% от суммы сделки в безакцептном порядке. 3.4. Торговая наценка «Заказчика» не более 25%. 3.5. Во всем остальном, не предусмотренном настоящим договором, стороны руководствуются Постановлением ПВС РФ и правительства РФ № 2837-1 от 25.05.92 г. и действующим законодательством РФ. 4. СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА И ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ 4.1. Договор вступает в силу со дня подписания договора. 4.2. Срок действия договора до декабря месяца. 4.3. Настоящий договор может быть изменен, расторгнут и т. п. при форс-мажоре (обстоятельства непреодолимой силы: стихийные бедствия, правительственные постановления, военные действия, изменение отпускной цены производителя, и т. п.). 4.4. «Исполнитель» не несет ответственности перед «Заказчиком» за отказ и прием к перевозке товара МПС (железной дорогой). 4.5. В случаях п. 4.3., п.4.4. «Исполнитель» обязан сообщить «Заказчику» в______дневный срок и в____дневный срок вернуть средства без штрафных санкций. 4.6. Разногласия, споры, расторжение договора, согласование сроков решаются путем переговоров, в противном случае через арбитраж. 5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ ______________________________________________________ ______________________________________________________
Письмо-запрос Письмо-запрос— это коммерческий документ, представляющий собой обращение лица, желающего заключить сделку (покупателя к продавцу, импортера к экспортеру) с просьбой дать подробную информацию о товаре и направить предложение на поставку товара (просьба продавца к покупателю). 443022, ПО «Экран» АО «Кольмекс» Г. Тихвин, ул. Карла-Маркса, 24 03.03.97. № 50-279/561 О запросе предложения на запасные части Просим Вас выслать в наш адрес предложение в 3-х экземплярах на поставку запасных частей в соответствии с прилагаемой спецификацией. В предложении просим указать полное наименование, тип, технические характеристики, материал (где это необходимо), цену и массу по каждой позиции спецификации, а также возможные сроки и общий объем поставки в кубических метрах.
Просим также указать отдельно стоимость упаковки и транспортировки. Просим, по возможности, сообщить более точную дату высылки Вашего предложения в наш адрес. В случае, если Вы по каким-то причинам не сможете разработать предложение, мы будем признательны за ваше сообщение об этом в минимальный срок обратной почтой. При ответе просим ссылаться на наш номер. Заранее благодарим. Коммерческий директор Л. Н. Шишаков
Письмо- предложение (оферта) Предложение (оферта) — это заявление продавца, экспортера о желании заключить сделку с указанием ее конкретных условий. Предложение о заключении сделки может быть направлено в ответ на запрос покупателя на основе твердой договоренности или в порядке инициативы. В предложении обычно указываются наименование и количество товара, услуг, условия платежа и другие условия сделки. Предложение такого типа аналогично тексту договора о купле-продаже, имеет юридическую силу и подлежит обязательному рассмотрению.
ООО «НОУКРУС» Директору рекламной 07.02.2007. М21/ОР-03 фирмы «Прайм-тайм» Шляпину С.А. Предложение о размещении рекламы Уважаемый господин директор!
Мы рады предложить вашей фирме заключить с нами договор о проведении рекламной кампании для продвижения на рынке нашей новой продукции: хрустальные светильники, люстры, украшения для интерьера. Сроки проведения рекламной кампании — I квартал 2007 года. Условия сделки — предварительная оплата в размере 50% от общей стоимости. Наш адрес:
Письмо-рекламация Рекламация — это коммерческий документ, представляющий собой претензии к стороне, нарушившей принятые на себя обязательства, и требование возмещения убытков. Рекламации могут быть предъявлены в отношении качества товаров, сроков поставки, упаковки, маркировки, платежа и других условий контракта. Необходимым компонентом рекламации являются основания для предъявления претензий, аргументация, доказательства, конкретные требования со стороны, предъявляющей претензию. К рекламациям часто прилагаются акты обследования, приема товара. Директору ОАО «Бумлесторг» Фиклистову О.А. О просрочке поставки товара Олег Алексеевич! По контракту № 24 от 17.10.2007. Ваше предприятие должно было поставить товар не позднее 01.10.97. Однако в нарушение п.4.1 контракта товар был поставлен с опозданием на 22 дня. На основании п.5.4 контракта наша фирма начисляет Вам пени в размере...руб. Указанную сумму просим перевести в течение 5 банковских дней на наш расчетный счет №... в Инкомбанке. В случае неуплаты этой суммы в предлагаемый срок мы будем вынуждены обратиться в арбитраж. Приложение: Акт приема товаров от 23.09.2007. Директор фирмы... Подпись ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение можно сделать следующие выводы: Деловое письмо является особым типом документов, менее жестко регламентированным, чем контракт или постановление, но имеющим юридическую значимость. Деловая переписка регистрируется и хранится в обеих организациях, как исходящая и входящая документация. Это важно, потому что деловые письма выступают в роли инструмента, регулирующего экономико-правовые и социальные отношения между корреспондентами (контрагентами, партнерами, участниками социальных отношений). Деловое письмо выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это — информационная функция. В письме фиксируются факты, сведения, мнения и другие явления практической и мыслительной деятельности людей. Письмо обладает организационной функцией. С помощью письма обеспечивается воздействие на людей в целях организации и координации их деятельности. Внешние связи организаций обеспечивает коммуникативная функция письма. Письмо несет юридическую функцию, поскольку его содержание используется в качестве свидетельства, доказательства при рассмотрении спорных вопросов сторонами отношений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|