Специфика невербальной коммуникации
Стр 1 из 45Следующая ⇒ В чем суть невербальной коммуникации НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ, СПЕЦИФИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ, НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ КОММУНИКАЦИИ, КИНЕСИКА, ТАКЕСИКА, СЕНСОРИКА, ПРОКСЕМИКА, ХРОНЕМИКА Данная курсовая работа посвящена исследованию невербальной коммуникации, как средство межкультурного общения, и выявлению сходств и различий между одними и теми же элементами невербальной коммуникации в разных странах мира. Цель работы? выявить специфику невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения. Теоретическую основу исследования составляют труды известных отечественных и зарубежных специалистов в области межкультурной коммуникации. В ходе выполнения настоящей курсовой работы были приведены примеры использования элементов невербальной коммуникации в зависимости от культурной принадлежности коммуникантов, было проведено сравнение значений элементов невербальной коммуникации. В результате исследования было выяснено, что все элементы невербальной коммуникации культурно обусловлены, и что неправильное толкование некоторых жестов может привести к недоразумениям, особенно если не учитывать национальные особенности жестикулирующего собеседника.
ВВЕДЕНИЕ
Общеизвестно, как трудно выучить иностранный язык. Сколько сил и времени нужно затратить. Но на земле существует один язык, который доступен и понятен всем - это язык телодвижений, который мы используем каждый день. И в настоящее время в процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений. Без сомнения, знать язык своего партнера по коммуникации необходимо, но не следует забывать, что на долю общения посредством слов приходится всего лишь 35 % передаваемой информации. Остальные 65 % составляют невербальные сообщения, то есть происходящие без использования слов.
Прочтение любых элементов невербальной коммуникации (жестов, мимики, позы, одежды, прически) способствует достижению высокой степени взаимопонимания. Отслеживание такой информации дает собеседникам сведения о морально-личностных качествах друг друга, о настроении, чувствах, переживаниях, намерениях, ожиданиях и т.д. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми разных культур, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме. А для профессии переводчика это важно вдвойне, так как мы должны не только переводить иностранную речь, но и уметь понимать чувства и эмоции людей, чтобы правильно и в полной мере перевести их слова. Цель данной курсовой работы - выявить специфику невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения. Объект исследования - невербальная коммуникация. Предмет исследования - специфика невербальной коммуникации в межкультурном общении. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи: дать определение понятию «невербальная коммуникация»; выяснить в чем заключается специфика невербальной коммуникации; определить роль невербальной коммуникации в процессе межкультурного общения; выявить основные невербальные элементы коммуникации и дать им характеристику; провести сопоставительный анализ невербальных средств общения в разных странах. В данной курсовой работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы;
сравнительно - сопоставительный анализ таких элементов невербальной коммуникации как жесты, на примере различных стран. Научная новизна заключается в том, что в данной работе определяются сходства и различия невербальных средств коммуникации в зависимости от культурной принадлежности собеседников и от определенной ситуации межкультурного общения. Теоретическая значимость работы состоит в том, что ее результаты вносят определенный вклад в развитие межкультурного общения и помогают коммуникантам лучше понять друг друга, и тем самым достигнуть положительных результатов коммуникации. Практическая ценность работы заключается в возможности использования примеров межкультурной невербальной коммуникации на занятиях по дисциплине «Введение в теорию межкультурной коммуникации», «Практикум по межкультурной коммуникации». НЕВЕРБАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ и ее специфика
Специфика невербальной коммуникации
Исследования процесса коммуникации показывают, что речевое (вербальное) общение является основным видом человеческой коммуникации [13, стр. 164]. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек произносит за день около 30 тысяч слов или примерно 3 тысячи слов в час [6, c.132]. Но эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только тем, насколько понятны собеседнику слова и другие элементы вербальной коммуникации, но и умением правильно интерпретировать визуальную информацию, то есть взгляд партнера, его мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Ведь даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же он не является единственным инструментом. Ученые установили, что с помощью языка мы передаем не более 70 % информации своим собеседникам [13, c.165]. Наряду с языком существует довольно большое число способов общения, которые также служат средством сообщения информации, и эти формы общения ученые объединили понятием «невербальная коммуникация». Жесты, мимика, позы, одежда, прически, окружающие нас предметы, привычные для нас действия - все они представляют собой определенный вид коммуникации, получивший название невербальной коммуникации.
Невербальное общение - наиболее древняя форма коммуникации. Наши предки общались между собой при помощи наклона тела, мимики, тембра и интонации голоса, частоты дыхания, взгляда. Мы и сейчас часто понимаем друг друга без слов. Невербальное общение часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться. Так что же такое невербальная коммуникация? А.П. Садохин под невербальной коммуникацией в науке понимает совокупность неязыковых средств, символов и знаков, используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения.[13, с. 165] М.С. Андрианов дает следующее определение: «Невербальная коммуникация - это совокупность неречевых коммуникативных средств - система жестов, знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения с большой степенью точностью и играющих важнейшую роль в смысловом понимании людей друг друга» [3, с. 12]. Ю.П. Тен в своем учебнике «Культорология и межкультурная коммуникация» использует следующее определение невербальной коммуникации: «система символов, знаков и жестов, заключающих в себе определенные сообщения с высокой степенью точности, которая используется и развивается в целях коммуникации членами данной культуры» [16, с. 137-138]. Как мы можем видеть, что, не смотря на различные интерпретации определения невербальной коммуникации, у всех определений есть сходство. Все авторы определяют невербальную коммуникацию как систему, или совокупность, неязыковых, неречевых средств (символов, знаков жестов), используемых для передачи информации и сообщений в процессе общения. Также М.С. Андрианов и Ю.П. Тен уточняют тот факт, что невербальная коммуникация, как система неязыковых средств, используется для передачи сообщений с наибольшей точностью, что помогает коммуникантам лучше понять друг друга. В данной работе мы будем придерживаться определения М.С. Андрианова, так как, на наш взгляд, именно этот автор дает наиболее полное и точное определение невербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношений, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами. На протяжении всей своей эволюции человек применял жесты, понимая и оценивая эмоциональное состояние соплеменников по движениям их тела, рук и ног. Часть невербального языка универсальна: все младенцы одинаково плачут и смеются. Другая часть, например жесты, различается от культуры к культуре. Они имеют культурную природу, они осваиваются и передаются путем научения. Те жесты, которые универсальны, то есть встречаются у представителей всех культур, являются типичными для человека как вида и, скорее всего, имеют древнее происхождение. Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой, смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человекообразными обезьянами (шимпанзе и бонобо). Но животные обучаются этим жестам через имитацию, а человек приобретает их в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики) [13, с. 165-167]. Т.Г. Грушевицкая отмечает, что в процессе межкультурной коммуникации невербальное общение является ее составной частью и связано с вербальным общением. Элементы вербальной и невербальной коммуникации могут дополнять, опровергать и замещать друг друга. На практике эта взаимосвязь может проявляться в нескольких вариантах. Невербальное общение может дополнять вербальное сообщение: если улыбаетесь и говорите: «Привет, как дела?», то эти два действия дополняют друг друга. Дополнение означает, что невербальные элементы делают речь более выразительной, уточняют и разъясняют ее. Улыбка при встрече с другом, когда говорите ему, что очень рады увидеться с ним, дополняет речевое сообщение. Речь лучше понимается, если она сопровождается жестами.
Невербальное поведение может противоречить вербальным сообщениям: если вы не смотрите в глаза своему собеседнику и говорите: «С вами очень приятно беседовать», то такое невербальное действие опровергает ваше позитивное вербальное сообщение. Опровержение означает, что невербальная информация противоречит словам человека. Если говорите, что рады кого-то видеть, но при этом хмуритесь, говорите сухо и холодно, то собеседник наверняка усомнится в искренности. Из-за неосознанности и спонтанности невербального поведения, которое плохо контролируется сознанием, оно может опровергать сказанное. Даже если человек контролирует свою первую реакцию, спустя некоторое время обнаруживается его подлинное состояние. Невербальные поступки могут заменять вербальные сообщения. Например: ребенок может указать на игрушку вместо того, чтобы сказать: «Хочу эту игрушку». Замещение означает использование невербального сообщения вместо вербального. Вполне возможно, находясь в шумной аудитории, жестами показать приятелю, что его приглашают выйти и поговорить. В магазине также с помощью жеста можно указать продавцу на интересующий вас товар. Невербальные действия могут служить регуляторами вербального общения. Регулирование представляет собой использование невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми. Для поддержания беседы часто используют знаки, замещающие слова: жесты, изменение позы, прикосновение к кому-то и др. Например, по кивку головы, взгляду, по интонации или наклону туловища можно понять, что пришла очередь вступить в разговор. Невербальное действие может повторять вербальное сообщение: просьба говорить тише, сопровождаемая приложением указательного пальца к губам. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полнее, точнее и понятнее выразить свои мысли, чувства, эмоции. Это является общим для всех культур, хотя тем или иным невербальным знакам в различных культурах придается разное значение. Следовательно, для общения с представителями других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие данной культуре [18]. Таким образом, невербальная коммуникация это сложный процесс, протекающий в основном неосознанно, и который тесно связан с вербальным. Невербальная коммуникация может или дополнять и усиливать словесное общение, или ему противоречить и ослаблять.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|