Искусство врачевания в Древнем Египте
Древние египтяне не считали магию и медицину чем-то несовместимым, поэтому занятия медициной входили в перечень обязанностей определенной ветви жреческого клана. Все болезни считались нарушением индивидуального равновесия между пациентом и космосом, поэтому лечение проводилось не только на физическом уровне, но и на других. Жрецов-врачевателей учили исцелять причину, а не следствие заболевания (не правда ли, звучит вполне в духе современного холистического подхода к болезням человека?). В принципе, врачевание рассматривалось не только как наука, но и как искусство; можно сказать, что египетский жрец-вра-чеватель, принимая пациентов, использовал как левое, так и правое полушария мозга. Египтяне ценили превентивную медицину, заботясь о том, чтобы болезнь прежде всего не могла поселиться в теле. Чтобы стать врачом или жрецом-врачевателем, нужно было пройти долгий и трудный период посвящения. Как правило, свой последний экзамен кандидаты должны были сдавать перед Мастерами гильдии в Гелио-поле. К. Жак особо подчеркивает тот факт, что «Лондонский медицинский папируо не является светским документом. Он говорит: Папирус был обнаружен однажды ночью в помещении храма. Его увидели, когда на него упал луч лунного света. Найденный документ принесли царю. Это великое событие произошло как раз во время празднования Эннеад. Каждый медицинский документ действительно принадлежит к области священных предметов. Это поразительное искусство, имеющее божественное происхождение, требует тесного взаимодействия между врачом и его пациентом. Обычного осмотра недостаточно. В полной мере сила медицины проявляется тогда, когда и сердце, и тело больного наполнены желанием изгнать болезнь. Магическое заклинание помогает объединить усилия больного и его исцелителя, придав им конкретную форму [8].
Иногда лечение пациента рассматривалось как битва Гора против Сета (т. е. боя Порядка с Хаосом). Подобный подход вполне соответствует установкам в современной парафизи-ке. Одним из элементов посвящения, которое проходил египетский жрец-врачеватель, было самоизлечение — оно рассматривалось как необходимое условие, позволяющее лечить других. Проводником врача в тонких планах был Тот, хотя собственно врач, в зависимости от своей специализации, мог работать с одним или несколькими божествами. Даже самое элементарное врачебное действие никогда не рассматривалось с точки зрения его исключительной принадлежности к материальному миру либо физическому телу; всегда существовала определенная магическая связь с божественной параллелью происходящего. В «Папирусе Эберса» сообщается о тонких телах и о том, что для полного восстановления здоровья и сил пациента врач обязан устранить нарушения в этих тонких телах. Правда, египтологи уже много лет считают, что некоторые медицинские фрагменты «Папируса Эберса» относятся исключительно к области элементарной физиологии. С другой стороны, повышение интереса к альтернативной терапии способствовало новой интерпретации древних знаний. К. Жак приводит серию потрясающих свидетельств о технике врачевания, которую использовали древние египтяне. Многие из этих приемов имели явно шаманский характер и были буквально переполнены магическим подтекстом. В противоположность этому, К. Жак также демонстрирует нам изображение звезды-богини (см. рис. 11-1), которая «получает энергию от Солнца. Она передает эту энергию змее — символу земных сил, которые пробуждаются к жизни, благодаря небесной энергии. Иными словами, что вверху —то и внизу»[9].
Именно эта крохотная иллюстрация дала мне ключ к Сириусу в момент, когда я просматривала скудные сведения, пытаясь найти в них что-нибудь о древнеегипетских методах врачевания. Ведь несмотря на то, что богиня получает энергии от Солнца, над ее головой сверкает знак Сириуса! Одним кз наиболее влиятельных символов, используемых древними египтянами в их искусстве врачевания, магии и защиты, было Око Гора. Его можно было встретить везде: вырезанным на саркофагах, стеллах, бортах лодок... Тогда считалось, что Урей, или змея, располагавшаяся на переносице царя в качестве «горящего Ока Ра», способна рассеять всех противников. Но при этом мы знаем, что на стелле Меттерниха изображены два глаза: «правое божественное Око» и «левое божественное Око», каждое из которых несло определенное значение. Так, левое (лунное) Око, по сути, являлось Оком Гора, или Оком Исцеления, тогда как правое Око (Урей) было больше связано с магией и защитой. Главным богом врачевания был Тот, хотя самым главным врачом египтяне считали Имхотепа (египтяне верили, что он —это Нефертум, сын Птаха и Сехмет), которого впоследствии также обожествили. Вероятно, Имхотеп был великим врачом, который жил на самой заре истории и при помощи своего знания и медицинского опыта творил настоящие чудеса. Я считаю, что захоронение, которое некоторые египтологи считают усыпальницей Имхотепа, на самом деле принадлежит кому-то другому. Дело в том, что неподалеку от входа в гробницу было обнаружено необычное количество останков ибисов, а ибис является священной птицей Тота и более поздних жрецов, занимавшихся исцелением. Поскольку в последнее время новых сведений об этом не поступало, остается только предположить, что либо археологи пошли по ложному след)', либо им не удалось продвинуться дальше в своих поисках. Египтяне считали, что Гор приносил исцеление физическому телу; умственное здоровье находилось во владении Баст и кошачьих божеств (хотя К. Жак отмечает, что жрецы львиноголовой богини Сехмет были не только магами, но также специалистами в медицине и хирургии). В Фиванский период приносящим здоровье божеством считался Хонсу. Мой египетский корреспондент любезно предоставил мне эту прекрасную молитву, обращенную к исцеляющему богу:
О Хонсу, Ясноликий, Могучий целитель, К тебе я взываю, чтобы был ты со мной сейчас, К тебе, кто изгоняет все болезни, К тебе, кто побеждает нездоровье и страдание, К тебе, изгоняющему невзгоды и несчастья, О Хонсу, Рассекающий Столетья, Возлюбленный миллионами, Ясный в храме своем, Раствори двери свои предо мною, Освети душу мою светом своим, Проникни глубоко в дух мой, исцели все мои недуга. О Хонсу, лишь ты один можешь изгнать навечно недуги, лежащие в душе моей, сделать мое тело здоровым, разум ясным, душу чистой и светлой в явлении духа моего. О Хонсу, приходящий по зову тех, кто искренен, как я сейчас. Я склоняюсь пред тобою, и признаю твое господство, и хочу стать частью тебя. О Хонсу, благослови меня своим даром исцеления, чтобы я тоже мог исцелять больных телом, или душою, или духом. Подними же меня, о божество Света, откликнись на мои жалобы и одари меня своим дыханием Здоровья, чтобы я тоже мог познать тебя, познать твою милость, познать пути твои. О Хонсу, услышь меня, молю тебя, ибо я пришел к тебе и кладу мольбы мои к стопам твоим, храму твоему, и буду я вечно восхвалять тебя в сердце моем. Приветствую тебя, о Славный Целитель. Анетч Хра-ку Хонсу Хе! Сириусианские нотки в этой молитве мне кажутся просто восхитительными. В особенности это касается упоминания времени: оно в точности соответствует сириусианским магическим формам самоисцеления, которые основаны на уходе из настоящего времени и переносе смещенной энергии, которая вызвала заболевание, во временную зону, из которой эта энергия появилась.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|