Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

"Есть идея" = "Есть видимость, идеология, идол".




" Есть идея" = " Есть видимость, идеология, идол".

 

ИДОЛ

Греческое eidolon – «вид», «образ», «призрак», «изображение».

Латинское idolum – «видение», «призрак».

Протоязыковый корень eid- тот же, что и в греческом idea.

Здесь по очевидным ассоциациям напрашивается сравнение с понятием «греза», «иллюзия», которое в свою очередь обнаруживает непосредственную семантическую связь со значением «грех».

Следовательно, галлюцинаторная продукция растревоженного мозга, называемая идеологией, столь же онтологически является извращением, что и грех, который «есть болезнь души» в формулировке VI Вселенского Собора, а по определению Григория Богослова «есть уклонение от доброго, не допускаемое… природой».

Семантическое поле: Идол – Вид – Образ – Призрак – Идея – Греза – Иллюзия – Грех.

ЛИЧНОСТЬ.

Протоязыковая база: leik - “изгибать”, “гнуть”, “изгиб”, “изогнутая линия”.

Древнерусское и старославянское: лице – “лицо”, “щека”, “личность”, “образ”, “вид”.

Верхнелужицкое и нижнелужицкое: lico – «щека», «лицо».

Сопряжена с понятием «лицо», которое в смысловой раскладке представлено такими значениями как: «отдельно взятый человек как член общества», а кроме того – «передняя, показная сторона предмета»; личити – «быть похожим»; «щека» - «образ», «вид».

Стало быть, личность несет в себе не суть, а поверхность, не оригинал, но копию, не истину, а некую подмену. В этом смысле к данному пониманию близок юнговский подход, трактующий Личность как «Персону», Маску, внешнее облачение, с чем человек себя идентифицирует, но чем на самом деле не является.

Значит, личность – это не Я в истинном смысле, а представление о себе, иллюзорное, ложное Я, фантом.

В соотнесении понятий «личность» – «щека» легко вспоминается известное и загадочное выражение: «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 56: 39). «Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку». (Лк. 6: 29).

Обратимся к основным положениям юнговского учения об архетипах, одним из которых является также – «персона», «маска» и означает облик, принимаемый человеком во внешнем мире. Под обликом понимается не только внешняя атрибутика, но и социальная роль. Ее функция направлена на определенную регуляцию и унификацию общественных отношений.

Однако, излишняя фиксация на персоне, и как это нередко бывает, даже идентификация с ней, несет в себе риск патологии. Опасность заключается в том, что слияние с архетипом неизбежно ведет к тому, что личность подпадает под его влияние. Отождествление с персоной в значительной степени сужает границы восприятия мира, лежащего за пределами социальной роли (профессии, семейного статуса) и в конечном итоге приводит к потере адекватной ориентации в жизненном пространстве.

Таким образом мы видим, что слияние с персоной, идентификация с личностью, личиной – «щекой» – представляет собой опасность для человека.

Вместе с тем, нам придется разобраться в тонких диалектических соотношениях. Совершенно некорректно утверждать, что персона сама по себе негативна. Напротив, она – благо, ибо придает носителю ее черты своеобразия, делает его отличным от другого, удерживает от тотального растворения в коллективном бессознательном. Но с другой стороны следует помнить, что приправа никогда не заменит основного блюда. Поразмыслим над простым вопросом: Кто для кого? – вещь для человека, или человек для вещи? Если последнее, то кто перестает существовать и становится что, и автоматически подпадает под закон тления вещей. Организм, ставший вещью, попадает в новую иерархическую систему неодушевленных предметов, иными словами, становится мертвым (См. Смерть) – при жизни. Но зачатки души при этом не исчезают. Душа же здесь уподобляется младенцу среди помойки. Ей мучительно и больно. Боль же проецируется на один из трех уровней бытия, или на все разом – тело, психику, судьбу. И в первом случае мы говорим о заболеваниях соматических, ведущих к тяжелым формам распада, во втором наблюдаем всевозможные депрессии, доходящие порой до суицида, в третьем – потрясения и катастрофы, связанные или с потерями или с мучениями близких.

Почему так происходит, видно из описанной механики, обеспечивающей регуляцию жизнедеятельности особи, которая в настоящем случае становится врагом душе своей, а, выражаясь психоаналитическим языком, вступает в конфликт с собственным бессознательным. Внутри личности возникает военное положение, и вся энергия, данная ей от рождения, направляется на борьбу… с собой.

Таким образом получается, что удар по «щеке» следует со стороны бессознательного, притесняемого и подавляемого, но постольку поскольку емуне присущи ни ненависть, ни агрессия, как и любые другие эмоции вообще, то такой удар следует рассматривать не как акцию нападения, но как адекватную реакцию обратной связи, зеркальный ответ на некое действие. И смысл такой реакции – вывести организм из замороженного, отождествленного, сцепленного состояния, пробудить от спячки даже путем порою «шокового» встряхивания, кризиса. Срабатывает фундаментальный инстинкт самосохранения.

Какие же способы «ударов по щеке» распознаются в плане очевидных, явных событий? Частично мы рассмотрели три уровня, на которых проецируется бессознательное, теперь же, обобщая сказанное, проясним и некоторые детали.

Проявления персоны можно разделить на функциональные группы, в которых отражаются формы отношений особи с миром и собою.

1. Группа биологического обеспечения содержит в себе такие аспекты как:

Деньги. Вещи. Секс. Еда.

2. Группа социального поддерживания:

Семья. Работа. Имидж. Межличностные отношения (дружба, партнерство, отношения начальник – подчиненный, мужчина – женщина).       

3. Группа духовного самопроявления:

Способности. Нравственность. Интеллект. Мудрость.

Перечисленное выше и есть «щека» человека, или «одежда» его. Кстати, в сновидениях одежда символизирует собой персону. Это то, во что мы облачаемся, но в действительности, чем не являемся. И присутствие в жизни человека данных аспектов в достаточной мере обеспечивает состояние, которое называется благополучием и, стало быть, является благом. Прямое же назначение блага заключается в том, чтобы о нем не думать. Оно представляет собой некую поддержку, дающую возможность направлять энергию на развитие в себе духовных качеств. Однако, если этого не происходит, и особь застревает на том или ином персонном аспекте, то неизбежно возникает вначале торможение ее развития, а затем – регрессия, неизбежно приводящая к психическому распаду.

Так как всякое действие порождает противо-действие, то наиболее распространенным вариантом в случае идентификации с тем или иным элементом персоны будет его частичное или полное аннулирование с целью только одной – стиранием имеющийся идентификации.

Обратимся к нашему списку Эго и определим, какие дуальные оппозиции возможны в случае превышения некоего допускаемого «коэффициента привязанности» к тому или иному аспекту.

1-й уровень

Отождествление               Следствие
Деньги Их отсутствие, потеря.
Вещи Скудость имущества
Секс                                                        Нарушение функций, или отсутствие возможностей.
Еда. Нарушение функций или органов пищеварения.

2- уровень

Отождествление                              Следствие
Семья                              Проблемы, конфликты, распад.
Работа                              Проблемы, застой, потеря. Весьма показательный пример – «карьера» некоторых политиков.
Имидж                              Потеря авторитета, оскорбления, насмешки, ситуации конфуза, «потеря лица».
Отношения                              Ссоры, наветы, предательства, разрушения.

 

3-й уровень

Отождествление                             Следствие
Способности                             Невозможность их эффективного применения,          работа « в холостую», от чего – отчаяние.
Нравственность                             Деградация, моральное падение – как следствие гордыни: «я – образец нравственности».
Интеллект                            Психические нарушения, депрессии, ситуация Ивана Карамазова.
Мудрость                            Тяжелые формы психических или соматических расстройств, мучительная смерть – как следствие гордыни: «я – избранный» - синдром Спасителя.

 

 

Как видим, в действительности, логика происходящего проста – она призвана всего-лишь навсего восстановить равновесие. Но если мы его не нарушаем, то и никаких «санкций» соответственно не последует.

Что же делать, если удар по «щеке» уже произошел? Рекомендация вполне ясна – подставить другую.

А что же означает – «подставить другую щеку»?

Прежде всего осознание произошедшего как фактора отрезвляющего, исцеляющего и, безусловно, спасающего, потому что – пробуждающего от спячки, вырывающего из отупляющего сна регрессии.

И это также означает, что если ТЫ ПОДСТАВИШЬ ДРУГУЮ ЩЕКУ, ТО… УДАРА НЕ БУДЕТ!

Семантическое поле: Личность – Вид – Образ – Щека – Мораль - Персона – Маска – Эго – Идея – Идол.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...