Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Механизм создания и реконструкции воображаемых образов.




 

Воссоздающее воображение – это «рефлекторный процесс реконструкции воспринимаемой письменной или устной речи (слов) в образы зрительного характера, при помощи пространственной организации образов в воображении»[3].

Вследствие этого нужно напомнить, что мышление может быть произвольным (сознательным) и непроизвольным (автоматическим).

В воображении сознательно манипулируя образами зрительного характера – вы их поворачиваете, увеличиваете, отделяете части – это можно назвать сознательным, произвольным мышлением.

Когда при восприятии устной речи образы сами собой систематизируются в вашем воображении – это можно назвать автоматическим или непроизвольным мышлением. Иными словами, в данном случае ваше воображение находится в зависимости от речи другого человека. Пример: ворона в клюве держит кусочек сыра.

В механизме воображения воссоздающего выделяются два параллельных канала. Первый – канал преобразования рефлекторного существительных в образы зрительного характера. Второй – канал организации пространства воображаемых образов, или канал операторов пространства.

Существительные преобразуются рефлекторно в образы зрительного характера: яблоко, авторучка, стул, стол, рубашка.

Прилагательные, глаголы, предлоги, падежные окончания, суффиксы – это операторы в пространстве. Их цель– управлять образами в вашем подсознании.

Мнемотехнические занятия заметно улучшают визуальное мышление и внимание– способность представления образов и управления ими в воображении. А зрительное мышление является базой понимания. Если при текстовом чтении у человека не появляются зрительные воображаемые образы, то человек не воспринимает этот текста.

Известно, что специалисты по мнемотехнике довольно часто работают научными и художественными редакторами, из-за неординарной способности воспринимать текстовую информацию и находить ошибки и недочеты в текстах.

Альберт Эйнштейн, знаменитый ученый, утверждал: «По-видимому, слова в их устной или письменной форме не имеют никакого значения в механизме мысли»[4]. Сущности психики, служащие, скорее всего, элементами мысли, - это четкие знаки и более или менее явные образы, которые можно воспроизводить произвольно и соединять между собой… обычные слова и иные знаки приходится с мучением находить лишь на втором этапе, когда ассоциативная игра установилась и по желанию может быть воспроизведена». Другими словами, речь на известном мыслительном этапе – это всего лишь механизм для информационного вывода из мозга и ее ввода в иной мозг.

При запоминании информации мнемотехническими методами вы заметите, что речь необходимо подключить только тогда, когда существует необходимость передачи информации другому человеку. Много образов, используемых для запоминания как вспомогательных, зачастую вообще нет необходимости как-то называть, потому что они не выводятся никогда из мозга, достаточно видеть их в собственном воображении.

 

Глава 2. Взаимодействие воображения с иными мысленными и чувственными процессами

 

2.1. Воображение и мышление

 

Воображение имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Как и мышление, оно помогает предугадывать будущее. Что общего и какие различия имеются между мышлением и воображением?

Общие черты заключаются в следующем:

1. мышление и воображение появляются в сложной ситуации, т.е. в таких случаях, когда нужно обнаружить новое решение;

2. мышление и воображение можно мотивировать личностными потребностями. Действительному процессу удовлетворения нужд может предшествовать «воображаемое, иллюзорное удовлетворение потребностей, т.е. яркое, живое воображение той ситуации, с помощью которой данные потребности могут удовлетвориться»[5].

Различия между воображением и мышлением следующие:

1. опережающее проявление реальности, которое осуществляет в деятельности воображения, возникает в форме конкретных образов, в виде ярких фантазий, в то время как предварительное отражение в мыслительных процессах происходит при помощи управлением понятиями, которые позволяют в обобщенном и опосредованном виде познавать мир;

2. во время деятельности воображение едино с мышлением. Включение мышления или воображения во время деятельности можно выявить неясностью проблемной ситуации, дефицитом или полнотой информации, которая содержится в начальных условиях задачи. В сложной ситуации, с которой деятельность начинается, есть две системы сознательного опережения результатов данной деятельности: организованная система представлений и образов и организованная понятийная система. В основе воображения существует возможность выбирать конкретный образ. В основе мышления — возможность комбинировать понятия. Зачастую подобная работа движется сразу в "двух этажах", потому что системы понятий и образов крепко связаны — к примеру, выбор метода действия ведется при помощи логичных рассуждений, с которыми органически слитыми являются яркие фантазии о том, каким образом осуществится действие. При рассмотрении сходств и различий мышления и воображения, нужно заметить, что сложная ситуация может отличаться меньшей или большей неопределенностью.

 

Воображение и речь

 

Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

Э. Блейлеру и его направлению мы обязаны тем, что знакомы с фактами, проливающими свет на вопрос: «Отчего речевое развитие является мощным двигателем для развития процесса воображения?» Как утверждает автор, «речь делает свободным ребенка от прямых впечатлений о предмете, она позволяет ребенку представлять себе какой-либо предмет, который ему неизвестен, и думать о нем»[6]. С помощью речи ребенок может освободиться от власти прямых впечатлений, не ограничиваясь их рамками. Ребенок может выразить словами и то, что не совпадает с определенным сочетанием соответствующих фантазий или действительных предметов. Это помогает ему вполне свободно находиться в области впечатлений, которые обозначаются словами.

 

Воображение и эмоции

 

Активная деятельности фантазии может вызвать насыщенную картину эмоционального состояния детей. Известно, каким образом дети могут воспринимать сказки. Они эмоционально переполнены, их эмоции не уступают по силе картине эмоционального настроя взрослых членов семьи в самые важные моменты жизни. Детская игра также теряет просто свой смысл для ребенка, если в ней нет яркого эмоционального фона и, в то же время, игра целиком базируется на активной работе фантазии. Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

Эмоции и воображение в детской жизни нераздельны. Влияние эмоций на воображение и обратно было замечено учеными давно. Еще французский психолог Т.Рибо подчеркивал, что «все формы творческого воображения заключаются в сильных эмоциональных моментах»[7]. Л.С. Выготский вывел «закон эмоционального общего знака», сущность которого определил словами «…каждое чувство, каждая эмоция хочет воплотиться в образы, которые соответствуют данному чувству»[8]. Эмоция как бы коллекционирует мысли, впечатления и образы, которые созвучны настроению человека. Так, насыщенная эмоциональная жизнь способствует развитию воображения. Второй закон, который выведен Л.С. Выготским, можно назвать «законом эмоциональной действительности воображения». Он утверждает, что «каждое строение фантазии влияет обратно на ниши чувства, а если это строение и не соответствует реальности, то вызываемое им чувство все же является реально переживаемым, действительным, которое захватывает человека чувством».

Пользуясь богатством эмоциональных состояний, можно с успехом воображение развивать и в то же время, организуя целенаправленно фантазию, можно сформировать чувственную культуру.

Образы воображения придают внутренний язык для наших чувств. Данное чувство подбирает каждые элементы реальности и соединяет их в такую связь, которая является обусловленной изнутри нашим самочувствием, а не извне, логикой данных образов.

Образы воображения способны приобрести стимулирующую силу, становиться мотивами деятельности и поведения. Потому развитие воображения - это и есть база для формирования мотивационно-потребностной области человека.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...