Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь воображения с развитием структур головного мозга у детей 9-14 лет




 

Физиологической базой творческого воображения является, создание иных сочетаний из тех связей времен, образовавшихся в опыте прошлого, развитие самого главного свойства человеческой нервной системы - ее глубокой пластичности, "которая раскрывает большие возможности многочисленных комбинирований наличествующих временных связей и создания новых"[12]. Образ того или другого предмета появляется в законченном и готовом виде не сразу же, а как результат трудной аналитико-синтетической деятельности мозга. По данным исследований выясняется, что во время постепенного изучения образа первоначально выделяются самые главные признаки объекта и только потом - отдельные детали. Выяснение образных деталей движется от более значимых в этом объекте к менее главным. Воображаемые образы – это результата достаточно трудной аналитико-синтетической деятельности человеческого головного мозга. Воображение, как целенаправленный процесс, имеет тесную взаимосвязь с преобладанием определенных связей нервов в области полушарий головного мозга, обеспечивающее целенаправленность и избирательность возникающих связей.

Для осознания нейрофизиологических основ творчества привлекает внимание функции лобных долей мозга и функциональная асимметрия мозга. Левое полушарие целиком сохраняет возможность речевого общения и манипулирования иными строго формальными знаками. Его деятельность дает человеку осознавать направленную к нему речь, как письменную, так и устную, и давать правильные грамматически ответы. Деятельность левого полушария дает человеку легко управляться математическими формулами и цифрами в рамках усвоенных ранее правил и формальной логики. Но деятельность левого полушария не помогает различать интонацию речи и модуляции голоса. Кроме того, левое полушарие является нечувствительным к музыке и плохо справляется с узнаванием трудных образов, которые не поддаются разложению на составные простые элементы. Работа только лишь левого полушария не дает различать образы человеческих лиц и не дает восприятия на эстетическом уровне произведениями искусства. Приобретенное и врожденное зрительное обобщение располагается в правом полушарии. Зрительное восприятие является базой для предметного мышления. Работа правого полушария в основном связана с событиями, имевшими место в далеком прошлом. Левое полушарие ориентировано на будущее. Правое полушарие - это носитель творческих сил, неосознаваемых человеком. Изыскания ученых дали подтверждение наличию функциональной асимметрии головного мозга. Из-за правого полушария сам собой складывается обобщенный образ мира, а левое кропотливо и постепенно конструирует модель мира из отдельных, но изученных тщательно деталей. Самая главная роль "правополушарной" возможности к улавливанию многих связей, к организации многозначного контекста не понижает роль "левополушарного" мышления в креативной деятельности. Творческий процесс может включать в себя несколько взаимосвязанных между собой этапов, и нарушение каждого из них сказывается отрицательно на окончательном результате. Богатейшее воображение так и будет "вещью в себе", которая лишена общественного значения, если не пройдет вычищающего этапа критической доработки..

Причины асимметрии функциональной проявляются уже при рождении. Они реализуются при нормальных условиях обучения и воспитания. Асимметрия «может сформироваться во время личностного развития, под воздействием общественных контактов»[13]. В первые жизненные годы возобладает правое полушарие головного мозга. Изменение асимметрии в сторону неопределенного преобладания левого полушария заметно, начиная с 10-летнего возраста, и приобретает особенно странное выражение к концу подросткового периода. Сдвиг межполушарной асимметрии в сторону абсолютного господства "левополушарной" мыслительной стратегии не является лишь физиологической функцией взросления, а в большей мере зависит от общественных обучения и влияний. Наша культура ориентируется, в первую очередь, на развитие левополушарных, логико-знаковых элементов мышления, и в результате они довольно быстро становятся преобладающими. Возникает процесс стандартизации мышления у детей.

Но из научных исследований можно сделать следующий вывод. Если дети с развитием нормальным асимметрии межполушарной попадают под влияние многостороннего развития, когда активация левополушарных элементов мышления может уравновеситься стимуляцией мышления на основе образов, они в состоянии улучшить свои творческие способности. Вследствие чего и «воображение у детей 9-14 лет развивается очень быстрыми темпами»[14].

 

3.2. Воображение и формирование лобных долей у детей 9-14 лет

 

Функцию логического рассуждения мозг доверил лобным долям. Выходит так что именно в школьном возрасте у детей идет достаточно сильное развитие как раз именно лобных долей

Что же есть лобные доли? На лобные доли коры человеческого мозга помещается 1/4 его объема. Если не пускаться в недра нейрофизиологии, то можно лаконично сказать, что именно в лобных долях заключается наша личность. Именно в данном месте возникает то, что мы привычно зовет мыслительным процессом. Логическое предвидение, анализ, мышление, юмор, планирование, самокритика и критика, воображение – все эти возможности нашего интеллекта могут существовать лишь из-за работы «серого вещества» в лобных долях.

Данный же отрезок нашего мозга способствует нашему произвольному (то есть сознательному) вниманию. Что отсутствует в лобных долях, так это деятельность инстинктивного характера. Довольно часто мы поступаем вопреки воле наших инстинктов.. Всякий раз, когда ваш разум начинает вмешиваться в деятельность инстинктов, помните – это именно лобные доли мешают поступать так, как вам хотелось бы. Вследствие того, что в 10-15 лет идет развитие лобных долей а следственно и воображения, то ребенок может представить, что может следовать за его поступками и действуют более осознанно и осмысленно по сравнению с более ранним возрастом.

Лобные доли, кроме борьбы с инстинктивными потребностями, являются ответственными за поведение, которое противоречит нашим стереотипам, нашим привычкам. Им и лишь им присущ полет фантазии в любом его виде, будь то создание гениальной живописной картины или же или же просто необычно приготовленной еды. В эти процессы также живо включается воображения, помогая достигать творческих успехов непринужденно, непосредственно и легко.

Но не надо думать, что наши лобные доли – это единственный механизм, который сражается с приступами неосознанности. В данной деятельности они не являются одинокими, потому что они всего лишь часть (пусть и самая умная) биологического сложнейшего компьютера, который называется головной мозг. В необходимых условиях лобные доли активируют всякую нужную им на данный момент область мозга или весь мозг и используют все необходимые ресурсы для реализации того, что они считают необходимым.

Лобные доли имеют большое значение при сосредоточении произвольного внимания. Когда мы сосредотачиваемся на чем-то, то именно данный мозговой отдел помогает нашему организму сосредоточить внимание на данном объекте, выделить в звуковом фоне необходимую нам музыкальную информацию и способствует работе памяти, в первую очередь, запоминая такую информацию о предмете, что для нас является самой важной.

Лобные доли ответственны за построение целей, сложное поведение и планирование. В действительности лобные доли – это механизм управления воображением, памятью, мышлением и остальными когнитивными процессами.

В это же время не надо думать, что наши лобные доли – это бездушная логическая машина, биологический компьютер. Лобные доли находятся в тесной взаимосвязи с лимбической системой. Не углубляясь в дебри изучаемого объекта все же необходимо сказать, что лишь данное обстоятельство помогает нам всякую работу интеллекта воспринимать и выполнять с разнообразными эмоциями. Именно «лобные доли помогают нам испытывать радость от полета фантазии и воображения»[15]. Дети 9-14 лет уже имеют далеко не всегда детское воображение, основанное на детских мечтах. Они воображают, что с ними будет во взрослом возрасте. Они воображают более осознанно, чем в детском возрасте. Все это происходит благодаря формированию и развитию лобных долей.

Однако не стоит переоценивать влияние лобных долей на когнитивные процессы, в том числе на воображение. Базой мыслительной человеческой деятельности является мозг, вне рамок его функционирования сознание не может себя проявить. Повреждение мозга, а тем более его разрушение, негативным образом отражается на человеческой психике. Например, повреждение мозжечка может привести к нарушению в координации движений, а операционное удаление затылочных долей - к потере зрения. При нарушении лобных участков мозга люди не в состоянии осознанно управлять своим поведением и реализовать самоконтроль, у них нет воображения и способности мыслить абстрактно.

 

 

Заключение

 

Воображение можно назвать специфичной формой психики человека, которая стоит особняком от иных процессов психики и которая одновременно занимает среднее положение между мышлением, восприятием и памятью.

Всестороннее изучив воображение, взаимосвязи воображения с иными мыслительными и чувственными процессами, а также зависимость воображения от нейрофизиологических процессов головного мозга, мы пришли к следующим выводам:

1. Выделяя воображение как специфическую психологическую реальность, Л.С. Выготский подчеркивал, что какие-то элементы фантазий всегда имеют происхождение эмпирического характера. К.Г. Юнг утверждал, что результат воображения обладает символическим значением. 3. Фрейд подчеркивал, что для личности невротического склада уход в фантазию — это путь минимизирования внутреннего напряжения, возникающего во время фрустрации.

2. Выделяют четыре вида воображения: активное (возникает по собственной воле), пассивное (возникает спонтанно), продуктивное (сознательное воссоздание), репродуктивное (близко к памяти или восприятию).

3. Воссоздающее воображение – это рефлекторный процесс реконструкции воспринимаемой письменной или устной речи (слов) в образы зрительного характера, при помощи пространственной организации образов в воображении. При запоминании информации мнемотехническими методами вы заметите, что речь необходимо подключить только тогда, когда существует необходимость передачи информации другому человеку. Много образов, используемых для запоминания как вспомогательных, зачастую вообще нет необходимости как-то называть, потому что они не выводятся никогда из мозга, достаточно видеть их в собственном воображении.

 

 

4. Воображение имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Мышление и воображение появляются в сложной ситуации, а также мотивировано личностными потребностями.

5. Исследованиями показано, что очень сильный шаг в развитии воображения делается в прямой связи с усвоением речи. Наблюдение за развитием фантазии смогло обнаружить зависимость данной функции от речевого развития. Задержка в речевом развитии, как правило, показывает собой и задержку в развитии воображения.

6. Эмоции и воображение находятся в тесной взаимосвязи. Образы воображения придают внутренний язык для наших чувств. Данное чувство подбирает каждые элементы реальности и соединяет их в такую связь, которая является обусловленной изнутри нашим самочувствием, а не извне, логикой данных образов.

7. Воображение при создании наглядных образов включает в себя ощущения. Но при том воображение базируется на их смысловом моменте. Потому воображение не зависит физиологически от деятельности человеческих органов чувств. Кроме того, воображение находится в зависимости от развития формы сенсорности, и ощущения принимают участие в построении образов воображения вследствие того, что они помогают собиранию сведений об объекте.

8. При восприятии субъект может конструировать комплексы прямо не заданных параметров объекта. Притом не только образ объекта становится сложнее, но и становится более развитой способность субъекта выбражать характеристики объекта реальности путем “достраивания” содержания, представленного в ощущениях. Для целостности восприятия мало лишь впечатления чувств, и в этом находит выражение главенствующее значение стороны смысла в образах восприятия. В этом его связь с воображением.

9. Воображение очень крепко коренится в сущности нашей памяти.

Однако воображение, несмотря на то, что оно и является в какой-то мере воображением воспроизводящим, как форма деятельности не тождественна с памятью. Оно рассмотрено как специфическая деятельность, которая представляет особенный тип деятельности памяти.

10. Дети с развитием нормальным асимметрии межполушарной попадают под влияние многостороннего развития, когда активация левополушарных элементов мышления может уравновеситься стимуляцией мышления на основе образов, они в состоянии улучшить свои творческие способности. Вследствие чего и воображение у детей 9-14 лет развивается очень быстрыми темпами.

11. Именно лобные доли помогают нам испытывать радость от полета фантазии и воображения. Дети 9-14 лет уже имеют далеко не всегда детское воображение, основанное на детских мечтах. Они воображают, что с ними будет во взрослом возрасте. Они воображают более осознанно, чем в детском возрасте. Все это происходит благодаря формированию и развитию лобных долей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977.

2. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц. – М.: Мир, 1996. – 496 с.

3. Выготский Л. С. Психология. – М.: Апрель, 2000. – 555 с.

4. Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – 480 с.

5. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. – М., 1979.

6. Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989.

7. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.

8. Петровский А.В., Ярошевкий М.Г. Психология. М., 1998.

9. Подьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М., 1977.

10. Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. - 175 с.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989.

12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. Т. 2. М., 1989.

13. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1991.

14. Смирнов А. Проблемы психологии памяти. М., 1966

15. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1998.

16. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984.

17. Фромм Э. Забытый язык // Фромм Э. Душа человека. М., 1993.

18. Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего школьного возраста. М., 1996.

19. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск, 1997.

20. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981.

21. Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000.

22. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.

 


[1] Выготский Л. С. Психология. – М.: Апрель, 2000. – С. 48.

 

[2] Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1991. – С. 25.

 

[3] Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации. – М., 1977. – С. 201.

 

[4] Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., 1981. – С. 306

 

[5] Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М., 1998. – С. 117

 

[6] Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти // Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М., 2000. С. 214

 

[7] Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976. – С. 135.

[8] Выготский Л. С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2005. – С. 161

 

[9] Психология и педагогика: Учебное пособие / Николаенко В.М., Залесов Г.М., Андрюшина Т.В. и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент В.М.Николаенко. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2000. – С. 111

 

[10] Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – С. 234..

 

[11] Смирнов А. Проблемы психологии памяти. М., 1966. – С. 89.

 

[12] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т. 1. – М., 1989. – С. 218.

 

[13] Тихомиров О.К. Психология мышления. М., 1984. – С. 45

 

[14] Холмовская В.В. Диагностика умственного развития детей старшего школьного возраста. М., 1996. - С. 59

 

[15] Коршунова Л.С., Пружинин Б.И. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения. – М., 1989. – С. 257.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...