Воображение, ощущение, восприятие и память
Довольно часто ощущения можно рассматривать прямо как существующий реалистический образ и, склоняясь к сенсорно-рефлекторным впечатлениям, они не признаны даже образами. Ощущения - первичные образы определенных свойств реальности - косвенно или прямо включены в построение всех (кроме того, и обобщенных) образов мысли. Они взаимосвязаны с прямым влиянием объекта на органы чувств и, по сути, воспроизводят действительность. Являясь результатом прямого взаимодействия субъекта и объекта, результатом более или менее непосредственного влияние объекта на человеческие органы чувств, ощущение отражает качества данного объекта. Оно не равны физическому отношению, но включает в себя сильный заряд образности. Зависимость ощущений от “внечувствительных факторов” (интересов, мотивации и прочих) является все более существенной в развитых формах сенсорного отображения реальности, получая собственную ценность в пределах воображения. Воображение при создании наглядных образов включает в себя ощущения. Но при том воображение базируется на их смысловом моменте. Потому «воображение не зависит физиологически от деятельности человеческих органов чувств»[9]. Кроме того, воображение находится в зависимости от развития формы сенсорности, и ощущения принимают участие в построении образов воображения вследствие того, что они помогают собиранию сведений об объекте, то есть снабжают субъект материалом, соединительные преобразования которого создают сущность образов воображения. Но воображение – это не результат функционирования органов чувств. Воображение – преобразовательский объект. Подобное преобразование - на сенсорном уровне - возникает, к примеру, когда работа одних органов чувств, участвуя в деятельности других, изменяет типичную для всех организационную систему опыта. Но синтезирующую и решающую роль в таком изменении играют не частные взаимовлияния, а вся организация жизнедеятельности личности. Субъект как бы контролирует деятельности органов восприятия, что дает сделать актуальными нужные ему отношения, а также переделывать их в соответствии с потребностями и задачами деятельности.
Поскольку и воображаемый образ, и восприятие возникает в мозгу, вероятно постепенное изменение одного образа в другой. В противоположность ощущениям восприятие показывает целостность объекта: его временные и пространственные рамки, величину, форму, объем и т.д. Восприятие – предметный образ в целом, в нем уже достаточно полно раскрыты характеристики смысле предмета и вследствие этого повышается адекватность образа и его константность. При восприятии субъект может конструировать комплексы прямо не заданных параметров объекта. Притом не только образ объекта становится сложнее, но и становится более развитой способность субъекта выражать характеристики объекта реальности путем “достраивания” содержания, представленного в ощущениях. Для целостности восприятия мало лишь впечатления чувств, и в этом находит выражение главенствующее значение стороны смысла в образах восприятия. Если в пределах ощущений их смысловая активность находит себя основным образом отсутствии констатации или в констатации факта ощущения, то в восприятии данная активность будет реализовываться как способность “достроить” образ, видеть в частности общее, сделать актуальным суть образа без непосредственного воздействия на стимул. Так, к примеру, возможность восприятия изображений на плоскости геометрических фигур как объемных строится лишь на определенном этапе исторического развития. С выработкой необходимых жизненно механизмов отражения обыденных предметов строится и восприятие отображения рисунков, геометрических фигур Человек начинает отображать объемно изображения на плоскости. Но данный факт далеко не говорит о наличии в восприятии самостоятельного источника воображения. В этом случае мы сталкиваемся с феноменом активности восприятия.
Элементы воображения можно обнаружить в сенсорном отображении только в таких случах, когда вместе со способностью по необходимости “достроить” образы опосредованно или непосредственно данных объектов явно возникает человеческая способность находить для себя функциональную значимость (эстетическую, практическую, нравственную и прочие) объектов восприятия и делать данную значимость предметом специальных процедур и особого рассмотрения. Воображение хочет предположить, что участие смыслов в процессе создания образов становится достижением сознания и специфического рода человеческой деятельности. “Отстраняясь” от построенного образа, субъект воображения осознанно “достраивает” или “строит” из сенсорной материи то, что нужно “по смыслу” с точки зрения его позиции. Данная способность говорит о том, что «субъект может представить себе базу данного фрагмента личной деятельности и “стать выше” наличествующих оснований»[10]. Факт, что в человеческое восприятие способно по этим отдельным элементам “достроить” нужные стороны объекта, “видеть” общее при действительной доступности только его частей, говорит о развитии предметно-деятельностных характеристик сенсорных образов. Сложность подобных образов, наличие в них опыта коллективной и индивидуальной деятельности есть отражение появляющегося воображения, потому что осознанное обращение к прошлому опыту и учет его воздействия на восприятие, как правило, можно определить сознательно формулируемыми задачами деятельности. Но суть воображения, которое зарождается в первичных образах, заключено не в способности познавать общее по части воспринятого явления или строить образ недостающего предмета, а в том, что воображаемые образы сознательно создаются человеком. Это значит, что воображение раскрывается в сознательном. Это также значит, что воображение – это деятельность, в которую в какой-либо форме сознательно “включается” сам субъект воображения, в которой выражается его отношение к реальности, которое лежит в основании деятельности воображения. Субъект во время воображения создает свои собственные мотивы, установки, желания предметом своей деятельности.
Таким образом, главной чертой, отличающей воображение от разных форм активности в сенсорном отражении, является специфичная осмысленность субъектом воображения человеческих (культурных, социальных и прочих) основ данной деятельности. Построение воображаемого образа всегда возникает с основой на образы памяти. Психологи стремились доказать, что воображение - это детерминированная деятельность, что воображение возникает закономерно, они были правы и обнаруживали очень важную информацию для доказательства данной мысли. Но, вместе с этим обходили стороной проблему появления новых воображаемых элементов. Закон Вундта утверждает: «впечатление, или живое созерцание свадьбы, или мысль может привести к противоположному воображаемому образу, к примеру, образу вечной разлуки, образе гроба; осознанное представление может напоминать людям противоположное, но не постороннее положение»[11]. Другими словами, воображение очень крепко коренится в сущности нашей памяти. Творческое воображение, несмотря на то, что оно и является в какой-то мере воображением воспроизводящим, как форма деятельности не тождественна с памятью. Оно рассмотрено как специфическая деятельность, которая представляет особенный тип деятельности памяти. Деятельность воображения даже при оперировании с давними образами, является деятельностью, психически обусловленной иначе, чем деятельность памяти. Разница между воображением и памятью заключена не в самой деятельности воображения, а в тех причинах, вызывающих данную деятельность. Особенность воображения заключается в переработке прошлого. В данном отношении оно связано неразрывно с деятельностью памяти, потому что репродуцирует то, что в ней есть. Иногда воображение называют только одним из типов памяти. Главное отличие воображения от образной памяти заключается в ином отношением к реальности. Образы памяти - это репродукция опыта прошлого, потому что главная функция памяти сохранить как можно более точно итоги опыта прошлого.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|