Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ревизия и контроль финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия




Прибыль - качественный показатель деятельности организации и характеризует конечный финансовый результат и эффективность производства. На предприятии должна быть четкая организация контроля за формированием прибыли.

Основная часть прибыли - это прибыль от реализации продукции. При проверке правильности формирования прибыли от реализации продукции важно знать, что она определяется как разница между выручкой от реализации продукции (К-т 90) и себестоимостью реализованной продукции (Д-т 90). Заключительным оборотом по счету 90 является результат от реализации и он списывается на счет 90.9 «Прибыль (убыток) от текущей деятельности».

На сумму прибыли составляется запись:

Д-т 90.9 К-т 99

На сумму убытка:

Д-т 99 К-т 90.9

Финансовый результат деятельности предприятия включает в себя финансовый результат от реализации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, ценных бумаг и других финансовых результатов, отраженных на счете 91 «Операционные доходы и расходы». При проверке операционных доходов и расходов важно знать, что к операционным доходам и расходам относятся:

1) Доходы и расходы, связанные с продажей и прочим выбытием основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, производственных запасов, валютных ценностей, ценных бумаг, прочих активов.

2) Доходы и расходы, связанные с участием в уставных фондах других предприятий.

3) Доходы и расходы, связанные с участием предприятия в совместной деятельности по договору простого товарищества.

4) Расходы по содержанию производственных мощностей и объектов, находящихся на консервации.

5) Расходы предприятия по прекращению производства и онулированию производственных запасов.

6) Отчисления в резервы по сомнительным долгам, резервы под снижение стоимости материальных ценностей, резерв под обесценение финансовых вложений в ценные бумаги.

Проверка операционных доходов и расходов проводится по существу этих операций с точки зрения их законности, правильности оценки реализуемого имущества, определения затрат по реализации и прибыли.

Особое внимание уделяется правильности определения финансового результата. Для этого изучаются аналитические данные по счету 91 «Операционные доходы и расходы».

На сумму дохода в учете должна быть сделана запись:

Д-т 91.9 К-т 99

На сумму убытка:

Д-т 99 К-т 91.9

Также должна проводится проверка по каждому элементу внереализационных операций. Проверка внереализационных результатов проводится по каждому их виду. При этом следует установить, правильно ли они отнесены за счет предприятия и непосредственно на счет прибылей и убытков, не было ли допущено при отнесении действующего законодательства.

Внереализационные убытки в значительной мере являются результатом нарушения договорной дисциплины и показывают недостаточную работу предприятия по сохранности собственности.

При проверке внереализационных расходов и доходов необходимо знать, что к ним относится:

1) Пени, штрафы, неустойки за нарушение условий договора, полученные и уплаченные.

2) Безвозмездная передача имущества.

3) Принятое к учету имущество, оказавшееся в излишке.

4) Списание недостачи, порчи имущества, если виновное лицо не установлено или судом отказано во взыскании.

5) Прибыль или убыток прошлых лет, выявленные в отчетном.

6) Дебиторская и кредиторская задолженность, по которым истек срок исковой давности.

7) Положительные и отрицательные курсовые разницы.

8) Расходы по рассмотрению дел в суде.

9) Расходы и потери, связанные с чрезвычайными ситуациями.

10) Средства, перечисленные в виде благотворительной помощи, а также расходы, связанные с организацией спортивно-массовых операций, оказание шефской помощи.

Финансовый результат от внереализационной деятельности проверяется на основании данных по счету 92 «Внереализационные доходы и расходы».

На сумму дохода составляется запись:

Д-т 92.9 К-т 99

На сумму убытка:

Д-т 99 К-т 92.9

 

Самой важной отчетной формой, содержащей показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности организации является бухгалтерский баланс (форма №1). Наиболее полные данные о финансовых результатах содержаться в отчете о прибылях и убытках (форма №2).

Обобщенный конечный финансовый результат учитывается на активно-пассивном счете 99 «Прибыли и убытки».

 

 

Бухгалтерская отчетность

 

Составление отчетности является завершающим этапом всего учетного процесса. Бухгалтерская отчетность - совокупность показателей о результатах производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, основывающихся на данных бухгалтерского учета.

Значение бухгалтерской отчетности состоит в том, что содержащаяся в ней информация используется, прежде всего, самим предприятиям, составившим отчетность, для контроля за выполнением показателей производственных и финансовых планов, выявление недостатков в работе и определения возможностей повышения эффективности использования ресурсов. Отчетные показатели служат базой для разработки текущих и перспективных планов деятельности предприятия.

Правильно составленная отчетность способствует поиску путей снижения себестоимости работ, услуг, продукции, увеличению накоплений, укреплению финансового состояния предприятия, своевременному взысканию дебиторской задолженности и погашения кредиторской.

Бухгалтерская отчетность должна обеспечивать удовлетворение интересов всех групп пользователей, которые заинтересованы в получении достоверной информации о результатах деятельности предприятия. Бухгалтерская отчетность используется финансовыми органами для контроля за правильностью исчисления налогов; учредителями, поставщиками и заказчиками - для решения вопросов установления хозяйственных связей с предприятием, вложения средств в ее активы; статистическими органами - для свода и получения обобщенных данных по народному хозяйству в целом. С другой стороны, бухгалтерская отчетность используется руководителем предприятия для принятия управленческих решений.

Предоставляемая годовая отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами предприятия. Перед составление годовой отчетности проводиться ряд подготовительных работ:

Ø Проверка полноты оформления всех финансово-хозяйственных операций первичными документами и отражения их в учетных регистрах.

Ø Проводится полная инвентаризация всех статей баланса и отражаются в учете ее результаты.

Ø По постановлению Правительства переоцениваются основные средства, товарно-материальные ценности и другие активы, а результаты отражаются в учете.

Ø Выводится сальдо по расчетам с налоговыми и финансовыми органами, банками.

Ø Вносятся исправления в учетные данные по результатам проверки налоговых инспекций, аудиторских и вышестоящих организаций.

Ø Закрывается счет 99 «Прибыли и убытки».

Ø Подсчитываются обороты и сальдо на конец отчетного года по журналам-ордерам, производится взаимная сверка данных.

Ø Переносятся в Главную книгу данные журналов-ордеров.

Ø Определяются конечные остатки по синтетическим счетам.

Ø Сверяются данные синтетического и аналитического учета по счетам; выявляются и устраняются ошибки в учете.

Самой объемной является годовая отчетность. Она в себя включает:

1) Бухгалтерский баланс ф.№1 (Приложение 49).

Бухгалтерский баланс - представляет собой группировку хозяйственных средств и источников их формирования в денежном выражении на определенную дату. Баланс отражает имущество предприятия, собственный капитал, заемные средства, обязательства. Баланс состоит из двух частей: актива и пассива. Главное правило баланса - равенство актива и пассива.

Актив отражает состав, размещение и использование средств предприятия, т.е. отражаются основные и оборотные средства. Пассив показывает те же средства, но по источникам формирования. Актив включает два раздела:

1) Оборотные средства;

2) Внеоборотные средства;

Пассив включает три раздела:

1) Собственный капитал;

2) Долгосрочные обязательства;

3) Краткосрочные обязательства;

Из баланса видно, что баланс предприятия ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» на 1.01.11 составлял 17487 млн. рублей, а на 1.01.12 составил 36011 млн. рублей.

2) Отчет о прибылях и убытках ф.№2 (Приложение 50).

В данной форме отчетности указывается: выручка от основной деятельности, доходы от операционной деятельности, доходы от внереализационной деятельности.

Из отчета о прибылях и убытках видно, что прибыль от реализации продукции, работ, услуг за период с 1.01.2011 г. по 1.01.2012 г. составила 3082 млн. рублей; прибыль от операционной деятельности составила 105 млн. рублей; от внереализационной деятельности предприятие получило убыток в размере 110 млн. рублей. По результатам деятельности за год ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» получило прибыль в размере 2314 млн. рублей.

3) Отчет о движении фондов и других средств ф.№3 (Приложение 51).

В данной форме отражается: уставный капитал и резервный фонд; добавочный фонд; амортизационный фонд в составе резервного; нераспределенная прибыль, которая определяется при реформации баланса; фонд накопления; фонд потребления, прочие фонды специального назначения; целевое финансирование и тд.

4) Отчет о движении денежных средств ф.№4 (Приложение 52).

В данной форме отчетности отражаются сведения о движении денежных средств по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютный счет», 55 «Специальные счета в банке». Сведения о движении денежных средств отражаются в национальной валюте РБ. Поступление денежных средств, а также направления использования отражаются по текущей деятельности, инвестиционной и финансовой.

5) Приложение к бухгалтерскому балансу ф.№5 (Приложение 53).

Данная форма содержит семь разделов:

1) Основные средства и нематериальные активы;

2) Незавершенные вложения во внеоборотные активы;

3) Доходные вложения в активы;

4) Финансовые вложения;

5) Дебиторская задолженность;

6) Кредиторская задолженность;

7) Полученные кредиты и займы.

В качестве приложения к годовому отчёту даётся пояснительная записка. Она состоит из 14 разделов. В пояснительной записке содержится информация, раскрывающая существенные аспекты финансово-хозяйственной деятельности предприятия и его характеристику: структура управления предприятием, кадры и заработная плата, планирование на предприятии, технологическое перевооружение, продукция, работы и услуги, их качество, реализация, материально-техническое обеспечение, цены и финансовое положение, кредиты и расчеты, прибыль, ее распределение и использование, отчетность и другая информация.

ГЛХУ «Новогрудский лесхоз» предоставляет также ведомственную отчетность вышестоящей организации. К такой отчетности относятся: сведения о расшифровке статей баланса «Прочие активы» и «Прочие пассивы» (Приложение 54); сведения о движении бюджетного (внебюджетного) финансирования лесного хозяйства. (Приложение 55).

Бухгалтерские отчеты, направляемые в вышестоящую организацию подписываются руководителем предприятия и главным бухгалтером. Во все остальные организации высылаются копии бухгалтерских отчётов, заверенные главным бухгалтером.

 

2.15. Ревизия и контроль организации бухгалтерского учета и достоверности отчетности

 

Основным нормативным документом, регулирующим организацию бухгалтерского учета на предприятии, является закон РБ «О бухгалтерском учете и отчетности».

Данным законом установлено, что ответственность за организацию бухгалтерского учета несет руководитель организации, поэтому при проверке нужно проверить созданы ли на предприятии необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечено ли обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками предприятия, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления документов и сведений для учета.

Далее нужно проверить систему построения учетного процесса. Эта система включает: составление рабочего плана счетов бухгалтерского учета, выбор форм отчетности, подбор учетных регистров аналитического учета, определение порядка хранения документов и документооборота на предприятии.

Далее следует уделить внимание хранению первичных документов и учетных регистров, так как первичная документация дает начало движению учетной информации и обеспечивает бухгалтерский учет необходимыми сведениями.

На следующем этапе проводится проверка организации документооборота. Следует проверить, имеется ли на предприятии разработанный и утвержденный рабочий альбом форм документов и график документооборота.

Документы являются важнейшими средствами оперативного контроля за действиями лиц, которым доверены материальные ценности.

Рациональная организованная документация дает возможность не только выявить, но и предупредить злоупотребления, нарушения и бесхозяйственность по вопросам сохранности собственности предприятия.

При проверке финансово-хозяйственной деятельности предприятия пристальное внимание уделяется состоянию аналитического учета всех средств и источников их образования. Поэтому при проверке необходимо убедится в идентичности показателей аналитического учета с показателями синтетического учета.

Основной объем информации о деятельности предприятия содержится в бухгалтерской отчетности. Проверку необходимо начать с общего обзора отчетных форм, проверить заполнение адресной части формы, наличия всех предусмотренных показателей, отсутствие подчисток и помарок.

Далее проводится счетная проверка, то есть проверяется сопоставимость и взаимосвязь показателей, отраженных в различных формах бухгалтерской отчетности.

 

Заключение

Данный отчет подтверждает, что была проделана огромная работа по изучению хозяйственной и финансовой деятельности ГЛХУ «Новогрудский лесхоз». В отчете были детально раскрыты следующие темы: учет денежных средств, учет основных средств и нематериальных активов, учет производственных запасов, учет труда и заработной платы, учет затрат на производство, учет готовой продукции, учет финансовых результатов деятельности предприятия, учет фондов и резервов, бухгалтерская отчетность.

Также проделана работа по изучению контрольно-ревизионной работы на предприятии и его структурных подразделениях. При изучении контрольно-ревизионной работы были рассмотрены следующие темы: ревизия денежных средств, ревизия наличия основных средств, ревизия контроля и сохранности производственных запасов, ревизия себестоимости продукции, ревизия финансовых результатов.

 

 

Список литературы

1) Бухгалтерский учет в промышленности: Учебное пособие/ Н.И.Ладутько. - Мн.: Книжный Дом, 2005.

2) Аудит и ревизия: Учебник/ Г.М.Пупко - Мн.: Книжный Дом; Мисанта, 2005.

3) Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК: Учебное пособие, 2-е издание, перераб. и дополн. / Р.А.Алборов. - М.: Дело и Сервис, 2000.

4) Основы аудита: Учебное пособие/ А.Д.Шеремет, Л.И.Хоружей, С.М.Концевая. - М.: Дело и Сервис, 2001.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...