Основополагающие моменты, идеи
ВЕЛИКАЯ ДИДАКТИКА
Основные главы книги
Великая дидактика
Основополагающие моменты, идеи
Глава XVI. Общие требования обучения и учения, т. е. как учить и учиться Основоположение 1
Основоположение 2
Основоположение 4
Основоположение 6
1. Образование человека нужно начинать в весну жизни, т. е. в
детстве.
2. Утренние часы для занятий наиболее удобны.
3. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сооб
разно возрастным ступеням — так, чтобы предлагалось для
изучения только то, что доступно восприятию в данном возра
сте.
1. Подготовка материала: книг и др. учебных пособий — заранее.
2. Развивать ум ранее языка.
3. Реальные учебные предметы предпосылать формальным.
4. Примеры предпосылать правилам.
В школах должен быть установлен порядок, при котором ученики в одно и то же время занимались бы только одним предметом.
С самого начала юношам, которым нужно дать образование, следует дать основы общего образования (распределить учебный материал так, чтобы следующие затем занятия не вносили ничего нового, а представляли только некоторое развитие полученных знаний).
Любой язык, любые науки должны быть сперва преподаны в простейших элементах, чтобы у учеников сложилось общее понимание их как целого.
Основоположение 7
Глава XVII. Основы легкости обучения и учения Основоположение 1
Основоположение 2
1. Вся совокупность учебных занятий должна быть тщательно
разделена на классы — так, чтобы предшествующее всегда
открывало дорогу последующему и освещало ему путь.
2. Время должно быть распределено с величайшей точностью —
так, чтобы на каждый год, месяц, день и час приходилась своя
особая работа.
1. Образование юношества должно начинаться рано.
2. У одного и того же ученика по одному и тому же предмету дол
жен быть только один учитель.
3. По воле воспитателя прежде всего должны быть приведены в
гармонию нравы.
1. Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горя
чее стремление к знанию и учению.
2. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы
оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало
их от дальнейших занятий.
69
Основные
| Основополагающие моменты, идеи
|
главы книги
|
|
Великая
|
|
дидактика
|
|
Основоположе-
| 1. Каждая наука должна быть заключена в самые сжатые, но точ-
|
ние 3
| ные правила.
|
| 2. Каждое правило нужно излагать немногими, но самыми ясны-
|
| ми словами.
|
| 3. Каждое правило должно сопровождаться многочисленными
|
| примерами, чтобы стало очевидно, как разнообразно его при-
|
| менение.
|
Глава XVIII.
| 1. Основательно должны рассматриваться только те вещи, кото-
|
Основы прочно-
| рые могут принести пользу.
|
сти обучения и
| 2. Все последующее должно опираться на предыдущее.
|
учения
| 3. Все должно закрепляться постоянными упражнениями.
|
| 4. Все нужно изучать последовательно, сосредоточивая внима-
|
| ние на чем-то одном.
|
| 5. На каждом предмете нужно останавливаться до тех пор, пока
|
| он не будет понят.
|
Глава XXVI.
| Ребенок должен обладать:
|
Метод нрав-
| 1) умеренностью,
|
ственного
| 2) опрятностью,
|
воспитания
| 3) почтительностью к старшим,
|
| 4) предупредительностью,
|
| 5) правдивостью,
|
| 6) справедливостью,
|
| 7) благотворительностью (щедростью),
|
| 8) трудолюбием, терпением,
|
| 9) деликатностью,
|
| 10) достоинством.
|
Глава XXVII.
| «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Для поддер-
|
О школьной
| жания дисциплины нужно руководствоваться:
|
дисциплине
| 1) постоянными примерами, воспитатель сам должен показы-
|
| вать пример;
|
| 2) наставлениями, увещеваниями, иногда и выговорами.
|
ГлаваXVIII. О
| Полное образование до 24 лет.
|
четырехступен-
| Это время приходится на 4 школы:
|
чатом устрой-
| — до 6 лет — детство — материнская школа (весна);
|
стве школ в
| — от 6 до 12 лет — отрочество — школа элементарная, или шко-
|
соответствии с
| ла родного языка (лето);
|
возрастом и
| — от 12 до 18 лет — юношество — латинская школа, или гимна-
|
успехами
| зия (осень);
|
учащихся
| от 18 до 14 лет — зрелость — академия (зима).
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: