Великий русский педагог константин дмитриевич ушин великий русский педагог константин дмитриевич ушинский (1823-1870)
Педагогическая деятельность
1 854 г. — инспектор Гатчинского сиротского института.
1857—1858 гг. — статьи: О пользе пед. лит-ры, О народности в общественном воспитании, Три элемента школы.
1859 г. — инспектор классов Смольного института благородных девиц.
1861 г. — хрестоматия по
русс. яз. Детский мир.
1860—1861 гг. — редактировал «Журнал министерства народного просвещения», статьи: Родное слово, Проект учительской семинарии.
1 862 г. — уволен из Смоль
ного института, уехал за
границу.
1864—1870 гг. — книга для классного чтения Родное слово, метод, руководство к ней.
1 867— 1 869 гг. — психологопед, сочинение Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии), т. 1—2.
Дидактика Ушинского
Принцип посильности —
учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.
Принцип последовательности — изучение предмета должно быть постепенным: от легкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Принцип наглядности — мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.
Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.
Урок и методы обучения
Необходимо:
1) твердый состав уч-ся в
классе,
2) твердое расписание,
3) фронтальные занятия со
всеми учащимися класса в
сочетании с индивидуальны
ми занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учет знаний,
• письменные работы
учащихся.
Приемы, используемые на уроке:
■ самостоятельная работа
учащихся;
■ перемена занятий и
разнообразие методов;
■ объяснительное чтение;
■ звуковой метод обучения
чтению.
| Учебные
| Учитель
|
| книги
|
|
| Родное сло-
| Учитель должен
|
| во— для пер-
| быть не только
|
| воначального
| преподавате-
|
| обучения,
| лем тех или
|
| начиная с
| иных предме-
|
| букваря.
| тов, но и
|
| Главное
| воспитателем.
|
| внимание —
| — Любить свою
|
| русс. яз. в
| профессию.
|
| связи с развитием
| — Относиться
|
| мышления
| с чувством
|
| детей и
| ответственнос-
|
| расширением
| ти к делу
|
| запаса их
| воспитания.
|
| представлений
| — Быть
|
| об окружаю-
| образованным
|
| щем мире.
| человеком.
|
| Детский
| — Знать
|
| мир —для
| педагогику и
|
| учащихся
| психологию.
|
| более старших
| — Обладать
|
| (примерно 3 и
| пед. мастер-
|
| 4 годы обуче-
| ством и педаго-
|
| ния). Сообще-
| гическим
|
| ние знаний по
| тактом.
|
| естествозна-
|
|
| нию и геогра-
|
|
| фии.
|
|
Урок и методы обучения
Необходимо:
4) твердый состав уч-ся в
классе,
5) твердое расписание,
6) фронтальные занятия со
всеми учащимися класса в
сочетании с индивидуальны
ми занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учет знаний,
• письменные работы
учащихся.
Приемы, используемые на уроке:
■ самостоятельная работа
учащихся;
■ перемена занятий и
разнообразие методов;
■ объяснительное чтение;
■ звуковой метод обучения
чтению.
| Учебные
| Учитель
|
| книги
|
|
| Родное сло-
| Учитель должен
|
| во— для пер-
| быть не только
|
| воначального
| преподавате-
|
| обучения,
| лем тех или
|
| начиная с
| иных предме-
|
| букваря.
| тов, но и
|
| Главное
| воспитателем.
|
| внимание —
| — Любить свою
|
| русс. яз. в
| профессию.
|
| связи с развитием
| — Относиться
|
| мышления
| с чувством
|
| детей и
| ответственнос-
|
| расширением
| ти к делу
|
| запаса их
| воспитания.
|
| представлений
| — Быть
|
| об окружаю-
| образованным
|
| щем мире.
| человеком.
|
| Детский
| — Знать
|
| мир —для
| педагогику и
|
| учащихся
| психологию.
|
| более старших
| — Обладать
|
| (примерно 3 и
| пед. мастер-
|
| 4 годы обуче-
| ством и педаго-
|
| ния). Сообще-
| гическим
|
| ние знаний по
| тактом.
|
| естествозна-
|
|
| нию и геогра-
|
|
| фии.
|
|
| Идея
| Место родного
| Психологичес-
| Пути и средства
| Основы теории
|
| народности
| языка в
| кие основы
| нравственного
| дошкольного
|
| воспитания
| воспитании и
| воспитания и
| воспитания
| воспитания
|
|
| обучении
| обучения
|
|
|
|
| Родной язык
| Строить воспи-
| Цель— воспита-
| Народность. Самостоя-
|
| Система воспитания
| составляет
| тательную
| ние нравственно-
| тельная деятельность.
|
| детей в каждой стране
| предмет глав-
| работу с учетом
| го человека.
| Игры. Воображение —
|
| связана с условиями
| ный, централь-
| возраста и
| Важнейшее
| основа игры. Минимум
|
| исторического разви-
| ный.
| психологических
| средство:обуче-
| вмешательства.
|
| тия народа, с его
| Воспитание в
| особенностей
| ние.
| Широкое использовэ-
|
| нуждами и потребнос-
|
семье, детском
| ребенка.
| Пути:убеж-
| ние народных игр.
|
| тями.
| саду, в школе —
| Изучать ребенка
| дение, формиро-
| Природа. Воспита-
|
| Система воспитания,
| на родном
| систематичес-
| вание привычек,
| ние ею и формирова-
|
| построенная в соответ-
| языке.
| ки.
| пример воспита-
| ние бережного отно-
|
| ствии с потребностями
| Мысль и язык в
| Знание физио-
| теля: только
| шения.
|
| народа, развивает в
| неразрывном
| логии и психоло-
| личностью
| Эстетическое
|
| детях ценные психоло-
| единстве.
| гии необходимо
| можно воспи-
| воспитание, пение,
|
| гические черты и моральные качества:
| Родной язык—
| для успешного воспитания.
| тать личность
(вредна частая
| рисование,нар. творчество.
|
| патриотизм,нацио-
| энциклопедия
|
| смена воспитате-
|
|
| нальную гордость,
| народной
| Психологичес-
| лей), формирова-
| Игрушки. Лучшая
|
| любовь к труду.
| жизни.
| кие основы
| ние нравственных
| игрушка — та, которая
|
| С раннего возраста
|
| дидактики:
| представлений о
| может изменяться.
|
| надо усваивать народ-
|
| развитие
| роли и значении
| Воспитание должно
|
| ную культуру, родной язык, знакомиться с
|
| активного внимания,
| трудав истории общества и
| быть не преждевременным и не запаз-
|
| произведениями
|
| сознательной памяти,закреп-
| развития челове-
I/O
| дывающим.
|
| устного народного
|
| ление путем
| ка
|
|
| творчества.
|
| повторения.
|
|
|
АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939)
| Общеметодологические основы взглядов. Произведения
| Теория и практика воспитания
| Теория коллектива
|
| Основной принцип воспитания:диалектическое единство личности и общества.
Социалистический гуманизм:вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее.
Критика мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм.
Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой.
Произведения: Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса, Марш 30-х годов и др., множество статей.
| Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.
Соединил обучениеи воспитание детей с производительным свободным творческим трудом.
Развивал теорию семейного воспитания:состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье.
Занимался вопросами полового воспитания,
считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина.
Целью нравственного воспитаниясчитал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.
| Закон жизни коллектива — движение!
Принципы:
— воспитание в коллективе,через коллектив; — уважение и требования к личности; — принцип параллельного действия.
Понятия: коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов.
|
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
«Ребенок — это живой человек... Это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: