Великий русский педагог константин дмитриевич ушин великий русский педагог константин дмитриевич ушинский (1823-1870)
Педагогическая деятельность
1 854 г. — инспектор Гатчинского сиротского института.
1857—1858 гг. — статьи: О пользе пед. лит-ры, О народности в общественном воспитании, Три элемента школы.
1859 г. — инспектор классов Смольного института благородных девиц.
1861 г. — хрестоматия по
русс. яз. Детский мир.
1860—1861 гг. — редактировал «Журнал министерства народного просвещения», статьи: Родное слово, Проект учительской семинарии.
1 862 г. — уволен из Смоль
ного института, уехал за
границу.
1864—1870 гг. — книга для классного чтения Родное слово, метод, руководство к ней.
1 867— 1 869 гг. — психологопед, сочинение Человек как предмет воспитания (опыт пед. антропологии), т. 1—2.
Дидактика Ушинского
Принцип посильности —
учебный материал должен соответствовать возрасту обучаемого.
Принцип последовательности — изучение предмета должно быть постепенным: от легкого к более трудному, последующий материал основывается на знании предыдущего. Принцип наглядности — мышление детей — наглядно-образное, поэтому обучение должно строиться не на отвлеченных словах и представлениях, а на конкретных образах.
Осмысленность, основательность и прочность усвоения: изучаемый материал дети должны понять, осмыслить; этот материал должен многократно закрепляться и повторяться; учитель должен добиваться прочных знаний.
Урок и методы обучения
Необходимо:
1) твердый состав уч-ся в
классе,
2) твердое расписание,
3) фронтальные занятия со
всеми учащимися класса в
сочетании с индивидуальны
ми занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учет знаний,
• письменные работы
учащихся.
Приемы, используемые на уроке:
■ самостоятельная работа
учащихся;
■ перемена занятий и
разнообразие методов;
■ объяснительное чтение;
■ звуковой метод обучения
чтению.
Учебные
| Учитель
|
книги
|
|
Родное сло-
| Учитель должен
|
во— для пер-
| быть не только
|
воначального
| преподавате-
|
обучения,
| лем тех или
|
начиная с
| иных предме-
|
букваря.
| тов, но и
|
Главное
| воспитателем.
|
внимание —
| — Любить свою
|
русс. яз. в
| профессию.
|
связи с развитием
| — Относиться
|
мышления
| с чувством
|
детей и
| ответственнос-
|
расширением
| ти к делу
|
запаса их
| воспитания.
|
представлений
| — Быть
|
об окружаю-
| образованным
|
щем мире.
| человеком.
|
Детский
| — Знать
|
мир —для
| педагогику и
|
учащихся
| психологию.
|
более старших
| — Обладать
|
(примерно 3 и
| пед. мастер-
|
4 годы обуче-
| ством и педаго-
|
ния). Сообще-
| гическим
|
ние знаний по
| тактом.
|
естествозна-
|
|
нию и геогра-
|
|
фии.
|
|
Урок и методы обучения
Необходимо:
4) твердый состав уч-ся в
классе,
5) твердое расписание,
6) фронтальные занятия со
всеми учащимися класса в
сочетании с индивидуальны
ми занятиями.
Виды учебных занятий на уроках:
• сообщение новых знаний,
• упражнения,
• повторение,
• учет знаний,
• письменные работы
учащихся.
Приемы, используемые на уроке:
■ самостоятельная работа
учащихся;
■ перемена занятий и
разнообразие методов;
■ объяснительное чтение;
■ звуковой метод обучения
чтению.
Учебные
| Учитель
|
книги
|
|
Родное сло-
| Учитель должен
|
во— для пер-
| быть не только
|
воначального
| преподавате-
|
обучения,
| лем тех или
|
начиная с
| иных предме-
|
букваря.
| тов, но и
|
Главное
| воспитателем.
|
внимание —
| — Любить свою
|
русс. яз. в
| профессию.
|
связи с развитием
| — Относиться
|
мышления
| с чувством
|
детей и
| ответственнос-
|
расширением
| ти к делу
|
запаса их
| воспитания.
|
представлений
| — Быть
|
об окружаю-
| образованным
|
щем мире.
| человеком.
|
Детский
| — Знать
|
мир —для
| педагогику и
|
учащихся
| психологию.
|
более старших
| — Обладать
|
(примерно 3 и
| пед. мастер-
|
4 годы обуче-
| ством и педаго-
|
ния). Сообще-
| гическим
|
ние знаний по
| тактом.
|
естествозна-
|
|
нию и геогра-
|
|
фии.
|
|
Идея
| Место родного
| Психологичес-
| Пути и средства
| Основы теории
|
народности
| языка в
| кие основы
| нравственного
| дошкольного
|
воспитания
| воспитании и
| воспитания и
| воспитания
| воспитания
|
| обучении
| обучения
|
|
|
| Родной язык
| Строить воспи-
| Цель— воспита-
| Народность. Самостоя-
|
Система воспитания
| составляет
| тательную
| ние нравственно-
| тельная деятельность.
|
детей в каждой стране
| предмет глав-
| работу с учетом
| го человека.
| Игры. Воображение —
|
связана с условиями
| ный, централь-
| возраста и
| Важнейшее
| основа игры. Минимум
|
исторического разви-
| ный.
| психологических
| средство:обуче-
| вмешательства.
|
тия народа, с его
| Воспитание в
| особенностей
| ние.
| Широкое использовэ-
|
нуждами и потребнос-
|
семье, детском
| ребенка.
| Пути:убеж-
| ние народных игр.
|
тями.
| саду, в школе —
| Изучать ребенка
| дение, формиро-
| Природа. Воспита-
|
Система воспитания,
| на родном
| систематичес-
| вание привычек,
| ние ею и формирова-
|
построенная в соответ-
| языке.
| ки.
| пример воспита-
| ние бережного отно-
|
ствии с потребностями
| Мысль и язык в
| Знание физио-
| теля: только
| шения.
|
народа, развивает в
| неразрывном
| логии и психоло-
| личностью
| Эстетическое
|
детях ценные психоло-
| единстве.
| гии необходимо
| можно воспи-
| воспитание, пение,
|
гические черты и моральные качества:
| Родной язык—
| для успешного воспитания.
| тать личность
(вредна частая
| рисование,нар. творчество.
|
патриотизм,нацио-
| энциклопедия
|
| смена воспитате-
|
|
нальную гордость,
| народной
| Психологичес-
| лей), формирова-
| Игрушки. Лучшая
|
любовь к труду.
| жизни.
| кие основы
| ние нравственных
| игрушка — та, которая
|
С раннего возраста
|
| дидактики:
| представлений о
| может изменяться.
|
надо усваивать народ-
|
| развитие
| роли и значении
| Воспитание должно
|
ную культуру, родной язык, знакомиться с
|
| активного внимания,
| трудав истории общества и
| быть не преждевременным и не запаз-
|
произведениями
|
| сознательной памяти,закреп-
| развития челове-
I/O
| дывающим.
|
устного народного
|
| ление путем
| ка
|
|
творчества.
|
| повторения.
|
|
|
АНТОН СЕМЕНОВИЧ МАКАРЕНКО (1888-1939)
Общеметодологические основы взглядов. Произведения
| Теория и практика воспитания
| Теория коллектива
|
Основной принцип воспитания:диалектическое единство личности и общества.
Социалистический гуманизм:вера в творческие силы человека, возможность проектировать в человеке будущее.
Критика мелкобуржуазной теории воспитания, ориентированной на авторитарность и анархизм.
Считал педагогику самой сложной и диалектической наукой.
Произведения: Педагогическая поэма, Флаги на башнях, Книга для родителей, Методика организации воспитательного процесса, Марш 30-х годов и др., множество статей.
| Осуществил беспримерный в пед. практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.
Соединил обучениеи воспитание детей с производительным свободным творческим трудом.
Развивал теорию семейного воспитания:состав семьи, атмосфера семьи, авторитет и пример родителей, труд в семье.
Занимался вопросами полового воспитания,
считая, что их не надо выделять из общей системы воспитания гражданина.
Целью нравственного воспитаниясчитал воспитание чувства долга, чести, воли, характера и дисциплины.
| Закон жизни коллектива — движение!
Принципы:
— воспитание в коллективе,через коллектив; — уважение и требования к личности; — принцип параллельного действия.
Понятия: коллектив, признаки коллектива, система перспективных линий, традиции в коллективе, стиль, тон в коллективе, виды детских коллективов.
|
«Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
«Ребенок — это живой человек... Это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых».
«В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом».
Воспользуйтесь поиском по сайту: