Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Александр Асмолов. Психология личности. Александр Пушкин. А н леонтьев . «психология личности» десять лет спустя




АЛЕКСАНДР АСМОЛОВ

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Принципы общепсихологического анализа

Рекомендовано Министерством образования РФ

в качестве учебника для студентов высших учебных

заведений, обучающихся по специальности «Психология»

 

Смысл

 

Рецензенты

доктор психологических наук Б С Братусь

доктор философских наук И С Кон

 

Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. — М.: Смысл, 2001. — 416 с   

 

В учебнике с позиций историко-эволюционного подхода излагаются представления о возникновении и развитии личности в эволюции природы, истории общества и жизненном пути человека С привлечением культурно-исторического, этногра­фического и клинического материала освещаются вопросы соотношения наследственности и социальной среды в развитии человека, мотивация развития личности, роль творчества и характера личности в формировании образа жизни Особо рассмат­риваются проявления индивидуальности личности в ситуациях личностного выбора — использование социальных стереотипов в качестве средств овладения своим поведением

Для преподавателей и студентов психологических факультетов университетов, а также для социологов, этнографов, антропо­логов, врачей и педагогов

 

ББК88

ISBN 5-89357-101-0

 

Федеральная программа книгоиздания России

 Асмолов А Г, 1990, 2001

Издательство «Смысл», 2001

 

 

Иные, лучшие мне дороги права,

Иная, лучшая потребна мне свобода

Зависеть от царя, зависеть от народа —

Не все ти нам равно' Бог с ними

Никому

Отчета не давать, себе лишь самому

Служить и угождать, для власти, для ливреи

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи

Александр Пушкин

Психология личности есть психология дра­матическая. Почва и центр этой драмы — борьба личности против своего духовного разрушения Это борьба никогда не прекращается

А Н Леонтьев      

 

 

«ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ» ДЕСЯТЬ ЛЕТ СПУСТЯ

(предисловие ко второму изданию)

Второе издание учебника «Психология личности» выхо­дит немногим более десяти лет после появления первого издания этой книги Десять лет Много это или мало Это десятилетие меньше мгновения, если взять за точку отсчета систему координат физического времени И это же десяти­летие по своей событийной насыщенности, по концентра­ции социальных перемен имеет шанс быть возведено в ранг великих исторических периодов в судьбе человечества

Именно поэтому я могу без всякого преувеличения ска­зать, что учебник «Психология личности» выходит в другом веке, в другой стране, в другую историческую эпоху И все же этот учебник в прямом смысле является переизданием кни­ги, вышедшей в 1990 году

Моральная решимость автора переиздать учебник «Пси­хология личности» в его первоначальном виде, внеся лишь минимальные редакторские изменения, обусловлена це­лым рядом обстоятельств

Главное из этих обстоятельств состоит в том, что учеб­ник «Психология личности» изначально был замышлен как мета-психология личности, т е учебник, претендующий на раскрытие глубинных оснований различных культур мыш­ления, стоящих за различными видениями человека в не­скончаемо спорящих меж собой направлениях человекознания. Жанр метапсихологии, стремление двигаться «поверх барьеров» (Б. Л. Пастернак), решать «метафизичес­кие вопросы, искать «точку опоры», прежде всего пред­полагает необходимую во все эпохи, и особо востребован­ную в эпоху перемен возможность «выходить за рамки и границы любой культуры, любой идеологии, любого об­щества и находить основания своего бытия, которые не зависят от того, что случится во времени с обществом, культурой, идеологией или социальным движением. Это и есть так называемые личностные основания (выделено мною — А. А. ). А если их нет, как это случилось в XX веке? Как вы знаете, одна из драматических историй (в смысле наглядно видимого разрушения нравственности и распада человека, распада человеческой личности) — это ситуа­ция, когда по одну сторону стола сидит коммунист, а по другую, тот, кто его допрашивает — тоже коммунист. То есть представители одного и того же дела, одной и той же идеологии, одних и тех же ценностей, одной и той же нравственности. И если у того, кого допрашивают, нет независимой позиции — в смысле невыразимой в терми­нах конкретной морали, то положение ужасно. Можно выдержать физические мучения, а вот человеческий рас­пад — неминуем, если ты целиком находишься внутри идеологии, и ее представляет твой же палач или следо­ватель.

— Но он может считать, что заблуждается?

— Ну, вот это заблуждение как раз и разрушает лич­ность. Потому что когда ты слышишь свои же собствен­ные слова из других уст, которым не веришь и которые являются причиной совершенно непонятных для тебя фан­тасмагорических событий, то и стать некуда. Нет точки опоры вне этого. А метафизика предполагает такую точку (выделено мною — А. А. ). И в этом смысле она — залог и условие не-распада личности. Конкретная история лаге­рей в разных странах показала, какую духовную стойкость проявляли люди, имеющие точку опоры (те, кто были «ходячие метафизики», скажем так). Тем самым я хочу ска­зать, что метафизика всегда имеет будущее» (с. 114).

Я решился привести столь обширный фрагмент из книги Мераба Мамардашвили «Необходимость себя. Введение в философию» (1996) не только потому, что этот фрагмент трагично передает необходимость постановки метафизи­ческих вопросов и раскрывает лежащее в основании учеб­ника «Психология личности» понимание метапсихологии. Психологу нечего прятаться от своих личностных смыслов. И поэтому я считаю необходимым сказать, что именно благодаря Мерабу Константиновичу Мамардашвили, кото­рого в самом начале семидесятых годов один из лидеров современной психологии декан факультета психологии МГУ Алексей Николаевич Леонтьев, пригласил читать курс «Ме­тодологические проблемы психологии» в МГУ, немало пси­хологов моего поколения ощутили «необходимость себя». Этот поступок А. Н. Леонтьева, говорю об этом без преуве­личения, во многом определил и мою собственную судьбу. Лицом к лицу лица не увидать. И вряд ли в те годы я с достаточной полнотой понимал, что встреча с философом Мерабом Мамардашвили помогла некоторым из нас стать психологами, почувствовать пьянящее, вполне некласси­ческое и нерациональное чувство свободы мышления. Чув­ство, дающее точку опоры и побудившее среди многих пси­хологии избрать психологии, принесшие культуру неклассического релятивистского независимого понимания множественности мира.

Явной и жесткой «точкой опоры» в учебнике «Психо­логия личности» выступает особая культура мышления, культура неклассического историко-эволюционного подхода в психологии. В связи с этим я считаю целесообразным в предисловии ко второму изданию кратко остановиться на ключевых идеях историко-эволюционного подхода, из ко­торых, как из эмбриона, вырастает раскрываемая в учеб­нике психология личности.

В историко-эволюционном подходе выделяются три по­строенные по неклассической логике дополнительности (Н. Бор) ипостаси человека, раскрывающие его сущность и существование как личности:

человек как многомерное существо, проявляющееся од­новременно как участник историко-эволюционного процесса; носитель социальных ролей и программ социотипичного по­ведения; субъект выбора индивидуального жизненного пути, в ходе которого осуществляется преобразование природы, об­щества и самого себя',

человек как пристрастное диалогичное полидеятельно-стное существо, сущность которого порождается, преобра­зуется и отстаивается в существовании в мире, в других людях, в себе самом;

человек как субъект свободного ответственного целе­направленного поведения, выступающий как ценность в вос­приятии других людей, в том числе и самого себя, и обладаю­щий относительно автономной устойчивой целостной системой многообразных индивидуальных качеств, характе­ризующих его самобытность и неповторимость в изменяю­щемся мире.

При всем разнообразии подходов к пониманию лич­ности в истории познания и обыденной жизни становит­ся все более очевидным, что именно многомерностъ выс­тупает как сущностная характеристика личности. Человек, будучи «мерой всех вещей», сам не имеет меры, т. к. в принци­пе не сводим к какому-либо одному из измерений, проявляю­щихся в эволюции природы, истории общества и развитии его индивидуальной жизни.

Выделение многомерности как исходной характеристики понимания личности в неклассическом историко-эволюционном подходе позволяет охарактеризовать историю развития представлений о личности как историю открытий различных измерений личности в действительности, а не историю заб­луждений или ошибок. На разных этапах становления челове­ческой мысли, к каким бы феноменам действительности ни обращалось познание, оно вынуждено было обращаться к фе­номену человеческой личности и пытаться найти ответы на вопросы о месте человека в мире, его происхождении, пред­назначении, достоинстве, смысле существования, роли в ис­тории, его уникальности и типичности, в том числе и на вопросы о том, как прошлое, настоящее и будущее определя­ют жизнь человека, границы его свободного выбора.

Именно многомерность феноменологии личности нашла свое отражение в различной этимологии и определениях личности, встречающихся в философии, гуманитарных, со­циальных и естественных науках о человеке, а также выс­тупила как основание для выделения следующих аспектов понимания проблемы личности: многогранность феномено­логии личности, отражающая многообразие проявлений че­ловека в эволюции природы, истории общества и собст­венной жизни человека; междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в сфере изучения фило­софии, социальных и естественных наук; зависимость по­нимания личности от мировоззрения, стиля мышления и образа человека, явно или скрыто существующих в культу­ре и науке на определенном этапе их развития; несовпаде­ние проявлений индивида, личности и индивидуальности, исследуемых в рамках относительно независимых друг от друга биогенетического, социогенетического и персоноге-нетического направлений анализа развития человека в эво­люции природы, истории общества и индивидуального раз­вития субъекта как неповторимой самости; разведение исследовательской установки, ориентирующей на понима­ние закономерностей развития личности в природе и обще­стве, и практической установки, направленной на помощь и коррекцию личности.

При обращении к истокам этимологии термина «лич­ность» чаще всего ссылаются на греческую или латинс­кую этимологию этого термина, обозначающие «persona» как «маску», «роль актера», исполняющуюся в театре (ср. рус. — «личина»). В контексте философских и психологи­ческих традиций представляет интерес разграничение в немецком языке терминов «Personlichkeit» и «Personalitat». Немецкий термин «Personlichkeit» близок по значению к латинскому «persona» и отражает внешнее публичное про­явление человека, производимое им на других людей. Тер­мин «личность» в значении «Personalitat» (ср. рус. — «лично-стность») характеризует скорее самобытный внутренний мир человека, автономность человека, его самосознание, его возможности осуществления свободного выбора и само­определения.

Многомерность личности обусловила то, что историей развития мышления о человеке стала история драматичес­кой борьбы разных полярных ориентации (в том числе тра­диционной оппозиции материалистической и идеалисти­ческой ориентации), в ходе которой разные мыслители, как правило, выделяли какую-либо одну из реальных гра­ней человеческого бытия, а другие стороны жизни лич­ности либо оказывались на периферии познания, либо не замечались или отрицались.

В философии и гуманитарных науках выделяются сле­дующие полярные и вместе с тем взаимодополняющие ориентации, в пространстве которых акцентируются раз­личные проявления личностного бытия человека.

1. Объектная—субъектная ориентации. В первом случае человек познается как вещь среди вещей, которая порож­дается в природе и/или обществе (например, метафизи­ческий материализм, позитивизм, прагматизм); во вто­ром случае личность предстает как активное творческое начало, порождающее мир, проектирующее действитель­ность и свое собственное будущее, выходящее в своих по­ступках и деяниях за пределы самого себя и т. п. (напри­мер, христианство, философия жизни, философская антропология, экзистенциализм, персонализм).

2. Детерминистическая—индетерминистическая ориен­тации. В первом случае познание личности основывается на природной или социальной причинной детерминации, выводится из прошлого или настоящего, внутреннего или внешнего (наследуемых природных и/или социальных не­посредственных воздействий на индивида). В своих край­них формах детерминистическая ориентация выступала в представлениях о предопределенности, предначертанности существования человека, его жесткой зависимости от судьбы в таких различных направлениях мышления, как материализм античности и философия Нового времени, христианство, картезианство, позитивизм и фатализм. Во втором случае — деятельность человека как автономного существа спонтанна и свободна; воля лежит в основе вы­бора его деяний и поступков; он сам, а не его среда или наследственность, в ответе за выбор своей собственной судьбы. Такие варианты понимания человека наиболее ярко вы­ступали в философии жизни, экзистенциализме, неопози­тивизме. В известном смысле попыткой преодоления оппо­зиции «детерминизм — индетерминизм» выступает учение Бенедикта Спинозы о человеке как субстанции, являю­щейся причиной самой себя, идея самодетерминации дея­тельности человека.

3. Монологическая—диалогическая ориентации. Моно­логическая ориентация проявляется в таких установках мышления как методологический изоляционизм, антро­поцентризм, в которых в процессе познания рассматри­вается «человек вне мира, а мир вне человека» (например, учение о монадах Г. Лейбница, философская антропология, позитивизм). Диалогическая ориентация изучает личность в пространстве коммуникаций, межличностного и внутриличностного общения, диалога, в том числе диалога с самим собой, рассматривает личность как особую форму инобы­тия субъекта в других людях, которое может иметь «объект­ные» и «субъектные» формы существования. В контексте диалогической ориентации личность предстает как «поли­фония голосов», обретающая существование в непрерыв­ном диалоге. Подобные взгляды развивались и продолжают развиваться в столь непохожих течениях мысли как мате­риализм Л. Фейербаха, экзистенциализм М. Бубера, струк­туралистская концепция личности Ж. Лакана, диалогичес­кая концепция гуманитарного познания М. Бахтина.

В контексте развития философских направлений, имею­щих принципиальное значение для изучения личности, также могут быть выделены такие полярности, как «структурно-функциональная» (функционализм, структурализм) и «ис-торико-генетическая» ориентации (см. например, немецкая классическая философия, марксизм); «номотетическая» и «идеографическая» ориентации (неокантианская баденская школа В. Виндельбанда и Г. Риккерта); сциентистская ори­ентация «объяснения» (позитивизм) и герменевтическая ориентация «понимания» (феноменология Э. Гуссерля, по­нимающая психология и понимающая социология).

Весь спектр этих ориентации, иллюстрирующий многомерность личности в истории мышления о человеке, проявился в различных образах человека в истории конкретных наук, в том числе в биологии, психологии и социологии: «ощущающий человек» (человек как сумма ощущений, зна­ний, умений и навыков; человек как устройство по перера­ботке информации); «человек— потребитель» (нуждающийся человек; человек как система инстинктов и потребностей); «запрограммированный человек» (в поведенческих науках — че­ловек как система реакций; в социальных науках — человек как репертуар социальных ролей и сценариев); «полидеятельностный человек» — человек, осуществляющий выбор; чело­век как выразитель мотивов, смыслов и ценностей.

Приведенные выше описания различных ипостасей че­ловека как личности, а также стоящие за различными по­ниманиями личности философские традиции наглядно ил­люстрируют междисциплинарный статус проблемы личности, находящейся в поле внимания социальных и естественных наук, духовной культуры и практики. Психо­логия и социология, антропология и этнография, культу­рология и семиотика, археология и филология, политоло­гия и генетика, биология и история ищут пути преодоления межведомственных границ при анализе развития челове­ка в эволюции природы, истории общества и становле­нии индивидуальной жизни личности. При этих поисках возникает соблазн выделить одну-единственную науку, вла­деющую всей правдой о личности. Вот тогда-то и возникает ситуация, когда психология для решения своих проблем приглашает варягов и взывает к ним: «Придите и княжите нами». И по зову, а еще чаще без зова отправляются в психологию представители кибернетики, биологии, социо­логии, этики и антропологии, чтобы поведать свое пони­мание личности.

Действительно, и антропология, и этика владеют куда более целостным образом человека, чем обладающие «ча­стичным» изображением человека некоторые направле­ния традиционной психологии.

В результате в поисках выхода из кризиса в области пси­хологии личности возникают волны ее модернизации, пред­ставители которых связывают избавление психологии от ее собственных противоречий либо с успехами других смежных наук, либо с получившими широкое распространение направлениями холистической психологии или более впле­тенной в сферу этики гуманистической психологии.

Одна из этих волн может быть названа волной антропологизации. Продуктивный момент «антропологизации» в психологии личности, касается ли он обращения к ант­ропогенезу при анализе индивидных свойств личности, особой психологической антропологии как основы психо­логии субъективности (В. И. Слободчиков) или же одухот­ворения человека в романтической поэтической антропо­логии (В. П. Зинченко), весьма перспективен как источник ценностной установки на поиск целостности реального че­ловека и одновременно протест против «частичных» обра­зов человека. Вместе с тем «антропологизация» психологии личности несет серьезный риск растворения собственных вопросов психологии личности в лоне философской мето­дологии и безграничного парения над океаном эмпиричес­ких фактов, с таким трудом добытых в конкретных облас­тях психологии.

Другая волна связана с «гуманизацией» и «этизацией» в психологии личности (Б. С. Братусь, А. Б. Орлов). По выра­жению Б. С. Братуся, академическая психология была пси­хологией, в которой победителей не судят. Она утратила духовное человечное в человеке. В отличие от академичес­кой психологии, «гуманитарная» психология обладает еще нереализованным потенциалом «ценностеполагания» (не путать с «целеобразованием»), который столь желанен для растерявшей жизненные идеалы личности. Но и «гумани­тарную психологию», черпающую свои силы в истории культуры, религии, филологии и этике, подстерегает опас­ность, пользуясь излюбленным выражением Л. С. Выготс­кого, отдать «богу богово», а «кесарю кесарево», т. е. от­дать человечное в человеке — этике и религии, а тело и познавательные процессы — биологии и академической, например, когнитивной психологии.

И, наконец, еще одна из волн модернизации, касающа­яся междисциплинарного статуса личности, могла бы быть охарактеризована как прагматическая философская «вестернизация» психологии личности. Старая формула «там хорошо, где нас нет», стимулируемая раскрепощением созна­ния от так называемого «советского империализма» в пси­хологии (В. Колга), приводит к ситуации, которая напоми­нает «плюрализм у разбитого корыта» (В. П. Зинченко). Над всем, что было создано в отечественной психологии, ста­вится «нигель», и «вместо нее», а не «вместе с ней» новое измерение наполняется такими направлениями, как психо­синтез (Р. Ассаджиоли), онтопсихология (А. Менегетга), нейролингвистическое программирование (Дж. Гриндер). Бес­спорно, опыт этих направлений интересен для синтеза в психологии личности, а также для обозначения точек пере­сечения гуманистической психологии и историко-эволюционного подхода в психологии. Грустно другое: увлечение этими направлениями приводит к тому, что в отечественной психологии личности вместе с водой выбрасывается и ребенок. В результате в общей картине поиска междисциплинарного синтеза представлений о личности возникает парадоксальная ситуация: психологи на Западе, разрабатывающие методо­логию гуманитарного знания о человеке, открывают для себя Л. С. Выготского, М. М. Бахтина, Н. А. Бернштейна, Ю. М. Лотмана и С. Л. Рубинштейна (см. работы ДжТибсона, Дж. Верча, Л. Смолки, В. Маттеуса, Л. Молла, Р. Харре и др. ), а отечественные психологи начинают напоминать «Иванов, не помнящих родства». Иными словами, с тем же рвением, с которым раньше через железный занавес критиковали западные направления психологии, сегодня со скепсисом поглядывают на методологию гуманитарных наук в своей стране.

Все сказанное лишний раз подтверждает, что междис­циплинарный статус проблемы личности выступает как необходимое условие поиска системных закономерностей развития человека в биогенезе, социогенезе и онтогене­зе, а не повод к растворению психологии личности в дру­гих естественных или социальных науках. Отсюда также следует, что для разрешения противоречий в психологии личности историко-эволюционный подход выделяет сквоз­ные закономерности развития человека, надстраивает бла­годаря этим закономерностям мост между различными сфе­рами исторического и естественноприродного изучения человека, а затем с опорой на конкретную методологию психологии «работает» с фактами уже в сфере собственно психологии личности.

Еще одно обстоятельство, свидетельствующее о необ­ходимости разработки историкоэволюционного подхода в психологии личности, непосредственно связано со спе­цификой переживаемого Россией исторического периода. Этот период может быть охарактеризован как период пере­хода от стабильной фазы к динамической фазе российской истории. В подобного рода период личность оказывается как бы заброшенной в историческую ситуацию развития (по аналогии с «социальной ситуацией развития» в смысле Л. С. Выготского), в которой происходит ломка традицион­ной системы ценностных ориентации, обостряется поиск личностной и групповой идентичности, возрастает влияние индивидуальных действий личности на траекторию разви­тия исторического процесса. В результате психолог для вы­работки логики действий, помогающих личности пережить драмы смутного времени, вынужден работать как психоис­торик, проектировать разные варианты ситуации истори­ческого развития, не ограничиваясь известной формулой «здесь и теперь».

Тем самым нынешнее время перемен подталкивает психолога к двойному испытанию историей. Ему пред­стоит выдержать проверку на чувствительность психо­логии личности к истории, а также на причастность пси­хологии личности к происходящим в стране переменам. Ареной для проверки чувствительности психологии по отношению к истории являются многолетние «бои за психологию в истории» (М. Блок, Л. Февр) и «бои за историю в психологии» (Л. С. Выготский). Одним из след­ствий этих многолетних дискуссий о взаимоотношениях между психологией и историей стало возникновение раз­личных гибридных дисциплин — «палеопсихологии» (Б. Ф. Поршнев), «исторической психологии» (И. Мейерсон, Ж. -П. Вернан и др. ) и «психоистории» (Э. Эриксен, Л. ДеМоуз).

Другим следствием выяснения взаимоотношений между историей и психологией является пересмотр самих исходных парадигм в разных областях психологии. Впечатляю­щим примером претензий психологов на причастность к происходящим в истории событиям может служить статья с нарочито эпатирующим названием «Социальная психо­логия как история», принадлежащая известному социаль­ному психологу К. Джерджену. Интенция такого рода пере­смотра парадигм в социальных и поведенческих науках во многом обусловлена установкой на превращение своей науки в науку, делающую историю, а не только изучающую ее. Именно такой попыткой откликнуться на вызов нашего тревожно­го времени и является историко-эволюционный подход в психологии личности как конструктивной действенной пси­хологии, а также организация опирающихся на этот под­ход служб практической психологии.

Перечень оснований, высвечивающих смысл постановки проблемы историко-эволюционного подхода в психологии личности, был бы бледным и неполным без упоминания еще одного завершающего обстоятельства: альфой и омегой историко-эволюционного подхода является выделение сози­дающего методологического потенциала практической психо­логии личности, призванной в перспективе вывести устав­шую от разных академических болезней психологию личности из кризиса. При всей своей «дикости» и эклектичности прак­тическая психология личности уже на ранних этапах своего рождения выполняет конструктивную функцию преодоле­ния психологии «частичного» человека. Она также изначаль­но сопротивляется различным внугридисциплинарным и меж­дисциплинарным дроблениям знаний о развитии человека в истории природы и общества. Практической психологии лич­ности тесно только лишь в рамках возрастной, педагогичес­кой, клинической или какой-нибудь другой отдельной от­расли психологической науки. В известном смысле практическая психология обречена на то «верхоглядство», без которого не существует никакого междисциплинарного синтеза. Поэтому, пока представители академической психо­логии спорят, относить ли М. М. Бахтина или Ю. М. Лотмана к обитателям пространства «истинной» психологии, или ос­тавить их за его границей, назвав «филологом» первого и «семиотиком» второго, практические психологи, например, уже строят процесс общения с учетом диалогической теории сознания и семиотической теории культуры (см., например, сборники Charting the Agenda. Educational Activity after Vygotsky. Ed. by H. Daniels, 1994; Vygotsky and Education. Instructional Implications and Applications of Sociohistorical Psyhology. Ed. by L. Moll, 1994). Тем самым в практической психологии лич­ности могут быть преодолены внутридисциплинарные и меж­дисциплинарные барьеры, затрудняющие построение пси­хологии развития личности. Источник методологического потенциала практической психологии, на оселке которой осу­ществляется проверка сильных и слабых сторон историко-эволюционного подхода, заключается в том, что объектом приложения ее усилий изначально оказывается конкретный человек в конкретной социоисторической ситуации разви­тия. Поэтому в поисках выхода из кризиса психологии личности остается вслед за Л. С. Выготским повторить, что практическая психология — тот камень, который презрели строители — стал во главу угла историко-эволюционного подхода, разработка которого может повлечь за собой изме­нение общественного статуса психологии в России, превра­щение ее в науку, делающую историю.

При разработке историко-эволюционного подхода в пси­хологии личности необходимо учитывать возможности раз­ных уровней методологии: философского, общенаучного, конкретно-научного уровней, а также уровня методики и техники исследования (Э. Г. Юдин), позволяющих увидеть картину развития человека в самых разных временных мас­штабах — от макроэволюции природы до динамики приня­тия решения в той или иной конкретной жизненной ситуа­ции. В связи с этим среди широкого спектра концепций развития человека далее будут названы, прежде всего, те, которые определили общий методологический каркас и смысл историко-эволюционного подхода в психологии лич­ности:

* концепция понимания человека как «мира человека», порождаемого в ходе естественноисторического про­цесса становления человечества (К. Маркс); » критика идеала рациональности в различных теориях познания (М. К. Мамардашвили);

» теория перехода биосферы в ноосферу (В. И. Вер­надский);

* концепция поведения неравновесных систем в неживой и живой природе (И. Пригожий);

* синтетическая теория эволюции (И. И. Шмальгаузен);

* концепция эволюционного прогресса (А. Н. Северцов, К. М. Завадский);

* представление о преадаптации в эволюционном про­цессе (Н. И. Вавилов);

* гипотеза о роли вариативного рассеивающего отбора в антропосоциогенезе (В. П. Алексеев);

* концепция эволюции целенаправленной активности в контексте «физиологии активности» (Н. А. Бернштепн);

* семиотическая концепция культуры (Ю. М. Лотман);

* диалогическая концепция гуманитарного познания (М. М. Бахтин);

* культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Л. С. Выготский);

* деятельностный подход в психологии (А. Н. Леонтъев, С. Л. Рубинштейн).

Наряду с указанными выше методологическими уста­новками существенную роль в разработке историко-эволюционного подхода в психологии личности также сыг­рали общепсихологическая теория установки (Д. Н. Узнадзе), концепция человекознания (Б. Г. Ананьев) и этогенический подход к социальному поведению (Р. Харре).

Все эти подходы и концепции оказались востребованы временем. Именно на их фундаменте надстраиваются ос­новные положения историко-эволюционного подхода в пси­хологии.

1. Историко-эволюционный подход в психологии лич­ности позволяет выделить универсальные закономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе и, тем самым, открывает возможность междисциплинар­ного и внутридисциплинарного синтеза представлений о психологии личности.

2. В историко-эволюционном подходе универсальные за­кономерности развития человека в биогенезе, социогенезе и персоногенезе находят свое выражение в общесистемных принципах, характеризующих динамику развития различ­ных эволюционирующих систем, понимании специфики ме­ханизмов эволюции, места индивидуальных элементов в генезисе систем, соотношения стабильности и изменчивос­ти эволюционирующих систем, а также позволяют опреде­лить перспективы развития психологии личности.

* В качестве общесистемных принципов анализа в исто­рико-эволюционном подходе выделяются следующие: прин­цип роста вариативности элементов системы как критерий прогрессивной эволюции; принцип взаимодействия тенден­ций к сохранению и изменению как условие развития эво­люционирующих систем, обеспечивающее их адаптацию и изменчивость; принцип возникновения избыточных пре-адаптивных элементов эволюционирующих систем, способ­ных обеспечить резерв вариативности этих систем в нео­пределенных критических ситуациях их существования; принцип возможности превращения преадаптивной актив­ности избыточных элементов эволюционирующей системы в адаптивную активность данной системы; принцип возра­стания влияния преадаптивных избыточных элементов эво­люционирующей системы на выбор дальнейшей траекто­рии ее развития в неопределенных критических ситуациях.

* Данные общие принципы развития эволюционирую­щих систем являются основой для пересмотра бытующих в разных науках о человеке и обществе полярных представле­ний о роли биологической эволюции в истории становле­ния человечества: представлений о полной «остановке» био­логической эволюции в социальной истории человечества и представлений о прямом продолжении биологической эво­люции в социальной истории человечества. На смену этим представлениям приходит гипотеза, согласно которой про­должающаяся в истории человечества эволюция образа жизни приводит к преобразованию закономерностей эволюции в антропосоциогенезе: переходу от отбора, стабилизирующе­го изменчивость вида, — к «рассеивающему отбору», обес­печивающему рост проявлений вариативности человеческо­го вида в динамично меняющейся природной и общественной среде. В контексте историко-эволюционного подхода обо­сновывается эвристичность гипотезы «рассеивающего отбоpa» в качестве ключа к пониманию эволюционного смысла возникновения различных индивидных свойств человека и проявлений индивидуальности личности в естественноис-торическом процессе.

* Индивидуальные особенности элементов эволюциони­рующей системы именно в системе приобретают свои новые самобытные специфичные качества и снабжают систему запа­сом адаптивной изменчивости, который может быть задей­ствован в неопределенных критических ситуациях. В свете опи­санного положения представляются необоснованными противопоставления вариативности индивида — виду, инди­видуальности личности — обществу, психологии индивиду­альных различий — общей психологии личности.

* В процессе эволюции социальных систем социотипические качества личности выражают тенденцию дан­ных систем к сохранению и могут в широком смысле быть охарактеризованы как адаптивные, а проявления инди­видуальности личности преимущественно отражают тен­денцию системы к изменению и, будучи преадаптивными по своему эволюционному смыслу, обеспечивают потенциальные возможности иных вариантов дальнейшей эволюции данной социальной системы.

* Историко-эволюционный подход позволяет прогно­зировать и структурировать поле проблем и направлений, с которыми связано будущее развитие психологии лич­ности: рост междисциплинарных исследований, опираю­щихся на универсальные закономерности развития сис­тем; переход при постановке проблем анализа развития личности от антропоцентрической феноменографической ориентации — к историко-эволюционной ориентации; появление дисциплин, рассматривающих психологию как конструктивную проектировочную науку, выступающую фактором эволюции общества.

3. В русле деятельностного подхода в настоящем учебни­ке «Психология личности» систематизированы принципы, на основе которых намечен путь к пониманию конкретных механизмов преобразования индивидных свойств человека и социально-исторического образа жизни человека в персоногенезе человека: принцип предметности; принцип активности; принцип неадаптивности; принцип опосредствования и сигнификации; принцип интериоризации — экстериоризации; принцип психологического анализа «по еди­ницам»; принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре целенаправленной деятельности человека.

* В деятельностном подходе к развитию личности для анализа взаимопереходов биогенеза, социогенеза и онто­генеза в процессе построения жизненного пути личности может быть использована схема системной детерминации развития личности. В этой схеме индивидные свойства че­ловека выступают как антропогенетические безличные предпосылки развития личности; социальная среда как источник развития личности; целенаправленная деятель­ность как основание и движущая сила развития личнос­ти, посредством которой осуществляется преобразование природы, культуры и человека.

* Данная схема системной детерминации развития личности снимает традиционную схему двойной детер­минации, сводящую развитие личности к разным вариан­там взаимодействия среды и наследственности, и основы­вающейся на таких сковывающих мышление установках, как антропоцентрическая парадигма мышления о человеке; абсолютизация филогенетических, социогенетических или онтогенетических закономерностей развития человека при­менительно к персоногенезу; гомеостатическая модель раз­вития человека.

* Схема системной детерминации развития личности позволяет провести систематизацию фактов, проблем и отраслей изучения личности в контексте историко-эволюционного подхода в психологии личности.

4. Историко-эволюционный подход в психологии лич­ности позволяет выявить в качестве единиц динамическо

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...